<<Назад Пять правил нравственного поведения |
Оглавление |
Далее>> Медитация |
Перевод | Таблица | Оригинал |
Воспоминания
Воспоминание о трёх драгоценностях
Три драгоценности (ratana): Будда, Дхамма и Сангха превосходят все другие сокровища, потому что они обладают сущностью Постижения и лежат за пределами мира рождений и смертей. Признавая столь большую их ценность, мы ежедневно декламируем строфы, говорящие о достоинствах Трёх Драгоценностей:
Воспоминание о Будде
Благословенный действительно является таким: он достойный, постигший в совершенстве, обладающий знанием и [благим] поведением, достигший блага, знаток мира, несравненный проводник существ [,подходящих] для обуздания, учитель богов и людей, Будда, благословенный.![]()
Воспоминание о Дхамме
Хорошо разъяснена Благословенным Дхамма, видимая непосредственно, не требующая времени, приглашающая прийти и увидеть, ведущая к цели, может быть самостоятельно испытана мудрыми.![]()
Воспоминание о Сангхе
Сообщество (Сангха) учеников Благословенного вступило на хороший путь, сообщество учеников Благословенного вступило на прямой путь, сообщество учеников Благословенного вступило на верный путь, сообщество учеников Благословенного вступило на должный путь, а именно четыре пары, восемь типов личностей. Это сообщество учеников Благословенного заслуживает даров, заслуживает гостеприимства, заслуживает подношений, заслуживает почтительного приветствия, несравненное поле заслуг для мира.![]()
Польза от этих воспоминаний, когда они декламируются раз или два раза в день, заключается в постепенно растущей признательности Трём Драгоценностям. Это подобно драгоценному бальзаму в прозрачном сосуде, весь объём которого последовательно наполняется прекрасным ароматом.
Подтверждение приверженности Трём Драгоценностям
Перед тем, как перейти к декламации других памятований, можно прочесть эти строфы, пришедшие к нам со Шри Ланки и предназначенные для укрепления своей приверженности Трём Драгоценностям. Неразвитый и несконцентрированный ум с лёгкостью принимает прибежище в непостоянных и изменчивых вещах этого мира, пренебрегая истинным прибежищем, которое подобно брильянту несравненного блеска и твёрдости, лежащему в основе вашей практики Дхаммы. Чтобы отрешиться от догматичных и материалистических прибежищ, вы декламируете:
Нет для меня другого прибежища,![]()
воистину Будда - моё прибежище,
пусть благодаря провозглашению этой истины
я буду продвигаться по пути Учителя.
Нет для меня другого прибежища,![]()
воистину Дхамма - моё прибежище
пусть благодаря провозглашению этой истины
я буду продвигаться по пути Учителя.
Нет для меня другого прибежища,![]()
воистину Сангха - моё прибежище
пусть благодаря провозглашению этой истины
я буду продвигаться по пути Учителя.
Ум человека, который твёрдо привержен Трём Прибежищам не страдает от неуверенности и колебаний. У него не возникает мыслей, таких как "Был ли Будда в самом деле постигшим?".
Когда развита твёрдая приверженность Трём Драгоценностям, скептицизм (vicikicchā), являющийся препятствием к достижению глубоких состояний медитации, больше не беспокоит ваш ум.
Пять тем для ежедневного обдумывания
(для женщины или мужчины, мирянина или монаха)
Существуют и другие доступные нам воспоминания, которые помогают ценить рождение в форме человека.
Люди стремятся избежать контактов со всем, что напоминает о старости, болезнях и смерти, в то же время сильно привязываясь к живым существам и неживым объектам.
Некоторые также пытаются отрицать моральную ответственность за свои поступки.
Приведённые ниже воспоминания высвечивают эти заблуждения, и помогают нам чётко распознать их.
Поэтому Будда сказал, что все его последователи должны ежедневно заниматься этой практикой.
Я подвержен старению.Я не преодолел старость.
Я подвержен болезням. Я не преодолел болезни.
Я подвержен смерти. Я не преодолел смерть.
Всё, что у меня есть, всё любимое и приятное, изменится и исчезнет.
Я - хозяин своей кармы, наследник своей кармы, рождён благодаря моей карме, связан со своей кармой, живу, поддерживаемый моей кармой. Какую бы карму я не накопил - хорошую или плохую, именно её я и унаследую.
Это воспоминание особенно эффективно для развития умственных качеств настойчивости и избавления от лени и сонливости. При ежедневном повторении данные строфы позволяют развить чувство ценности человеческой жизни и подталкивают к использованию этих редких условий наилучшим образом.
Развитие дружелюбия
Есть ещё одна полезная практика, которое противодействует состояниям ума, основанным на ненависти (dosa). Это медитация дружелюбия (mettā-bhāvanā), широко распространённая в буддийских странах. Она даёт множество преимуществ, начиная от возрастания личного счастья и приобретения множества хороших друзей, вплоть до облегчения медитативной практики и обретения благоприятного перерождения благодаря отсутствию спутанности ума в момент смерти. Поэтому, в процессе ежедневной практики вы можете, в соответствии с широко распространённой во всех буддийских странах Юго-Восточной Азии традицией, продекламировать следующие строфы:
Пусть во мне не будет враждебности![]()
пусть я не буду приносить страданий
пусть у меня не будет умственных и телесных страданий
пусть я смогу сохранить собственное счастье
Какие бы ни были существа - пусть у них не будет ненависти
Какие бы ни были существа - пусть они не приносят страданий
Какие бы ни были существа - пусть у них не будет умственных и телесных страданий
Какие бы ни были существа - пусть они смогут сохранить собственное счастье
При декламации всех приведённых в этом разделе воспоминаний, нужно стараться избегать спешки. Уделите всем им достаточно времени, делая паузу после чтения каждой фразы. Так вы подготовите ум к следующей части ежедневной практики.
<<Назад Пять правил нравственного поведения |
Оглавление |
Далее>> Медитация |
Редакция перевода от 19.07.2016 13:37
- Оставить комментарий
- 1283 просмотра