Общие принципы поведения

Опубликовано khantibalo от 9 апреля, 2011 - 18:01
<<Назад
Поездки
Оглавление Далее>>
Заключение
Перевод Таблица Оригинал
Общие принципы поведения

В буддийских странах, таких как Таиланд, общие принципы поведения мирян в присутствии монахов сформировались под влиянием поведения полноправных и неполноправных членов монашеской общины в присутствии старших монахов. Большая часть этих принципов поведения описана в монашеских правилах класса "совершенствование" (секхия). Чем подробно рассматривать всех их, мы выберем наиболее важные группы правил и дадим общее объяснение.

Буддисты-миряне в Таиланде имеют хорошую возможность познакомиться с подробностями этого поведения, поскольку они могут в любое время прийти в храм/монастырь, где хорошо соблюдается монашеская дисциплина, и увидеть как ведут себя монахи. У них есть и ещё одна возможность, также отсутствующая у западных буддистов, заключающаяся в традиции, по которой в Таиланде (а также в Бирме, Лаосе и Камбодже) большинство молодых людей (и некоторое количество женщин) временно вступают в монашескую общину, обычно на срок от одного до четырёх месяцев. Будучи монахами они, помимо всего прочего, учатся принципам поведения, следование которым требуется от покинувших мирскую жизнь. Каждый день они получают наставления по монашеской дисциплине (и другим вопросам), куда входят 75 правил раздела "совершенствование". Хотя преступившему их монаху засчитывается лишь небольшое нарушение, эти правила на самом деле очень важны, поскольку охватывают ежедневно происходящие события, такие как ходьба, сидение, ношение одежд, принятие пищи, чтение и слушание лекций по Учению. Когда эти молодые люди, временно вступившие в монашескую общину (обычно на "сезон дождей"), возвращаются в мир, они к тому времени накапливают опыт хорошего поведения и именно это составляет основу поведения мирян в присутствии монахов. Поскольку это обучение должному поведению относится как к контактам между мирянами и монахами, так и к взаимодействию между младшими и старшими монахами, образуется мощная основа взаимопонимания и как следствие, согласия.

Что входит в это совершенствование? Во-первых, следует упомянуть принципы для четырёх положений тела, первое из которых - ходьба. Идя вместе с монахом мирянин будет держаться немного за ним, он не будет идти непосредственно сбоку от монаха и уж точно не станет выбиваться вперёд, всегда уступая дорогу там, где это необходимо. Это особенно важно, если монах рассказывает Учение, потому что он совершает нарушение во время ходьбы, если мирянин идёт перед ним или сбоку от него. Древняя буддийская традиция, пришедшая из Индии, предписывает, что в качестве жеста уважения следует направлять на учителя правую сторону тела, которая символически связана с намеренным усилием и в целом с умелым поведением. Если монах сидит, и случилось так, что мирянину нужно пройти перед ним (а женщине следует придерживаться более строгого отношения, не приближаясь к монаху слишком близко), хорошей тренировкой осознанности может быть наклон тела и головы и, может быть даже, фраза вроде "Извините, почтенный". И вновь, если мирянин входит в комнату, где сидит монах, возможно проповедующий Учение Будды присутствующим, он или она, перед тем как сесть, обычно совершает "жест уважения" или поклон пятью частями.

В стоячем положении мирянин не должен разговаривать с монахом, стоя на более высокой ступени, чем он. В нашем языке есть фраза "смотреть снизу вверх", означающая уважение, и, если мы стремимся постичь Учение - именно так и стоит поступать, в прямом и переносном смысле. Стоя рядом с монахом, мирянин не должен стоять слишком близко или слишком далеко, выдерживая "правильное" расстояние. Руки должны быть сложены перед собой и нужно контролировать своё тело во время разговора с монахом. В буддийских странах согласие или вопросы сопровождаются "жестом уважения" в случае разговора со старшим монахом. Все эти действия телом помогают настроить ум и обеспечить его должное функционирования для принятия учений Будды.

Если монах босой, как обычно бывает в странах Востока, мирянин в обуви не станет разговаривать с ним, не сняв обувь. Причина здесь в нарушении, которое засчитывается монаху, если он, будучи босой, станет рассказывать учение человеку в обуви, хотя данная ситуация маловероятна в холодном климате западных стран.

В сидячем положении, особенно когда монах рассказывает Учение, мирянин не должен сидеть развалившись на стуле, наоборот, его поза должна выражать внимательность. Проповедовать Учение курящему человеку противоречит духу монашеской дисциплины. (Это не противоречит букве, поскольку данная привычка не была распространена во времена Будды.) Комментарий Однако курение способно отвлекать от слушания Учения и обычно является признаком невнимательности или умственного напряжения. Все эти условия препятствуют полезному и внимательному слушанию, с которым Учение должно приниматься. Учение Будды столь важно и столь ценно, что для монаха является нарушением проповедовать его человеку, чьё положение тела выказывает несосредоточенность ума для её получения. Следует контролировать своё тело во время сидения, чтобы ноги находились под стулом (или не выставлялись напоказ при сидении на полу), а спина должна быть в меру прямой, руки сложены на коленях. Садясь на стул мирянин должен быть внимателен, чтобы не сесть на одежду монаха, если она на нём сложена. В этом случае следует сесть в другом месте или, сняв одежду, передать её монаху. Поскольку монашеская одежда является символом праведной жизни в соответствии с учением Будды, миряне на неё никогда не садятся и не облокачиваются. Сидение, которое занимает мирянин, не должно быть выше сидения монаха, и, если несколько человек сидят на полу, монаху должна быть предложена отдельная подстилка. Такое же поведение можно наблюдать у хороших монахов, когда они находятся рядом с учителями или другими старшими монахами.

В лежачем положении, если мирянин ложится в том же помещении, где и монах, он никогда не направляет ноги в его сторону. По той же причине ни один буддист, монах или мирянин, в лежачем положении никогда не направляет ноги в сторону уважаемого или священного объекта в комнате, такого как образ Будды, ступы, графические изображения Будды, фотографии учителей, буддийские писания и т.п. Принято ложиться головой в сторону этих объектов и перед этим обычно совершается три поклона алтарю, если он имеется в комнате.

В соответствии с объяснёнными выше принципами, если монах сидит, то мирянин не будет стоя разговаривать с ним. В этом случае мирянин сперва садится и начинает разговор, аналогичный принцип действует в отношении стоящего монаха - мирянин будет разговаривать с ним стоя. То, что данная тренировка внимательности является разумной, подтверждается тем, что почти ничего из вышеперечисленного не совершается, если мирянин болен.

Если мирянин подходит к сидящему монаху с намерением дать ему что-либо, голова дарителя не должна быть выше головы монаха, а лучше, если она будет немного ниже. Это позволяет избежать нависания над монахами и помогает дарителю со скромностью совершать подношение, что само по себе принесёт благоприятные плоды.

Обычно в разговоре с монахом следует избегать недопустимых тем для обсуждения. Будда несколько раз вынес порицание монахам за разговоры на неподобающие темы, которые перечисляются в распространённом в суттах фрагменте: "Разговоры о королях и грабителях, министрах и армиях, опасностях и войнах, еде и питье, одежде и жилье, гирляндах и духАх, взаимоотношениях, средствах передвижения, деревнях и рынках, городах и районах, женщинах и героях, уличные разговоры, разговоры у колодца, разговоры об умерших в прошлом людях, пустая болтовня, разговоры о мире и море, а также о потере и приобретении" (Патхамакатхаваттху сутта - АН 10.69). Если задуматься, то данный список охватывает большую часть тем, о которых пишут в наших газетах! Миряне также могут вспомнить, что "правильная речь" - третья составляющая Благородного восьмеричного пути определяется как воздерживаться от лжи, клеветы, грубых слов и пустословия. Также не следует спрашивать у монаха, какую пищу и напитки он любит, за исключением случая, когда монах болен. Мирянин не должен спрашивать у монаха о его достижениях в духовной практике. Даже если монах расскажет мирянину правду на этот счёт, ему засчитывается нарушение класса "признание", а в случае, если монах поддался искушению солгать, рассказав о достижениях, которых у него на самом деле нет, ему засчитывается нарушение класса "поражение". Также неподобающими являются вопросы об удаче, приметах, звездах и хиромантии, что может вовлечь монаха в темы, противоречащие Учению. Всё это Будда назвал видами знания, неподобающими для монаха и установил засчитывать монаху нарушение класса "дурной поступок" за изучение или преподавание их.

Здесь также следует рассмотреть особенности, касающиеся поведения женщин в отношении монахов. Например, если женщина пришла к монаху за консультацией по практике, необходимо чтобы её сопровождал мужчина или мальчик. Если сопровождение невозможно, то, при наличии в помещении, где ведутся консультации, другого полноправного или неполноправного монаха, нарушения монашеских правил не происходит. Но монах не должен оставаться с женщиной наедине в комнате, особенно если другие люди не могут видеть что в ней происходит. Если женщине нужна консультация по практике, ей следует прийти к монаху в дневное время, избегая посещений после заката. Все эти порядки существуют, чтобы защитить монахов от пагубного влияния их собственных умственных пороков и помочь им в совершенствовании, способствуя благополучию монашеской общины и, раз община защищает и хранит Учение, помогает сохранить хорошую репутацию самого учения Будды.

Поэтому при посещении храма/монастыря женщины ведут себя очень сдержанно во время общения с монахами. Они должны приходить в сдержанной одежде без украшений и обращаться к монахам со скромностью. Поступая так они помогают себе и монахам. Себе - в том смысле, что они следуют учению, которое состоит в осознании непостоянства, неудовлетворённости и безличности тела, а монахам, благодаря памятованию о том, что большинство носящих монашескую одежду ещё не преодолели умственные загрязнения (upakkilesa).

Старательно практикующие миряне, лично осознавшие огромную ценность Учения, будут в присутствии своего учителя или других уважаемых монахов постоянно сидеть с руками, сложенными в жесте уважения. На самом деле, убеждённость (saddhā) и спокойствие ума (pasāda) возрастают пропорционально личному опыту буддийской Истины. Миряне, обладающие столь глубоким почтением к учению Будды, совершив "жест уважения" и три поклона, перед уходом учителя или других монахов декламируют следующее: "Извините меня, о почтенный, за все плохое, что я совершил тремя способами (умом, речью и телом), простите меня за это. Во второй раз, о почтенный... В третий раз, о почтенный... простите меня за это." Только те, кому посчастливилось иметь непосредственного учителя, и кто испытывает большое почтение по отношению к нему, могут почувствовать желание совершать такое признание недостатков. Описание этих действий было включено сюда лишь по той причине, что это очень хорошая практика. Все, кто ещё не достиг состояния Араханта, имеют умственный порок гордости, и будут продвигаться в практике по мере того, как он ослабляется и возрастает подлинная скромность. Эта практика в некоторых случаях может быть полезна. В западных странах поведение буддистов-мирян в отношении своих учителей из числа монахов может немного отличаться, соответствуя тому, что в традиции данной страны считается уважительным поведением. Следует снова отметить, что такое поведение, когда оно сопровождается осознанностью и мудростью, идёт во благо всем практикующим учение Будды.

И наконец, нужно сказать несколько слов о том, что монах может и что не может совершать в плане церемоний для мирян. В странах, таких как Таиланд, где множество монахов, их часто приглашают в дома мирян для чтения лекций, декламации текстов или на специальные мероприятия, позволяющие мирянам накопить заслуги. В число этих событий входит заселение нового дома, а также годовщины смерти и дни рождения. Монахи декламируют слова Будды, а миряне, сложив руки в "жесте уважения", сидят и сосредоточенно слушают, что даёт умиротворение и счастье. Но не следует думать, что это благословение снисходит автоматически, без усилий по внимательному слушанию со стороны мирян. На самом деле монахи и их декламация не являются каким-то средством ниспослания "таинств" или благословений. То, что в литературе иногда называют "благословениями" в отношении монашеских декламаций, более точно следует называть благопожеланиями. Другими словами, роль монаха отличается от роли священника.

Монахов могут пригласить прочесть строфы благопожеланий до или после заключения брака, что является хорошим поводом для пары совместно совершить благодеяние ради успеха их супружеской жизни. Однако монах не соединяет людей узами брака, как это делают священники других религий. Если монах начнёт заниматься этим, он рискует совершить тяжкое нарушение, пятое из числа "требующих собраний общины", которое, запрещая монахам заниматься сватовством, однозначно исключает возможность соединять пары узами брака. В буддийских странах брак является исключительно гражданским актом между вступающими в него сторонами. Церемония совершается одним из старших мирян, и данный акт регистрируется специальным государственным органом.

<<Назад
Поездки
Оглавление Далее>>
Заключение

Редакция перевода от 25.08.2014 15:18