Практика Дхаммы мирскими последователями

Опубликовано khantibalo от 22 марта, 2007 - 20:44
<<Назад
Декламация
Оглавление Далее>>
Дни соблюдения особых предписаний (Упосатха)
Перевод Таблица Оригинал

Практика Дхаммы мирскими последователями

Какой практикой должен заниматься буддист-мирянин помимо той, что совершается им дома перед образом Будды? Данная тема выходит за рамки этой брошюры. Все наиболее важные аспекты практики Дхаммы мирянами вне дома изложены в других книгах. Здесь я могу лишь упомянуть следующие виды:

Бескорыстное жертвование (dāna)

Сюда входит пожертвование материальных предметов (āmisa-dāna), например подаяние монахам, милостыня бедным, пища голодающим и т.п. Для этого вида практики всегда есть возможность в нашем перенаселённом мире. Те буддисты, у которых достаточно в необходимых для жизни вещей (денег, одежд, пищи, жилья и лекарств) должны практиковать бескорыстное жертвование с мыслью, что отданное ими сохранено наилучшим образом, а оставленное себе - потеряно. Данный поступок, вектор которого направлен в противоположную сторону мирской тенденции жажды и привязанности, очень важен в нашей материалистической цивилизации с её акцентом на приобретение и накопление личного имущества. Совсем немногое достижимо в практике Дхаммы до тех пор, пока вы не откроете своё сердце и свою щедрость для окружающих.

Пожертвование Дхаммы (dhamma-dāna) представляет собой дар полезного учения и совета людям. Необходимо знать, что принесёт им пользу, чтобы ваш дар послужил своей благой цели. Будда сказал, что в этом мире Дхамма является наивысшим даром:

Дар дхаммы превосходит всякий дар; Комментарий
сладость дхаммы превосходит всякую сладость;
Радость дхаммы превосходит всякую радость;
уничтожающая жажду, она побеждает любые страдания (dukkha).

Дхаммапада, 354

По мере использования материальных предметов, они изнашиваются, но в процессе практики Дхамма возрастает. Материальное приносит пользу только в этой жизни, но благотворное влияние практикуемой Дхаммы зримо как в этой жизни, та и в будущих.

Пожертвование бесстрашия (abhaya-dāna). Это значит поступать таким образом, чтобы у других существ не было повода для страха. Пожертвование бесстрашия является ещё одним названием практики дружелюбие (mettā), которая основана на нравственном поведении (sīla).

Нравственное поведение

Пять правил нравственного поведения уже рассматривались выше. В процессе рассмотрения практики во время дней Упосатхи мы также коснёмся Восьми правил нравственного поведения. Помимо собственно правил, направляющих нас в должном поведении, следует также изучить проповеди Будды, такие как Сигаловада сутта (ДН 31), в которой даются принципы, ведущие к созданию гармоничного общества. Комментарий Оно должно быть основано на умелых умственных качествах человека, для развития которых совершенно необходим следующий вид практики:

Развитие ума (Bhāvanā)

Четыре возвышенных состояния ума (brahmavihāra: дружелюбие, сострадание, сопереживающая радость и безмятежное наблюдение) приносят двойное благо: внутренняя гармония и мирные отношения с другими людьми. Важность этого вида буддийской практики трудно переоценить. Четыре состояния являются учителями для сердца и чувств и, с буддийской точки зрения, лучше быть мягким и не агрессивным человеком, пусть даже и не обладающим глубокими познаниями Дхаммы. Такой человек демонстрирует, что он был обуздан Дхаммой непричинения вреда, в то время как одни лишь знания, не подкреплённые реальной практикой, приводят лишь к большему самомнению и росту всевозможных воззрений (diṭṭhi).

Изучение текстов палийского канона, в особенности из Ангуттара Никаи, позволит вам получить множество ценных советов, которые Будда дал мирянам по их практике. Может быть полезным составить из этих текстов отдельный сборник и читать его время от времени. Вы можете включить чтение подходящих фрагментов в ежедневную вечернюю практику или по дням Упосатхи. Это подводит нас ко второй части книги.

<<Назад
Декламация
Оглавление Далее>>
Дни соблюдения особых предписаний (Упосатха)

Редакция перевода от 19.07.2016 16:11