Буддийский образ жизни для мирян

Опубликовано khantibalo от 1 апреля, 2007 - 20:17
<<Назад
Буддизм для людей, живущих в обществе
Оглавление Далее>>
Глава 8. Буддийская нравственность и духовная практика
Перевод Таблица Оригинал

Буддийский образ жизни для мирян

Будда считал материальный достаток необходимым условием человеческого благополучия, а совершенствование в нравственности и духовное развитие - условием для счастливой, спокойной и удовлетворённой жизни.

Отрывок из книги В. Рахулы "Чему учил Будда":


Однажды человек по имени Дигхаджану посетил Будду и сказал:"Достопочтенный господин, мы - обычные миряне, ведущие семейную жизнь с женой и с детьми. Не преподаст ли нам Благословенный какое-то учение, которое вело бы к нашему счастью на этом свете и на том".

Будда рассказал ему, что есть четыре вещи, которые ведут к людскому счастью на этом свете. Первое: он должен быть умелым, производительным, усердным и деятельным, какой бы работой он ни занимался, и должен хорошо ее знать; он должен беречь свой праведно нажитый в поте лица доход; у него должны быть хорошие друзья, верные, ученые, добродетельные, великодушные и умные, которые помогут ему на правильном пути, в стороне от зла; четвертое: его траты должны быть разумными, в соответствии с его доходами, не слишком много и не слишком мало, т.е. он не должен ни скупо копить добро, ни быть расточительным - другими словами, он должен жить по средствам. Комментарий

Затем Будда изложил четыре добродетели, ведущие к счастью мирянина на том свете: (1) saddha: у него должна быть вера и доверие к нравственным, духовным и интеллектуальным ценностям; (2) sīla: он должен воздерживаться от уничтожения и причинения вреда живому, от воровства и мошенничества, от супружеской неверности, от лжи и от опьяняющих напитков; (3) cāga: он должен практиковать щедрость и благотворительность без привязанности и алчности к своему богатству; (4) paññā: он должен развивать мудрость, ведущую к полному уничтожению страдания, к осуществлению Ниббаны.

Иногда Будда даже вдавался в подробности того, как сберегать и тратить деньги, как, например, когда он говорил молодому человеку по имени Сигала, что тот должен тратить четверть своего дохода на повседневные издержки, половину вкладывать в дело и откладывать четверть на чёрный день. Комментарий

Однажды Будда сказал Анатхапиндике, великому ростовщику, одному из своих наиболее преданных учеников-мирян, который основал для него в Саваттхи прославленный монастырь Джетавана, что для ведущего обычную семейную жизнь мирянина есть четыре вида счастья. Первое счастье - радоваться экономической независимости и достатку, добытым честными и праведными средствами; второе - щедро тратить свое состояние на себя, свою семью, своих друзей и родственников, и на добрые дела; третье - свобода от долгов; четвертое - счастье жить чистой, непорочной жизнью, не допуская зло в мыслях, словах или делах.

Здесь следует отметить, что три из них - экономические, и что в конце концов Будда напомнил ростовщику, что экономическое и вещественное счастье "не стоит одной шестнадцатой" счастья, возникающего из доброй и непорочной жизни.

Из этих нескольких приведенных выше примеров можно видеть, что Будда считал экономическое благосостояние необходимым для человеческого счастья, но он не признавал настоящим и истинным успех, который только материален и лишен нравственной и духовной основы. Поощряя материальный успех, буддизм всегда делает большой акцент на развитии нравственных и духовных качеств для счастья, мира и довольствия в обществе.


Многие считают, что, дабы являться хорошим буддистом, человек должен полностью отрешиться от всего материального. Комментарий Это неверно. Будда учит, что хотя и можно наслаждаться материальными благами без ухода в крайности, мы также должны сознательно развивать духовные аспекты своей жизни. Будучи практикующими мирянами, мы можем наслаждаться чувственными удовольствиями, но не следует сверх меры привязываться к ним, потому что такая привязанность тормозит наш духовный прогресс. Буддизм подчеркивает необходимость следовать Срединному Пути. Учение Будды основано не на уничтожении мира, а на уничтожении неведения и эгоистичного желания.

<<Назад
Буддизм для людей, живущих в обществе
Оглавление Далее>>
Глава 8. Буддийская нравственность и духовная практика

Редакция перевода от 01.07.2015 19:52