Буддизм и секс

Опубликовано khantibalo от 8 июня, 2009 - 15:12
<<Назад
Предисловие
Оглавление Далее>>
Сексуальное удовольствие и понятие греха
Перевод Таблица Оригинал
Буддизм и секс
Буддизм и секс

В современную эпоху вопросы, связанные с сексом, обсуждаются гораздо более открыто, чем ранее. Сейчас достаточно много людей, желающих знать, какое отношение к сексу предлагает Буддизм, поэтому я надеюсь, что этот материал поспособствует должному пониманию данного вопроса. Вполне справедливо можно отметить, что Буддизм, в соответствии с принципом Срединного Пути, не призывает ни к чрезмерному пуританству ни к вседозволенности. Но, без дополнительных объяснений, этот принцип не может считаться достаточным для большинства людей.

В первую очередь мы должны провести различие между правилами, принимаемыми для соблюдения буддийскими монахами, и этическими нормами для буддистов-мирян.

Правила монашеской общины

В традиции Тхеравада, монах, получивший полное посвящение, обязуется соблюдать 227 правил поведения. Цель этих правил в том, чтобы человек следовал образу действий, который наилучшим образом способствует достижению Просветления Правила принимаются добровольно, а если монах считает невозможным следовать им, он вправе выйти из монашеской общины, что считается куда лучшим, чем лицемерно быть её членом, осознанно нарушая имеющиеся установления. Четыре первых правила являются самыми основными, а нарушение их называется "поражением" (pārājika) и влечёт за собой необратимое исключение из общины. Здесь нас интересует только первое правило, которое относится к половым связям.

Полное половое воздержание считается ключевым аспектом монашеской жизни. Гетеросексуальная или гомосексуальная половая связь является нарушением класса "поражение". Монах, совершивший проступок этого класса, считается исключившим самого себя и более не является членом того сообщества, в которое входят другие монахи. Любые другие поступки сексуального характера, не включающие в себя полового акта, влекут за собой временное понижение статуса и требуют искупления вины. Монахи-ученики (саманеры), нарушившие свой обет целомудрия, исключаются из общины.

Тот же принцип действует и в школах Буддизма Махаяны, а также в отношении монахинь в тех школах, где существует женская община. Понятие "женатого монаха" не существует, хотя в некоторых школах, особенно японского буддизма, имеет место практика "полу-монашества", когда женатые учителя сохраняют за собой монашеский сан, что разрешено в некоторых случаях. Но к сангхе Буддизма Тхеравады это явление не имеет никакого отношения.

Древняя Индия

Перед тем, как начинать рассмотрение основной темы этой статьи, будет полезно немного разобраться в нравах, преобладавших в Древней Индии, в то время, когда жил Будда. Комментарий Сам Готама, будучи принцем, воспитывался в окружении наложниц и танцовщиц, как и полагалось наследнику престола. Полигамия была широко распространена. Куртизанка Амбапали, от которой Будда принимал подношения, занимала определённое положение в обществе. Комментарий От молодых людей тогда не требовалось сильно сдерживать себя по жизни, и Будда, обладавший глубочайшим знанием человеческой природы, хорошо понимал, какие требования стоит предъявлять к людям в этой сфере. Поэтому мы находим следующую формулировку того, от чего мужчина должен воздерживаться:

Он избегает незаконных половых связей, воздерживается от них. Комментарий Он не вступает в связи с девушками, находящимися под опекой отца или матери, брата, сестры или родственника. Также он воздерживается от связей с замужними женщинами, осуждёнными, и, наконец, с девушками, помолвленными с другим человеком. Комментарий

Если мужчина может придерживаться большей сдержанности, тем лучше. Итак, взгляд Будды на этот счёт был реалистичным для того времени, и мы должны постараться рассмотреть наш вопрос насколько возможно реалистично с учётом нынешних условий.

Правила для буддистов-мирян

Третье из "пяти правил" буддиста-мирянина гласит: "Я принимаю правило воздерживаться от дурного поведения в сфере чувственных удовольствий" (kāmesu micchācārā veramaṇī sikkhāpadaṃ samādiyāmi). Некоторые миряне, которые, в течение определённого периода решают соблюдать "восемь правил", принимают его в более строгой форме: "Я принимаю правило воздерживаться от половых связей" (abrahmacariyā veramaṇī sikkhāpadaṃ samādiyāmi). Тем самым, в течение выбранного периода они обязуются следовать той же сдержанности в сексуальных вопросах, что и монахи. Эти случаи мы также можем оставить в стороне, поскольку с ними всё предельно ясно.

Для обычного буддиста-мирянина, третье правило находится на одном уровне с остальными четырьмя. С буддийской точки зрения, сексуальные проступки и ошибки не являются более тяжкими, чем другие. Комментарий Те, кто склонен к развитию комплекса вины на предмет своей сексуальной жизни, должны понять, что проступок в этой сфере не более и, в то же время, не менее серьёзен, чем неспособность следовать остальным этическим правилам. В действительности, для подавляющего большинства людей наиболее трудным является следовать Четвёртому правилу, которое учит воздерживаться от всех видов ложной речи (куда нередко можно отнести и осуждающие замечания о подозреваемых или реальных сексуальных недостатках других людей). Комментарий

Что же именно для буддиста-мирянина подразумевает Третье правило? В первую очередь, это правило обучения, как и все остальные. Это не заповедь, ниспосланная богом, Буддой или кем-либо другим, со словами "не делай того-то!". В Буддизме нет подобных указаний. Это принцип, который вы принимаете сами для себя. Вы стараетесь следовать определённому виду сдержанности, благодаря пониманию пользы, которую он приносит. Необходимо это чётко понимать. Если вы не считаете соблюдение данного ограничения хорошим поступком, не стоит принимать его. Если же вы считаете его таковым, но сомневаетесь в своей способности придерживаться данного правила, вы должны приложить усилие и попытаться получить помощь и различные наставления, которые сделают вашу задачу проще. Если вы сочли полезным для себя заниматься буддийской духовной практикой, вы можете принять в этом духе третье и остальные этические правила.

Во-вторых, какова сфера действия и цель третьего правила? На языке пали слово kāmа означает "чувственное желание", которое не ограничено одними лишь сексуальными позывами. Комментарий Здесь оно употреблено во множественном числе, что близко к библейскому выражению "плотские страсти". Жажда вкусной пищи и других чувственных удовольствий также включаются сюда. Большинство людей, сильно пристрастившихся к сексуальному наслаждению, обычно имеют сильную тягу к удовольствиям и в других сферах. Хотя здесь мы рассматриваем только сексуальный аспект, этот факт не стоит упускать из виду. Для тех, кто имеет хотя бы поверхностное понимание принципов учения Будды, основная причина данного наставления должна быть сразу понятна. Наше чувство разочарования и неудовлетворённости жизнью (dukkha) коренится в наших желаниях и пристрастиях. Чем больше мы можем подчинить последние, тем меньше страданий мы будем испытывать. Комментарий Тут нет ничего сложного. Комментарий Но, конечно, тому, что так легко понять, не так просто следовать.

Хотя и имеет место значительное сходство между третьим правилом буддиста-мирянина и христианской заповедью "не прелюбодействуй", существует большая разница в духе и используемом подходе. Поскольку большинство людей в западных странах несут в себе, пусть даже косвенное, влияние христианской культуры, нам необходимо чётко понимать данный вопрос. Традиционный христианский взгляд состоит в том, что половые связи возможны исключительно в брачном союзе. Но даже когда это условие соблюдается, сексуальные отношения считаются порочными, за исключением тех случаев, когда они необходимы для рождения детей. Считается, что все другие половые связи должны быть сведены к минимуму, и именно отсюда берут своё начало возражения церкви против противозачаточных таблеток и подобных средств. Комментарий На такие вещи как контрацепция, гомосексуализм и прочее, церковь смотрит с ужасом и объявляет их "противоестественными" (что нельзя считать в полной мере верным, раз, в реальной жизни они всё-таки происходят!). Некоторым из подобных запретов сейчас "следуют" на фоне постоянного нарушения, а не соблюдения, но, несомненно, что этих закостенелых взглядов до сих пор широко придерживаются и они распространяются официально. Неизбежной реакцией, поддерживаемой некоторыми настоящими или мнимыми "экспертами" в области психологии, является отношение полной вседозволенности, по которому "всё сойдёт". Как уже было сказано ранее, закостенелое пуританство и полная вседозволенность являются двумя крайностями, к которым учение Будды не склоняется. Одно здесь лишь является неадекватной реакцией на другое. Что мы должны сделать - это проложить здравый путь между этими двумя крайностями. Именно этому Буддизм нас и учит.

<<Назад
Предисловие
Оглавление Далее>>
Сексуальное удовольствие и понятие греха

Редакция перевода от 20.03.2015 15:02