Достоинства медитации при ходьбе

Опубликовано khantibalo от 5 июля, 2009 - 14:42
Оглавление
Перевод Таблица Оригинал
Достоинства медитации при ходьбе
Достоинства медитации при ходьбе
Саядо У Силананда (Sayadaw U Silananda)
Buddhist Publication Society
Bodhi Leaves BL 137

На наших ритритах участники практикуют памятование (sati) в четырёх различных позах: при ходьбе, стоя, сидя и лёжа. Они стараются поддерживать непрерывное состояние памятования, в какой бы позе не находились. Для медитации памятования основной позой является положение сидя со скрещенными ногами, но поскольку человеческое тело не может пребывать в ней много часов без движения, мы чередуем периоды медитации сидя с медитацией при ходьбе. Раз медитация во время ходьбы так важна, я хотел бы рассмотреть её суть, значение и приносимую ей пользу.

Практику медитации памятования можно сравнить с кипячением воды. Если вы хотите вскипятить воду, то должны налить её в чайник и поставить на плиту, после чего включить источник тепла. Но если нагрев будет прекращён хоть на небольшой промежуток времени, вода не закипит, пусть даже через какое-то время вы включите его вновь. Если вы и дальше будете включать-выключать источник тепла, то вода не закипит никогда. Похожим образом, если между периодами памятования будут промежутки, то даваемого импульса окажется недостаточно и вы не сможете достичь сосредоточения. Вот почему участникам на наших ритритах предлагается практиковать памятование в течение всего времени бодрствования, с момента утреннего пробуждения до засыпания вечером. Следовательно, медитация при ходьбе является неотъемлемой частью развития непрерывного памятования.

К сожалению, я слышал от людей критику такого способа медитации, основанную на том, что они не могут получить от неё какую-либо пользу или положительный результат. Но медитации при ходьбе учил ещё сам Будда. В Махасатипатхана сутте (ДН 22) он учит ей в двух местах. В разделе "положения тела" Будда говорит, что, во время ходьбы монах распознаёт "иду", стоя на месте монах распознаёт "стою", в положении сидя распознаёт "сижу", в положении лёжа - "лежу". В другом разделе этой сутты "памятование через осознание" Будда говорит, что монах "осознаёт, когда он шагает вперёд и назад". "Осознание" здесь означает правильное понимание наблюдаемого явления. Для достижения такого понимания практикующий должен сосредоточиться, а чтобы добиться сосредоточения, ему следует развивать памятование. Поэтому, под словами Будды "монах осознаёт" мы должны понимать не только их прямое значение, но также и памятование вместе с сосредоточением. То есть, Будда учил своих последователей поддерживать памятование, сосредоточение и осознавание во время ходьбы, в процессе "движения назад и вперёд". Таким образом, медитация при ходьбе является важной частью этого процесса.

Хотя в данной сутте не говорится о том, что Будда давал подробные и точные указания по медитации при ходьбе, в других случаях ученики скорее всего получали от него такие инструкции. Последователи Будды запомнили сказанное и передавали это учение из поколения в поколение. Кроме того, учителя прошлого могли сами составить подобные инструкции на основе собственного опыта практики. В настоящее время мы обладаем весьма подробным руководством по медитации при ходьбе.

Давайте теперь приступим к непосредственному рассмотрению способа практики данного вида медитации. Если вы только начинаете практику, то учитель скажет вам отслеживать только одно явление. Вам нужно будет с памятованием совершать шаги, мысленно отмечая их: "шаг, шаг, шаг" или "левой, правой, левой, правой". В процессе этой медитации вы можете начать двигаться медленнее, чем обычно.

Спустя несколько часов или одного - двух дней занятий, вам дадут рекомендацию перейти к отслеживанию двух событий: (1) подъём ноги, (2) опускание ноги. В этом процессе следует мысленно отмечать их: "подъём, опускание, подъём, опускание". Комментарий Вы должны стараться отслеживать две фазы каждого шага: поднятие ноги и опускание ноги. Затем вам могут дать указание перейти к отслеживанию трёх фаз: (1) поднятие ноги, (2) перемещение её вперед, (3) опускание ноги. Далее вам скажут отслеживать четыре стадии ходьбы: (1) поднятие ноги, (2) перемещение её вперёд, (3) опускание ноги, (4) касание или прижатие ноги к земле. Вам скажут тщательно поддерживать памятование, мысленно отмечая каждую из четырёх стадий движения: "подъём, перемещение вперёд, опускание, прижатие".

Первое время практикующим трудно замедлить движение, но благодаря рекомендации обращать пристальное внимание ко всем перемещениям и, по мере того как внимание усиливается, шаг замедлится автоматически. Не следует принудительно снижать скорость, потому что с усилением внимания оно произойдёт само собой. Во время движения на автомобиле по скоростной дороге, вы можете ехать со скоростью 100, 150 или даже 200 километров в час. На такой скорости будет невозможно прочесть некоторые указатели. Если вы захотите их прочесть, придётся снизить скорость. Никто не просит водителя замедлить движение, но, желая прочесть указатели, он будет автоматически нажимать на тормоз. Именно по этому же принципу, если практикующий хочет более внимательно отслеживать поднятие, перемещение вперёд, опускание и прижатие ноги, то он автоматически снизит скорость ходьбы. Только при медленном движении возможна подлинное памятование и тщательное осознание этих движений.

Даже замедлив движение и направив пристальное внимание, практикующие могут не заметить некоторых его фаз. Комментарий Точные рамки каждой стадии могут ещё не устояться в вашем уме, создавая впечатление шага как одного последовательного движения. По мере усиления сосредоточения, практикующие начинают всё более чётко различать отдельные его составляющие. Среди них легче всего выделить четыре вышеперечисленные. Появится ясное понимание, что поднятие ноги отлично от перемещения её вперёд, а перемещение вперёд отличается от поднятия или опускания. Практикующий начинает чётко понимать каждое движение в отдельности. Любое явление, по отношению к которому он развивает памятование и осознавание, будет чётким и ясным в его уме.

По мере продолжения практики, ученики станут способны наблюдать больше явлений. Поднимая ногу, они испытают её лёгкость. Перемещая ногу вперёд, они заметят её движение из одной точки в другую. Опуская ногу, практикующие ощутят её тяжесть, которая увеличивается по мере приближения к земле. Поставив ногу на землю, они ощутят касание пяткой поверхности. Таким образом, наблюдая за поднятием, перемещением вперёд, опусканием и прижатием ноги, ученики понимают лёгкость, движение, тяжесть, а также твёрдость или мягкость ноги, поставленной на землю. Комментарий В этом процессе практикующий испытывает четыре элемента (dhātu). Это элемент земли, элемент воды, элемент огня, элемент воздуха. Благодаря направлению пристального внимания на четыре стадии шага в процессе медитации при ходьбе, можно познать истинную сущность четырёх элементов. Возникает понимание их не как обычных понятий, а как действующих процессов, истинной реальности.

Давайте рассмотрим подробнее характеристики элементов, испытываемых в процессе этой медитации. В первой фазе, заключающейся в поднятии ноги, вы испытываете лёгкость, посредством чего познаётся элемент огня. Одним из аспектов этого элемента является способность делать вещи легче, благодаря чему они поднимаются вверх. Ощущая лёгкость поднимаемой ноги, вы испытываете сущность элемента огня. Но здесь помимо лёгкости присутствует и фактор движения. Движение - это аспект элемента воздуха. Но лёгкость от элемента огня преобладает, поэтому мы можем сказать, что в данной фазе движения элемент огня первичен, а элемент воздуха вторичен. Практикующие испытывают эти элементы, обращая пристальное внимание на подъём ноги.

Следующий этап - это перемещение ноги вперёд. Здесь преобладает элемент воздуха, потому что его основной характеристикой является движение. Таким образом, обращая пристальное внимание на движение ноги вперёд, вы тем самым испытываете сущность этого элемента.

Следующей стадией движения является опускание ноги. Опуская ногу, можно ощутить её тяжесть. Тяжесть - это свойство элемента воды, которая течёт и струится. Под действием тяжести жидкость начинает течь. Поэтому, ощущая тяжесть ноги, последователи испытывают элемент воды.

Прижимая ногу к земле, вы испытываете твёрдость или мягкость ноги, стоящей на поверхности. Это и есть сущность элемента земли. Благодаря сосредоточению на прижатии ноги к поверхности, вы испытываете качества элемента земли.

Отсюда мы можем заключить, что в течение одного шага мы испытываем множество различных процессов. Можно познать четыре элемента и их истинную природу. Только те, кто реально занимаются медитацией, смогут испытать всё это.

В процессе дальнейшей практики медитации при ходьбе вы станете способны осознать, что каждому движению сопутствует замечающий его ум, представляющий собой отслеживание процесса. Есть движение поднимающейся ноги и есть ум, отслеживающий поднятие. Далее происходит перемещение ноги вперёд и ум, отслеживающий это перемещение. Более того, практикующие начинают понимать, что в этот момент движение и его отслеживание появляются и исчезают. В следующий промежуток времени происходит опускание ноги, одновременно с которым присутствует отслеживание этого процесса. Эта пара возникает и исчезает в течение данного промежутка. То же самое происходит в течение прижатия ноги к земле: есть прижатие и отслеживание прижатия. Таким образом, практикующие медитацию познают, что параллельно с движением ноги возникают периоды отслеживания. Эти периоды на языке пали называются nāma (ум), а движение ноги называется rūpa (материя). Таким образом практикующие познают, как ум и материя возникают и исчезают каждый миг. В первый промежуток времени присутствует поднятие ноги и его отслеживание, далее перемещение вперёд и его отслеживание и так далее. Это можно понять как пару ум-материя, которая возникает и исчезает каждый миг. Так практикующие переходят к постижению парного возникновения ума и материи в каждый момент наблюдения, то есть когда прилагается пристальное внимание.

Кроме того, станет ясна роль намерения, порождающего каждое движение. Становится понятно, что нога поднимается благодаря нашему желанию, перемещается вперёд, опускается и прижимается тоже благодаря тому же самому желанию. То есть, практикующий осознаёт, что намерение предшествует каждому движению. Сначала возникает намерение поднять ногу, а потом и само поднятие. Становится ясна обусловленность всех этих явлений, то есть, что они никогда не происходят сами по себе, без предварительных условий. Движения тела не происходят по воле какого-то божества или другого руководителя, кроме того, они никогда не совершаются без причины. Для каждого движения есть причина или условие и этим условием является предшествующее ему намерение. Таково ещё одно открытие, которое практикующие делают при приложении пристального внимания.

Поняв обусловленность всех движений и отсутствие у них творца в виде бога или другого внешнего руководителя, становится ясно, что они порождаются намерением. Намерение является необходимым условием для того, чтобы движение произошло. Так можно понять отношение между условием и обусловленным, между причиной и следствием. Это заключение помогает уничтожить сомнение о паре ум-материя (nāma-rūpa) на основании того, что оба они возникают в зависимости от условий. Практикующий, достигший ясного понимания обусловленности всех вещей и преодолевший сомнение об уме и материи, считается достигшим стадии неполного вхождения в поток.

Человек, полностью "вошедший в поток" (sotāpanna), является достигшим первого уровня на пути к просветлению. Уровень неполного вхождения в поток уступает ему, но, достигшему этого уровня гарантировано перерождение в счастливом мире, таком как мир людей или богов. То есть, человек не может переродиться в четырёх несчастных мирах, таких как ад или мир животных. Уровень неполного вхождения в поток достижим благодаря одной лишь практике медитации при ходьбе, благодаря пристальному вниманию к движениям, составляющим один шаг. Такова большая польза этой медитации. Достичь уровня неполного вхождения в поток не так уж просто, но, как только он достигнут, практикующий может быть уверен, что он переродится в счастливом мире, если сам не утратит то, что достиг.

Когда познаётся ежесекундное возникновение и исчезновение ума и материи, приходит постижение непостоянства как самого процесса поднятия ноги, так и его мысленного отслеживания. Исчезновение того, что однажды возникло - это указатель, благодаря которому мы понимаем, что рассматриваемый объект непостоянен. При желании определить, постоянна ли какая-то вещь, мы должны при помощи медитации попытаться понять, подвержена ли эта вещь возникновению и исчезновению. Если наш уровень медитации достаточно высок, чтобы дать возможность заметить возникновение и исчезновение явлений, то мы можем сделать заключение об их непостоянстве. Таким образом практикующие замечают, что есть поднятие ноги и мысленное отслеживание этого движения. Затем данная последовательность исчезает, уступая место перемещению вперёд и соответствующему отслеживанию. Эти движения просто появляются и исчезают, появляются и исчезают, что доступно для самостоятельного познания и не требует принятия на веру со слов других людей или из других авторитетных источников.

Испытав возникновение и исчезновение ума и материи, практикующие осознают их непостоянство. За этим выводом следует другое заключение, что, раз ум и материя постоянно подвержены возникновению и исчезновению, то их характеристикой является неудовлетворительность. Поняв непостоянство и неудовлетворяющую природу вещей, приходит понимание, что, в конечном счете, их невозможно контролировать. Таким образом, становится ясно, что внутри материальных объектов нет никакой души или вечной сущности, которая заставила бы их быть постоянными. Они просто возникают и исчезают в соответствии с законом природы. Постигая это, практикующие приходят к пониманию безличности (anattā) - третьей характеристики всего обусловленного, означающей отсутствие в нём какой-либо вечной сущности. Комментарий Одним из значений термина "безличность" является то, что никакое существо, ни душа, ни другие силы, не обладают способностью влиять на природу вещей. Так с течением времени практикующие медитацию познают три характеристики всего обусловленного: непостоянство (anicca), неудовлетворённость (dukkha) и безличность (anattā).

Эти характеристики познаваемы благодаря лишь тщательному наблюдению за простым поднятием ноги и отслеживанием этого движения. Уделяя пристальное внимание движениям, практикующие замечают, как явления появляются и исчезают, что даёт возможность самостоятельно увидеть непостоянство, неудовлетворительность и безличность всего обусловленного.

Давайте теперь подробно рассмотрим движения, происходящие во время медитации при ходьбе. Предположим, что движение ноги снято на киноплёнку. Условимся, что поднятие ноги занимает одну секунду, а кинокамера снимает со скоростью 36 кадров в секунду. Если после съёмки мы рассмотрим отдельные кадры, станет ясно, что движение, которое мы считаем единым целым, на самом деле состоит из 36 отдельных движений. Изображение на каждом кадре немного отличается от изображений на других, хотя это отличие будет столь незначительным, что заметить его будет очень трудно. Но что если камера будет снимать тысячу кадров в секунду? Тогда получится, что в одном движении на самом деле тысяча движений, хотя различить их на плёнке будет почти невозможно. Если камера будет снимать со скоростью миллион кадров в секунду, что сейчас невозможно, но когда-то станет возможным, то мы увидим миллион движений в том, что сейчас считаем одним.

Занимаясь медитацией при ходьбе, мы должны прилагать усилия к наблюдению за своими движениями, подобно тому, как их видит кинокамера, кадр за кадром. Мы также наблюдаем за отслеживанием движения и намерением, которое предшествует каждой его части. Мы также можем отдать должное мудрости и проницательности Будды, благодаря которым он заметил все движения. Употребляемые здесь слова "заметить" или "наблюдать" по отношению к своим движениям, означают, то мы видим их как непосредственно, так и делая заключение на основе увиденного. Мы можем и не заметить своими глазами все миллионы движений, увиденные Буддой.

До начала практики медитации при ходьбе, ученики могут считать, что шаг - это одно целое движение. В процессе данной медитации они замечают, что на самом деле имеют место как минимум 4 движения, а при более глубоком рассмотрении каждое из них состоит из миллионов едва видимых движений. Практикующие видят возникновение и исчезновение ума и материи, из чего следует их непостоянство. Обычная человеческая способность к пониманию не даёт возможности заметить непостоянство, скрытое под маской продолжительности существования. Комментарий Мы думаем, что наблюдаем одно продолжительное движение, но при внимательном рассмотрении эта иллюзия исчезает. Она исчезает благодаря прямому наблюдению за физическими явлениями, шаг за шагом, участок за участком, замечая их возникновение и разрушение. Ценность медитации заключается в возможности отбросить покрывало продолжительности, чтобы открыть для человека непостоянство - истинную сущность всех явлений. Практикующие способны распознать это непостоянство, прилагая свои собственные усилия.

Осознав, что все явления являются составными, что в процессе своего существования они проходят несколько фаз, в процессе наблюдения каждой из них становится понятно, что в этом мире нет ничего достойного привязанности и желаний. Заметив, что объекты, казавшиеся нам красивыми, имеют отверстия, что они стареют и разрушаются, мы потеряем к ним интерес. Например, мы можем увидеть на холсте красивую картину. Мы считаем краску и холст единым целым, одним предметом. Но если картина будет помещена под мощный микроскоп, то станет ясно, что она - не единое целое, что в ней есть отверстия и пустоты. Увидев, что картина состоит в основном из пустот, мы потеряем к ней интерес, и наша привязанность исчезнет. Эта теория широко распространена в современной физике. При помощи мощных инструментов учёные пришли к заключению, что материя представляет собой вибрацию частиц и энергий, которые беспрерывно изменяются и лишены какого-либо постоянства. Благодаря осознанию этого свойства, практикующие понимают, что в этом мире нет ничего, что заслуживало бы привязанности и желаний.

Таким образом, становится ясна причина, по которой следует заниматься медитацией. Мы занимаемся ею с целью уничтожения привязанности и жажды к внешним объектам. Уничтожить жажду можно благодаря постижению трёх характеристик существования - непостоянства, неудовлетворительности (страдания) и безличности. Мы стремимся уничтожить жажду, потому что не хотим страдать. Пока у нас присутствует жажда и привязанность, придётся испытывать страдание. Если мы желаем освободиться от страданий, необходимо уничтожить жажду и привязанность. Нам следует постичь, что всё вокруг - это возникающие и исчезающие ум и материя, временные сущности. Как только мы это осознаем, привязанность исчезнет. До тех пор, сколько бы книг мы не прочли, сколько бы лекций не прослушали, сколько бы мы не говорили об уничтожении привязанности, мы не сможем от неё освободиться. Необходим непосредственный опыт того, что всё обусловленное наделено тремя упомянутыми характеристиками.

Раз так, то необходимо обращать пристальное внимание при ходьбе, точно так же, как и в положении сидя или лёжа. Я не пытаюсь доказать, что одна лишь медитация при ходьбе может привести к высшему достижению и даст возможность полностью уничтожить привязанность, но она ни в чём не уступает медитации сидя или другим видам медитации прозрения (vipassanā). Медитация при ходьбе способствует развитию ума. Это столь же мощное средство, как памятование о дыхании или отслеживание движения живота при дыхании. Данная медитация эффективна в деле уничтожения умственных загрязнений (upakilesa). Медитация при ходьбе позволяет понять сущность вещей и ей следует заниматься так же усердно, как медитацией сидя и в других положениях. Пусть благодаря медитации прозрения во всех положениях тела, включая ходьбу, вы и все практикующие смогут уже в этой жизни достичь полного очищения! Комментарий

Оглавление

Редакция перевода от 11.09.2017 17:57