<<Назад Высшая цель |
Оглавление |
Перевод | Таблица | Оригинал |
Вперемешку со строфами, относящимися к уже упомянутым четырём уровням, там есть и множество других строф, которых нельзя отнести строго к одному из них, потому что сфера их применения шире. Эти строфы описывают нам мировоззрение раннего буддизма и его особый взгляд на человеческое существование. Из текста выходит, что основным для этого мировоззрения является неизбежная двойственность человеческой жизни. Человек балансирует на тонкой грани добра и зла, чистоты и загрязнений, прогресса и деградации. Он ищет счастья и боится страданий, лишений и смерти. Мы свободны выбирать между добром и злом и должны нести полную ответственность за свои решения. Снова и снова в Дхаммападе мы встречаем этот вызов человеческой свободе: мы сами себе создатели и хозяева, защищаем и разрушаем себя мы тоже сами, каждый сам себе спаситель и нет такого существа, которое могло бы спасти нас (строфы 160, 165, 380). Даже Будда может только указать путь к освобождению, задача идти по нему лежит на самом последователе (строфы 275-276). В конечном итоге мы должны сделать выбор между путём, ведущим обратно в мир, в колесо перерождений, и Ниббаной, путём, ведущим к освобождению от него. И хотя второй из этих путей чрезвычайно труден, в словах Будды мы слышим подтверждение, что на нём можно достичь успеха, что в наших силах преодолеть все барьеры и одержать победу даже над самой смертью.
В Дхаммападе говорится, что главная роль в прогрессе в любой сфере деятельности отводится уму. В тексте даётся ясное утверждение, что ум является предвестником всего, чем мы являемся, творцом нашего характера и нашей судьбы. Вся буддийская дисциплина, от основных правил нравственности до достижения состояния Архата, опирается на развитие ума. Ум, направленный во зло, приносит больше вреда, чем любой враг. Ум, направленный на благо, приносит больше добра, чем любой родственник или друг (строфы 42-43). Ум непокорен, колеблется и трудно поддаётся обузданию, но прилагая усилия, практикуя памятование и самодисциплину, человек может овладеть умом, вырвавшись из лавины страстей, и "найти остров, который не смыть бушующему потоку" (строфа 25). Человек, победивший себя самого, свой собственный ум, одержал победу, которую нельзя обратить в поражение, эта победа превосходит все великие победы сильнейших воинов (строфы 103-105).
В Дхаммападе говорится, что для того, чтобы развивать и обуздывать ум, более всего нужно одно качество под названием "небеспечность" (appamāda). Небеспечность сочетает критическое самоосознание и безустанное усердие в процессе постоянного самоконтроля, чтобы выявить и искоренить умственные загрязнения, всегда, когда они пытаются выйти на поверхность. В мире, где у нас нет спасителя, кроме самого себя и где освобождение заключается в очищении ума, небеспечность становится ключевым фактором, обеспечивающим наше прямое движение по пути духовной практики без отклонений под влиянием соблазнительных чар чувственных удовольствий и тормозящих влияний лени и самодовольства. Будда сказал, что небеспечность - это путь к Бессмертному, а беспечность - путь к смерти. Мудрые понимают это разделение и поэтому пребывают в небеспечности, чтобы достичь Ниббаны, "несравненной свободы от пут" (строфы 21-23).
<<Назад Высшая цель |
Оглавление |
Редакция перевода от 03.02.2015 22:08
- Оставить комментарий
- 37 просмотров