Буддизм для людей, живущих в обществе

Опубликовано khantibalo от 1 апреля, 2007 - 20:17
<<Назад
Какова цель жизни?
Оглавление Далее>>
Буддийский образ жизни для мирян
Перевод Таблица Оригинал

Буддизм для людей, живущих в обществе

Эту религию можно практиковать как в обществе, так и в уединении

Отрывок из книги В. Рахулы "Чему учил Будда":


Есть люди, которые считают буддизм столь возвышенным и величественным учением, что обычные мужчины и женщины не могут практиковать его в нашем повседневном мире, и что тот, кто желает быть истинным буддистом, должен удалиться от этого мира в монастырь или иное тихое место.

Это - досадное недоразумение, обязанное, очевидно, недостаточному пониманию учения Будды. Люди приходят к таким скоропалительным и неверным выводам вследствие чего-то ими услышанного или случайно прочитанного о буддизме, написанного тем, кто, не имея всестороннего понимания предмета, дает лишь частичный и однобокий взгляд на него. Учение Будды предназначено не только для монахов в монастырях, но также и для живущих дома со своими семьями обычных мужчин и женщин. Благородный Восьмеричный Путь, являющийся буддийским образом жизни, предназначен для всех без различий. Продолжительное счастье достигается тогда, когда приводятся в гармонию четыре аспекта жизни: семейная жизнь, работа, общественная жизнь и духовная жизнь. Комментарий

Подавляющее большинство людей в этом мире не могут обратиться в монашество или уйти жить в пещеры или леса. При невозможности для большинства современных людей следовать буддизму в повседневной жизни, его учение пришлось бы счесть бесполезным для них, сколь чистым и благородным он ни был. Комментарий Но если вы правильно понимаете дух буддизма (а не только его букву), то наверняка можете следовать ему и практиковать его, пока живете жизнью обычного человека.

Некоторые могут счесть практику буддизма более легкой и удобной, поселившись в отдаленном, отрезанном от общества месте. Другие могут заключить, что такого рода уход делает скучным и подавляет как телесно, так и духовно все их существо, и потому это не может способствовать развитию в духовной и интеллектуальной сфере.

Истинное отрешение не означает телесный побег из мира. Сарипутта, старший ученик Будды, говорил, что один человек может жить в лесу, посвящая себя аскетическим практикам, но может быть полон нечистых мыслей и пороков; тогда как другой может жить в деревне или в городе, не подчиняя себя никаким аскетическим практикам, но ум его может быть чист и свободен от пороков. "Из этих двух", говорил Сарипутта, "живущий чистой жизнью в деревне или городе определенно намного превосходит и более велик, чем живущий в лесу." (Миджагала сутта, СН 35.63). Комментарий

Распространённое мнение о том, что для следования учению Будды необходимо отказаться от мирской жизни, является недоразумением. В действительности это бессознательная защита от того, чтобы его практиковать. В буддийских книгах есть множество ссылок на тех мужчин и женщин, которые, живя заурядной и обыкновенной семейной жизнью, успешно практиковали то, чему учил Будда, и осуществили Ниббану. Скиталец Ваччагота однажды прямо спросил Будду, есть ли ведущие семейную жизнь миряне и мирянки, которые успешно следовали его учению и достигли высокого уровня духовного совершенства.

Будда решительно заявил, что есть не один или два, не сотня, не две и не пять сотен, но много больше ведущих семейную жизнь мирян и мирянок, которые успешно следовали его учению и имеют большие достижения в этой практике. Комментарий Для некоторых людей может оказаться приемлемым жить уединённо в тихом месте вдали от шума и беспокойства. Но определенно более похвально и отважно практиковать буддизм, когда живёшь в обществе людей, оказывая им помощь и работая на их благо. Возможно, в некоторых случаях человеку полезно жить некоторое время в уединении, чтобы улучшить свой ум и нрав, в качестве предварительной нравственной, духовной и умственной подготовки, чтобы быть достаточно сильным для помощи другим по возвращении. Но если человек всю свою жизнь проводит в одиночестве, думая только о своем собственном счастье и "спасении", не заботясь о своих собратьях, это, конечно же, не будет строгим следованием учению Будды, которое основано на любви, сострадании и служении другим.

Кто-то может теперь спросить: "Если человек способен следовать буддизму в миру, то почему же Будда создал Сангху, Общину монахов?". Тем, кто желает посвятить свою жизнь не только собственному духовному и умственному развитию, но и служению другим, Община предоставляет такую возможность. От имеющего семью обычного мирянина нельзя ожидать, что он посвятит свою жизнь служению другим, тогда как монах, у которого нет семейной ответственности или иных мирских уз, в состоянии посвятить всю свою жизнь "на благо многих, на счастье многих", согласно совету Будды.


А что же это за благо, которое многие могут получить? Монахи и монахини не могут дать мирянину материальных благ, но могут предоставить духовное руководство для тех, кто имеет семейные, эмоциональные и другие похожие проблемы. Монахи и монахини посвящают жизнь познанию Дхаммы, которой учил Будда. Они объясняют учение в простой форме, понятной несведущим мирянам. Если же мирской последователь обладает приличным знанием, монахи дают возможность обсудить более глубокие аспекты учения, что позволит обоим получить пользу для интеллектуального развития.

В буддийских странах Сангха во многом отвечает за образование молодёжи. Благодаря её вкладу, населению буддийских стран прививаются духовные ценности, а сами люди становятся грамотными. Сангха также поддерживает людей, потерявших родственников и тех, кто опечален. Монахи объясняют, что всё человечество подвержено подобным неприятностям.

В свою очередь, мирянину необходимо следить за материальным благосостоянием Сангхи, которая не зарабатывает себе на еду, кров, лекарства и одежду. В буддизме считается, что, способствуя благосостоянию Сангхи, мирянин накапливает заслуги (хорошую карму), и это позволяет ему развивать собственную чистоту ума и дает возможность Сангхе удовлетворять духовную потребность людей.

<<Назад
Какова цель жизни?
Оглавление Далее>>
Буддийский образ жизни для мирян

Редакция перевода от 01.07.2015 19:51