Почитание изображений Будды

Опубликовано khantibalo от 18 апреля, 2010 - 14:06
<<Назад
Ступы
Оглавление Далее>>
Подношения монашеской общине
Перевод Таблица Оригинал
Почитание изображений Будды

Выражение почтения и уважения становится всё менее распространённым в нашем так называемом "равноправном" обществе. Одной из причин может быть трудность, с которой встречаются некоторые люди в попытках отличить выражение почтения от заискивания или благоговейного страха перед кем или чем-либо. Некоторые считают, что преклонение перед изображением другого человека является самоуничижением и самопринижением.

Однако, выражая почтение кому-то другому, мы также свидетельствуем о таком же отношении к самим себе, поэтому мы используем язык тела, чтобы признать и выразить через его движение и позы чувство священного. Например, голова, являющаяся нашей наивысшей точкой, может символизировать интеллект, в то время как область сердца является местом приверженности, теплоты и доверия. Руки выражают щедрость и дарение, просьбы, чувства и намерения, а ноги, в прямом и переносном смысле символизируют наш контакт с землёй, с "реальностью".

В традиции принято не направлять свои ноги в сторону людей или алтаря, а держать их под собой сложенными вместе. Комментарий Верхняя часть тела - голова, руки и грудь широко используются для выражения почтения путём совершения поклона, наклона головы вперёд и жеста уважения (añjali).

Жест уважения (Añjali)

Данный жест выполняется следующим образом: ладони с выпрямленными пальцами складываются вместе и помещаются на груди, затем они поднимаются вверх на уровень лба, при этом голова немного склоняется вперёд как бы "встречая" их. Совершаемое тем самым действие является символическим указанием руками на голову - высшую часть тела, являющуюся местом пребывания способности к мудрости.

Точно так же и во время декламации ладони складываются аналогичным образом и помещаются на уровне сердца, указывая или акцентируя внимание при помощи рук на сердце как месте пребывания чувств.

Данный жест уважения, помимо вышеперечисленных ситуаций используется также чтобы войти в сферу восприятия другого человека. Очень часто члены монашеской общины совершают añjali пред тем как обратиться или привлечь внимание другого монаха, выражая с его помощью намерение или желание говорить. Это похоже на используемые нами слова "извините" или "позвольте". Кроме того, данный жест является формой приветствия, использующийся вместо рукопожатия при встрече, уходе, или просьбе обратиться.

Среди членов монашеской общины он часто используется во время встречи и перед тем как помочь другому, например, взять сосуд для подаяния или тяжёлый багаж другого монаха, а также оказать любую другую помощь.

Поклон

Другим видом выражения почтения является поклон. В буддийских традициях насчитывается несколько его вариантов.

Последователи Тибетского Буддизма склоняют всё тело [до лежачего положения], в японских школах поклон совершается стоя, наклоняя туловище. На Шри-Ланке буддисты склоняют голову стоя на корточках.

Мы здесь используем тайский вариант поклона "пятью частями", название которого происходит от совершаемого касания пола пятью точками тела одновременно.

В этом виде поклона подразумевается, что человек стоит на коленях и его руки сложены у груди в жесте уважения (añjali). Ладони поднимаются ко лбу и голова немного склоняется, чтобы встретить их. Затем туловище наклоняется вперёд таким образом, чтобы предплечья легли полностью на пол, а голова коснулась пола между ладонями. Таким образом, голова, предплечья и ладони составляют пять точек касания.

Этот жест совершается трижды - в первый раз Будде, во второй раз Дхамме и в третий раз - Сангхе. После третьего поклона голова немного склоняется вперёд, завершая процедуру.

Используемые здесь физические движения могут оказаться невозможными для некоторых людей (инвалиды и др.), поэтому для них допустимо совершать поклон в возможной для них форме, например в положении стоя, наклоняя туловище вперёд. Комментарий

Данный жест должен по своей сути выражать чувство спокойного сосредоточения, потому что ритуал, совершаемый без осознанности, сосредоточенности и искренности из красивого акта уважения и почтения превращается в бессмысленное и неуклюжее сгибание тела. Комментарий

Глубина смысла, который передаёт данный поклон, такова, что при невозможности осознанного совершения, лучше вообще воздерживаться от него. Кроме того, совершая поклон, важно направлять его в сторону того человека или алтаря, который вы хотите почтить.

Этот поклон может стать частью краткого, но очень важного акта приверженности, совершаемого в отношении алтаря или образа Будды в начале и конце каждого дня. Он может быть первым поступком, который вы совершаете, проснувшись и последним перед отходом ко сну. Это собирает спутанный ум для хорошего сна и готовит его к началу нового дня.

В Таиланде поклоны совершаются не только в направлении монахов и монахинь, но и в отношении уважаемых людей. Поэтому, в культуре, где люди часто общаются сидя на полу, проявлением вежливости является небольшой наклон туловища вперёд, когда человек желает присоединиться к уже идущему мероприятию, проходя рядом или между беседующими людьми.

Это даёт возможность уменьшить чувство навязчивости, вызываемое вашим появлением, и позволяет выразить своё внимание к другим, когда вы проходите через группу людей.

Аналогичное отношение используется и касаемо изображений Будды, таким образом человек не возвышается над ними, а относится к этим изображениям с должным уважением и почтением. Комментарий

<<Назад
Ступы
Оглавление Далее>>
Подношения монашеской общине

Редакция перевода от 15.09.2019 12:45