Строфа 3, 4 и 5

Опубликовано khantibalo от

7. Tirokuṭṭasuttaṃ

Поэтому те, кто обладает состраданием, подают родственникам
чистое, прекрасное, подходящее питьё и еду в нужное время.
[Думая:] "Пусть это пойдёт родственникам, пусть родственники будут счастливы!".

Комментарий говорит, что если люди подают ради умерших родственников, даже не помня их из-за дурных поступков последних, такие люди называются обладающими состраданием. Под родственниками предлагается понимать всех, кто связан по материнской и отцовской линии. Может быть подана любая вещь, не только еда и питьё и подаётся она в то время, когда голодные духи родственников пришли и стоят за стенами и в других местах. Подавать нужно с мыслью "Пусть это пойдёт родственникам, пусть родственники будут счастливы!". Нянамоли Тхера в своём переводе пишет, что это надо сказать вслух, хотя  в комментарии нет этому подтверждения.

Комментарий делает здесь оговорку, что благо духам родственников приносит не само посвящение заслуг, потому что одно существо не может унаследовать плод поступков другого. Духи родственников в то время собираются вместе и понимают, что дары посвящаются им. Духи сорадуются благому поступку, будучи полностью убеждены в плоде поступка, думая "пусть это подношение даров пойдёт нам во благо и счастье".

7. Tirokuṭṭasuttaṃ

Те, кто пришёл, те родственники, ставшие [голодными] духами, собравшиеся
вокруг еды и напитков, от всего сердца сорадуются
[говоря:] "Пусть наши родственники живут долго, по причине которых мы получаем [этот дар].
И нам оказали почтение и дарители без плода не остались.

Они так говорят, потому что получаемое ими благо трёхфакторное: с их собственным сорадованием, с посвящением дарителя и с великолепием получателей [а именно общины, возглавляемой Буддой]. Дарители без плода не остались по той причине, что их поступок порождает плод немедленно, в той же непрерывности ума, в которой он был совершён.

Далее комментарий разбирает вопрос "только ли ли родственники, родившиеся голодными духами, обретают благо или другие тоже?". В качестве ответа приводится АН 10.177. В ней Будде задают вопрос, получают ли умершие родственники благо от подношений. Будда отвечает, что в некоторых случаях получают, а в некоторых случаях нет. В ответ на просьбу объяснить эти случаи Будда говорит, что во всех мирах существа питаются своей пищей, кроме мира голодных духов, где существа питаются как раз тем, что поднесут родственники, друзья, компаньоны и члены семьи. И даже если конкретный родственник не переродился там, с учётом безначальности сансары там обязательно окажутся какие-то родственники или члены семьи.

Кроме того, Будда объясняет, почему дарители никогда не остаются без плода. Даже если человек совершал дурные поступки, но при этом совершал подношения отшельникам и брахманам, он, переродившись животным (khantibalo: в сутте приводятся только домашние животные) получает благо своих даров - ему дают еду, питьё и прочее. Если же человек совершал благие поступки и совершал подношения, он возрождается человеком или божеством и наслаждается пятью связками человеческих или божественных удовольствий соответственно. Таков плод дарителей.