Заключение

Опубликовано khantibalo от 9 апреля, 2011 - 18:01
<<Назад
Общие принципы поведения
Оглавление Далее>>
Из книги дост. Ариесако
Перевод Таблица Оригинал
Заключение

Осталось немного рассказать о том, как тайские миряне относятся к монахам в настоящее время. В этом отношении, как и во многих других, можно увидеть две крайности и приносящий пользу срединный путь. Одной из крайностей можно считать иногда встречающееся отношение (чаще в западных странах, чем в Таиланде) безудержного восхваления определённых монахов. В глазах его последователей из числа мирян он не может совершить абсолютно никаких ошибок. Складывается впечатление, что "желтые одежды" околдовали этих людей и, на основании слепой веры (а иногда и куда менее благородных побуждений) эти люди и слышать не хотят чего-либо, что против их идола, не замечая в нём никаких недостатков. Он - никто иной как арахант, бодхисаттва или как там ещё они его называют. Некоторые из мирян из-за заблуждения считают, что все носящие жёлтые одеяния автоматически становятся арахантами и осыпают монаха хвалой в такой степени, что можно считать большим чудом, если он не возгордится и его сердце не дрогнет под действием всего этого потока лести. Такие сладкие порции "духовных" восхвалений очень склонны приводить к возникновению культа личности, а не приверженности Трём Драгоценностям.

Другая, куда менее распространённая крайность, состоит во взгляде на монашескую жизнь с позиции контролёра. Это чрезвычайно критическое отношение, детальный анализ монаха и его образа поведения, коренящееся в ненависти. Зачастую применяется клевета, в процессе которой незначительные нарушения, совершаемые по недосмотру, превращаются в огромные проступки. Лживые истории с удовольствием обсуждаются и добавляют к общей массе дурного, и, возможно, люди начинают гордиться теми благами, которые они якобы приносят, вынося на публику то, что они считают тайными нарушениями.

В Таиланде ни одна из этих двух крайностей не распространена. Люди уважают полноправных и неполноправных монахов, но при этом избегают обильных выражений почтения тем, кого они не знают. Такое возможно только если мирянин особенно привержен своему монаху-учителю. Нужно помнить, что в Таиланде монашеские одежды носят четверть миллиона мужчин и юношей и вполне естественно, что качество отдельных монахов в такой большой общине существенно различается. С другой стороны, миряне обычно закрывают глаза на незначительные проступки монахов и редко когда критикуют их. Это вполне обоснованно, поскольку критика бесполезна, за исключением случаев, когда она действительно может помочь человеку подняться от дурного к благому. У учителя гораздо больше рычагов влияния на своих монахов и мирян, но у мирянина редко когда есть такая возможность. Полезно поразмышлять о карме, о том, что каждый человек "хозяин своих поступков, наследник своих поступков, рождён благодаря своим поступкам, связан со своими поступками, обусловлен своими поступками", поскольку данные мысли развивают безмятежное наблюдение. Каждый совершенствуется сам - монах в меру своих знаний и способностей, и мирянин точно так же.

<<Назад
Общие принципы поведения
Оглавление Далее>>
Из книги дост. Ариесако

Редакция перевода от 25.08.2014 15:18