Наставление об упадке - parābhava suttaṃ (СНп 1.6)

Опубликовано khantibalo от 4 июля, 2016 - 11:53

В ответ на вопрос божества Будда объясняет что приводит к упадку и краху.

К этом наставлению переведён палийский комментарий, объясняющий историю его происхождения и смысл некоторых фрагментов.

<<Назад
Наставление Касибхарадвадже - kasībhāradvāja suttaṃ (СНп 1.4)
Оглавление Далее>>
Наставление Алаваке - āḷavakasuttaṃ (СНп 1.10)
Перевод Таблица Оригинал

Наставление об упадке (СНп 1.6)

Так я слышал: однажды Благословенный находился в Саваттхи, в роще [принца] Джеты, в монастыре Анатхапиндики. И вот однажды, когда ночь была почти на исходе одно божество явилось в рощу Джеты, и, осветив всю её своим великолепным сиянием, подошло к Благословенному. Подойдя, оно почтительно поприветствовало Благословенного и встало в одной стороне. Стоя в одной стороне оно обратилось к Благословенному стихами:

Мы спрашиваем вас, о Готама, о человеке, приходящем в упадок.
Мы пришли спросить вас, – в чём причина его упадка?

– Легко узнать процветающего, легко узнать и приходящего в упадок;
кто возлюбил благое Учение, тот процветающий, кто возненавидел его, тот в упадке.

– Мы понимаем, это действительно так, это первая причина упадка.
О втором теперь поведайте нам, о Благословенный, – в чем причина его упадка?

– Дурные люди приятны ему, хорошие же ему не приятны;
он одобряет дурные учения – такова причина его упадка. Комментарий

– Мы понимаем, это действительно так, это вторая причина упадка.
О третьем теперь поведайте нам, о Благословенный, – в чем причина его упадка?

– Сонливый, любящий компании, не прилагающий усилий человек, Комментарий
ленивый и с присущим ему гневом - такова причина его упадка.

– Мы понимаем, это действительно так, это третья причина упадка.
О четвёртом теперь поведайте нам, о Благословенный, – в чем причина его упадка?

– Тот, кто мать или отца, состарившихся, чья молодость прошла,
будучи способен, не поддерживает – такова причина его упадка.

– Мы понимаем, это действительно так, это четвёртая причина упадка.
О пятом теперь поведайте нам, о Благословенный, – в чем причина его упадка?

– Тот, кто брахмана, отшельника или даже другого человека, живущего подаянием,
ложной речью обманывает – такова причина его упадка.

– Мы понимаем, это действительно так, это пятая причина упадка.
О шестом теперь поведайте нам, о Благословенный, – в чем причина его упадка?

– Человек со многими богатствами, обладает золотом и пищей,
но он ест лакомства один – такова причина его упадка.

– Мы понимаем, это действительно так, это шестая причина упадка.
О седьмом теперь поведайте нам, о Благословенный, – в чем причина его упадка?

– Тот человек, который гордится своим происхождением, богатством и родом,
презирает своего родственника, – такова причина его упадка.

– Мы понимаем, это действительно так, это седьмая причина упадка.
О восьмом теперь поведайте нам, о Благословенный, – в чем причина его упадка?

– Тот человек, кто пристрастился к женщинам, спиртным напиткам и азартным играм,
всё приобретённое им расточает – такова причина его упадка.

– Мы понимаем, это действительно так, это восьмая причина упадка.
О девятом теперь поведайте нам, о Благословенный, – в чем причина его упадка?

– Тот, кто не довольствуется своими жёнами, кого видят в компании проституток
и чужих жён – такова причина его упадка.

– Мы понимаем, это действительно так, это девятая причина упадка.
О десятом теперь поведайте нам, о Благословенный, – в чем причина его упадка?

– Человек, чья молодость прошла, приводит в дом [девушку] с грудью как плод Тимбару Комментарий
и не спит из ревности к ней – такова причина его упадка.

– Мы понимаем, это действительно так, это десятая причина упадка.
Об одиннадцатом теперь поведайте нам, о Благословенный, – в чем причина его упадка?

– Тот кто женщину или мужчину с пристрастиями, растратчика, Комментарий
наделяет властью – такова причина его упадка.

– Мы понимаем, это действительно так, это одиннадцатая причина упадка.
О двенадцатом теперь поведайте нам, о Благословенный, – в чем причина его упадка?

– Мало богатств у него и большие амбиции, рождён он в семье кшатриев,
и стремится к большой власти он - такова причина его упадка.

Мудрый человек, изучив причины упадка в этом мире
благородный, обладающий глубоким видением, прибегает к блаженному миру.
<<Назад
Наставление Касибхарадвадже - kasībhāradvāja suttaṃ (СНп 1.4)
Оглавление Далее>>
Наставление Алаваке - āḷavakasuttaṃ (СНп 1.10)

Редакция перевода от 26.09.2017 18:19

Комментарии

в некоторых изданиях церемонии "пирит" сингальским алфавитом darehi santuttho ошибочно написано отдельно, хотя должно быть слитно