Воспоминания

Опубликовано khantibalo от 22 марта, 2008 - 22:58
<<Назад
Пять правил нравственного поведения
Оглавление Далее>>
Медитация
Перевод Таблица Оригинал

Воспоминания

Воспоминание о трёх драгоценностях

Три драгоценности (ratana): Будда, Дхамма и Сангха превосходят все другие сокровища, потому что они обладают сущностью Постижения и лежат за пределами мира рождений и смертей. Признавая столь большую их ценность, мы ежедневно декламируем строфы, говорящие о достоинствах Трёх Драгоценностей:

Воспоминание о Будде

Благословенный действительно является таким: он достойный, постигший в совершенстве, обладающий знанием и [благим] поведением, достигший блага, знаток мира, несравненный проводник существ [,подходящих] для обуздания, учитель богов и людей, Будда, благословенный. Комментарий

Воспоминание о Дхамме

Хорошо разъяснена Благословенным Дхамма, видимая непосредственно, не требующая времени, приглашающая прийти и увидеть, ведущая к цели, может быть самостоятельно испытана мудрыми. Комментарий

Воспоминание о Сангхе

Сообщество (Сангха) учеников Благословенного вступило на хороший путь, сообщество учеников Благословенного вступило на прямой путь, сообщество учеников Благословенного вступило на верный путь, сообщество учеников Благословенного вступило на должный путь, а именно четыре пары, восемь типов личностей. Это сообщество учеников Благословенного заслуживает даров, заслуживает гостеприимства, заслуживает подношений, заслуживает почтительного приветствия, несравненное поле заслуг для мира. Комментарий

Польза от этих воспоминаний, когда они декламируются раз или два раза в день, заключается в постепенно растущей признательности Трём Драгоценностям. Это подобно драгоценному бальзаму в прозрачном сосуде, весь объём которого последовательно наполняется прекрасным ароматом.

Подтверждение приверженности Трём Драгоценностям

Перед тем, как перейти к декламации других памятований, можно прочесть эти строфы, пришедшие к нам со Шри Ланки и предназначенные для укрепления своей приверженности Трём Драгоценностям. Неразвитый и несконцентрированный ум с лёгкостью принимает прибежище в непостоянных и изменчивых вещах этого мира, пренебрегая истинным прибежищем, которое подобно брильянту несравненного блеска и твёрдости, лежащему в основе вашей практики Дхаммы. Чтобы отрешиться от догматичных и материалистических прибежищ, вы декламируете:

Нет для меня другого прибежища, Комментарий
воистину Будда - моё прибежище,
пусть благодаря провозглашению этой истины
я буду продвигаться по пути Учителя.

Нет для меня другого прибежища, Комментарий
воистину Дхамма - моё прибежище
пусть благодаря провозглашению этой истины
я буду продвигаться по пути Учителя.

Нет для меня другого прибежища, Комментарий
воистину Сангха - моё прибежище
пусть благодаря провозглашению этой истины
я буду продвигаться по пути Учителя.

Ум человека, который твёрдо привержен Трём Прибежищам не страдает от неуверенности и колебаний. У него не возникает мыслей, таких как "Был ли Будда в самом деле постигшим?". Комментарий Когда развита твёрдая приверженность Трём Драгоценностям, скептицизм (vicikicchā), являющийся препятствием к достижению глубоких состояний медитации, больше не беспокоит ваш ум.

Пять тем для ежедневного обдумывания
(для женщины или мужчины, мирянина или монаха)

Существуют и другие доступные нам воспоминания, которые помогают ценить рождение в форме человека. Люди стремятся избежать контактов со всем, что напоминает о старости, болезнях и смерти, в то же время сильно привязываясь к живым существам и неживым объектам. Некоторые также пытаются отрицать моральную ответственность за свои поступки. Комментарий Приведённые ниже воспоминания высвечивают эти заблуждения, и помогают нам чётко распознать их. Поэтому Будда сказал, что все его последователи должны ежедневно заниматься этой практикой.

Я подвержен старению. Комментарий Я не преодолел старость.
Я подвержен болезням. Я не преодолел болезни.
Я подвержен смерти. Я не преодолел смерть.
Всё, что у меня есть, всё любимое и приятное, изменится и исчезнет.
Я - хозяин своей кармы, наследник своей кармы, рождён благодаря моей карме, связан со своей кармой, живу, поддерживаемый моей кармой. Какую бы карму я не накопил - хорошую или плохую, именно её я и унаследую.

Это воспоминание особенно эффективно для развития умственных качеств настойчивости и избавления от лени и сонливости. При ежедневном повторении данные строфы позволяют развить чувство ценности человеческой жизни и подталкивают к использованию этих редких условий наилучшим образом.

Развитие дружелюбия

Есть ещё одна полезная практика, которое противодействует состояниям ума, основанным на ненависти (dosa). Это медитация дружелюбия (mettā-bhāvanā), широко распространённая в буддийских странах. Она даёт множество преимуществ, начиная от возрастания личного счастья и приобретения множества хороших друзей, вплоть до облегчения медитативной практики и обретения благоприятного перерождения благодаря отсутствию спутанности ума в момент смерти. Поэтому, в процессе ежедневной практики вы можете, в соответствии с широко распространённой во всех буддийских странах Юго-Восточной Азии традицией, продекламировать следующие строфы:

Пусть во мне не будет враждебности Комментарий
пусть я не буду приносить страданий
пусть у меня не будет умственных и телесных страданий
пусть я смогу сохранить собственное счастье
Какие бы ни были существа - пусть у них не будет ненависти
Какие бы ни были существа - пусть они не приносят страданий
Какие бы ни были существа - пусть у них не будет умственных и телесных страданий
Какие бы ни были существа - пусть они смогут сохранить собственное счастье

При декламации всех приведённых в этом разделе воспоминаний, нужно стараться избегать спешки. Уделите всем им достаточно времени, делая паузу после чтения каждой фразы. Так вы подготовите ум к следующей части ежедневной практики.

<<Назад
Пять правил нравственного поведения
Оглавление Далее>>
Медитация

Редакция перевода от 19.07.2016 13:37