Сексуальное удовольствие и понятие греха

Опубликовано khantibalo от 8 июня, 2009 - 15:13
<<Назад
Буддизм и секс
Оглавление Далее>>
Брак
Перевод Таблица Оригинал
Сексуальное удовольствие и понятие греха
Сексуальное удовольствие и понятие греха

Если посмотреть в корень, то для большинства людей весь диспут, касающийся секса, крутится вокруг понятия греха. Пуритане считают, что вступление в половые связи ради удовольствия является злом, пороком, или, как они предпочитают говорить, "грехом" (т.е. поступком, который неприятен Богу). Для тех, кто выступает за вседозволенность, это просто глупость. Они отрицают понятие греха как бессмысленное, и не только не видят ничего дурного в сексуальном наслаждении, но считают его в полной мере дозволенным. Для них это, возможно, наивысшее из всех существующих видов удовольствия, на которое, по идее, у каждого есть право. Тем, кто воспитывался в христианской среде с той или иной долей пуританства, трудно понять буддийское отношение к этой проблеме. Вероятно, им пока не удалось познакомиться с ясным объяснением этого вопроса, а если что-то и удалось узнать, это объяснение могло показаться им слишком абстрактным и не позволило правильно понять суть. На самом деле, понимание этой сути очень важно, поэтому стоит остановиться на ней подробнее. Здесь необходимо чёткое понимание понятие кармы, которое даже у некоторых людей, много лет являющихся "буддистами", отсутствует.

Однако более полезным будет наше рассмотрение с понятия "греха". В христианстве грех считается нарушением божьих заповедей. С точки зрения христианской теологии это объяснение, конечно же, не является ошибочным. Но в Буддизме оно неприменимо, поскольку в нём нет заповедей, которые можно нарушить. Как уже ранее говорилось, "этические правила обучения" являются на самом деле самостоятельно принимаемыми принципами. В этом состоит большое различие. Они во многом сходны по духу с указанием "перед переходом улицы посмотрите направо, а потом налево". В то же время, между Пятью Правилами и Десятью Заповедями есть много общего, поэтому во многих случаях будет разумно следовать им, вне зависимости от того, какого варианта вы придерживаетесь. Кроме того, у слова "грех" есть и другая, менее известная трактовка, которая гораздо ближе к буддийскому мировоззрению Библейское слово "грех" восходит к словам из Иврита и греческого языка, которые дословно означают "промах мимо цели", т.е. неадекватное или неумелое поведение. Таким образом, грешник уподобляется неумелому лучнику, который промахивается мимо цели. Но это, несомненно, очень близко к буддийскому понятию "неумелый поступок" (akusala kamma).

Палийское слово kamma (санскр. карма) дословно означает "поступок" (то есть, намерение, cetanā), который может быть умелым (kusala) или неумелым (akusala). Результаты поступка (kamma) возвращаются к совершившему их в виде последствий (vipaka), который приятны, если поступок был умелым, или неприятны в противоположном случае. (пример: если я, перед тем, как переходить дорогу, посмотрю по сторонам, я безопасно пересеку её, что приятно; если я не буду смотреть по сторонам, на меня могут наехать, что будет мне неприятно). Чувства, которые мы испытываем, на самом деле имеют свойства последствий (vipaka), которые зависят от поступков (kamma), которые мы совершали в прошлом. И конечно, бОльшую часть времени мы накапливаем новую карму. Поэтому следует отметить, что приятные чувства (сексуального или другого характера) являются не поступком, а результатом прошлых поступков. Следовательно, в том, чтобы испытывать такие чувства, нет ничего "умелого" или "неумелого". Значит, мы не можем считать это "добродетелью" или "грехом". Раз так, то всё прекрасно, и мы можем испытывать эти приятные ощущения с чистой совестью и без чувства вины. Если бы на этом всё и заканчивалось, никаких проблем бы не было. Пуритане были бы разгромлены, а мнение сторонников вседозволенности оправдано. К сожалению, у этой проблемы есть и другая сторона. Несколько лет назад была такая песня "Money is the Root of all Evil" (деньги являются причиной всего зла). Кто-то заметил, что не сами деньги, а пристрастие к деньгам является источником всего зла (по крайней мере, большей его части). Но вот в чём загвоздка. Сексуальное удовольствие (как и деньги) не является "злом", но привязанность к нему (как любовь к деньгам), является. Если мы испытываем удовольствие без привязанности, то всё в порядке. Если же у нас образуется привязанность, мы "не попадаем в цель". Испытывать удовольствие без малейшего чувства привязанности, мягко говоря, очень трудно. Но привязанность - это карма, причём неумелая. Комментарий В соответствии с учением Будды, неизбежным результатом будет что-то неприятное в будущем.

Некоторые могут счесть это объяснение совершенно новым и непонятным. Другие наверняка отвергнут его после рассмотрения или без оного, посчитав это объяснение слишком заумным, притянутым за уши или чем-то другим в этом духе. На самом деле оно просто неудобно для них. Но польза от усилий, потраченных на размышления и тщательный анализ, будет достаточно велика. Глубокое исследование фактически приведёт к нахождению ключа ко всей проблеме. Данный вопрос можно также рассмотреть в терминах закона взаимообусловленного возникновения: "чувственный контакт является основой возникновения чувства, чувство ... желания, желание ... привязанности" и т.д. Конечным результатом здесь будет возобновляемый процесс становления со всеми страданиями, которые он подразумевает.

Так что, если мы хотим рассудить сторонников пуританства и сторонников вседозволенности, мы не можем заявить, что правда полностью на какой-то одной стороне. Мы, однако, можем сказать, что сторонники пуританства частично правы, но неправильны их аргументы. Занятие сексом не является порочным, но в определённой степени оно нежелательно. Комментарий Большинство людей неспособны к полному воздержанию (и никто их к этому и не призывает), но в умеренности есть определённая польза.

<<Назад
Буддизм и секс
Оглавление Далее>>
Брак

Редакция перевода от 20.03.2015 14:22