Учение для всех

Опубликовано khantibalo от 28 марта, 2007 - 18:25
<<Назад
Глава 2. Его учение
Оглавление Далее>>
Сверхъестественные способности
Перевод Таблица Оригинал

Учение для всех

Будда подобен цветку – хотя его уже нет [физически] в нашем мире, но приятный запах его учения остаётся с нами навсегда.

Буддизм – это одна из самых древних религий, которую исповедуют в наши дни. Хотя названия многих религий, существовавших в Индии, уже забыты, но учение Будды (Дхамма) до сих пор соответствует нуждам человеческого общества. Причина состоит в том, что Будда, как духовный учитель, всегда считал себя человеком [а не богом], чьё учение имело задачу способствовать счастью и благополучию других людей. Основной целью Будды было помочь своим последователям жить нормальной жизнью без крайностей самоотречения или полного подчинения себя чувственным желаниям.

Практичность учения Будды выражается в том, что в нём не делается расчёт на достижение каждым последователем одной и той же цели за одну жизнь, поскольку каждая личность имеет собственную степень духовного загрязнения, отличную от других. Некоторые люди являются более продвинутыми в духовном плане, чем остальные, и они способны достичь бОльших высот в соответствии со своим уровнем развития. Но абсолютно каждый человек обладает потенциалом достичь конечной цели – состояния Будды, если он имеет решимость и волю для этого поступка.

Даже сейчас успокаивающий, мелодичный голос Будды как будто звенит у нас в ушах. Иногда нам немного стыдно, потому что мы полностью его не понимаем. Нередко мы восхваляем его учение и почитаем его самого, но даже не пытаемся практиковать то, чему Будда учил. Учение Будды оказывало влияние на всех людей в течение тысяч лет, причём как на верующих, так и на атеистов. Его учение предназначено для всех.

Будда подобен цветку – хотя его уже нет в этом мире, но приятный запах и утонченный аромат его учений распространился повсюду. Это нежное и проникновенное благоухание облегчило страдания и принесло умиротворение миллионам людей. Этот восхитительный запах вдохновил и придал энергии каждому народу, в который он проник. Учения Будды завоевали сердца многих потому, что они распространялись не при помощи оружия или власти, а при помощи любви и сострадания к людям. На этом пути не пролита ни одна капля крови. Буддизм побеждает тёплой рукой любви, а не холодной лапой войны. В буддизме нет места страху перед высшими существами или перед вечным адом.

За прошедшие с рождения Будды 25 веков в мире произошло много изменений. Появлялись и исчезали целые царства, происходил расцвет и упадок стран и народов. Хотя эти цивилизации уже давным-давно забыты, имя Будды до сих пор остаётся живым и непреходящим в умах миллионов людей. Царство праведности, которое он построил, до сих пор прочно и сильно. Хотя многие храмы, пагоды, изображения, библиотеки и другие символы, созданные в его честь, со временем были уничтожены религиозными фанатиками, благородное незапятнанное имя и учение Будды остаётся в умах людей, способных к пониманию.

Будда учил, что высшее завоевание для человека – это не подчинение других, а покорение самого себя. В 103 стихе Дхаммапады он говорит: "Кто-то может победить в битве миллион человек, но величайший победитель - это победивший себя самого.". Комментарий Возможно, лучший пример тому, как мягкое учение милосердного Будды смогло изменить самого жестокого человека – это случай с императором Ашокой[1]. Спустя двести лет после смерти Будды этот царь вёл безжалостные войны по всей Индии и тем самым приносил большие страдания и страх людям. Но, приняв Дхамму, он раскаялся в том зле, которое совершил. Мы сейчас помним и чтим Ашоку за то, что встав на путь миролюбия, он начал другую битву – битву за мир для людей. Он стал живым неоспоримым доказательством правоты Будды, который утверждал, что настоящее величие происходит от любви, а не от ненависти, от смирения, а не от гордости, от сострадания, а не от жестокости.

Обращение Ашоки от жестокости к доброте было настолько полным, что он даже запретил убийство животных в своём королевстве. Он осознал, что его подчинённые воровали из-за бедности, и поэтому занялся борьбой с бедностью в своём королевстве. Но, прежде всего, он дал буддистам совет всегда помнить наставление их учителя и никогда не принуждать последователей других учителей к принятию буддийских взглядов. Из истории нам известны правители, которые, обратившись в какую-то религию, удовлетворяли свою жажду крови распространением этой религии силой оружия. Только буддизм может гордиться столь великим королём, которому не было равных как до, так и после него.

Учение Будды передавалось для того, чтобы общество смогло стать культурным, цивилизованным и жить в мире и гармонии. Все наиболее сложные проблемы в жизни можно лучше понять, если мы попробуем изучить и начать практиковать его учение. Подход Будды к проблемам и страданиям людей является прямым и непосредственным.

Будда – величайший победитель. Он завоевал мир своим абсолютно надёжным оружием любви и истины. Его учение освещает людям путь из мира темноты, ненависти и страдания в новый мир света, любви и счастья.


Примечание редактора

1. Ашока (ок. 290-220 гг. до н.э.) – величайший буддийский правитель в истории Индии из династии Маурьев, правивший ок. 268 - 231г. до н.э. Через 8 лет с начала правления после жестокого покорения небольшого царства Калинга (ныне индийский штат Орисса) он поклялся больше никогда не поднимать оружие, принял учение Будды и всячески содействовал распространению буддизма. Считается, что для прекращении разногласий и наведения порядка в Сангхе Ашока приказал собрать третий собор, который состоялся в городе Паталипутре ок. 253 г. до н. э. На этом соборе были унифицированы основы учения школы Тхеравады, а те кто отказался следовать этим доктринам, были изгнаны из Сангхи как еретики. Колесо Дхаммы Ашоки изображено на флаге Индии, а столб Ашоки с четырьмя львами на вершине, стоящими по четырем сторонам света символизирующее мирное сосуществование Дхаммы и стал национальным символом Индии как постоянное напоминание каким должно быть правительство страны. Еще об Ашоке см. в главе 14.

<<Назад
Глава 2. Его учение
Оглавление Далее>>
Сверхъестественные способности

Редакция перевода от 01.07.2015 13:40