<<Назад Практика буддизма |
Оглавление |
Перевод | Таблица | Оригинал |
Как отличить практику дарения (dāna) от простого сбора денег?
Здесь есть существенная разница. В последние годы термин "dāna" всё чаще используется многими буддийскими организациями на Западе как трюк, с помощью которого они пытаются использовать наши лучшие чувства для пополнения своей казны. Сколько раз мы получали письма от буддийских организаций, начинающиеся со слов "'dāna' или дарение, – это древняя традиция, которая поддерживала учение Будды в течение 2500 лет...". Сколько раз мы видели длинный список необходимых вещей, в котором описывалось, что конкретно нужно данной общине. Сколько раз мы слышали, как в медитационных центрах указывают сумму "рекомендуемого пожертвования" как плату за даваемые учения. Я считаю, что эти усилия по обращению за материальной помощью для нужд буддистов идут вразрез с истинным духом буддийской щедрости, которая является действием, идущим от сердца исключительно по собственному желанию человека. Именно такой подход лежит в основе учений Будды.
Несомненно, что любой дар – это благо. Будда учит нас всегда щедро подавать тем, кто просит (Дхаммапада 224). Даже небольшой подарок, который даётся с чистым сердцем, имеет огромную ценность: "Даже если человек бросит остатки пищи из чашки или миски в озеро или пруд, думая "пусть живущие в этом озере существа питаются этой пищей", то и это приносит заслуги". (Ваччха сутта - АН 3.57) Само вознаграждение за совершённое пожертвование зависит от состояния ума, при котором оно совершается. Даритель и получатель – человек и организация, отвечают в равной степени за то, что этот поступок совершается в таких условиях, когда щедрость дающего приносит максимальную пользу. Если обе стороны действительно стараются на практике воплощать учение Будды, они должны учесть следующие моменты:
Во-первых, плод пожертвования увеличивается в зависимости от чистоты мотива дающего, который побуждает его совершать свой дар. Дар, который делается не от чистого сердца, приносит определённое количество заслуг, но дар, который делается от всего сердца "когда дающий не ищет собственной выгоды, без мыслей о будущем вознаграждении" имеет гораздо бОльшую ценность (Дана сутта - АН 7.49). Если мы совершаем подношение, надеясь получить что-то взамен, будь то преимущества для членов организации, благодарственный сертификат, книгу, курс по медитации и т.п. – мы обманываем себя и уменьшаем силу нашей щедрости. Буддийские организации должны быть осторожны при дарении чего-то в ответ на пожертвования.
Во-вторых, Будда не учил нас просить у других какие-либо подарки. На самом деле он учит совершенно противоположному: довольствоваться тем немногим, что мы имеем (Арияванса сутта - АН 4.28). Это учение довольствоваться малым проходит красной нитью через всё учение Будды. Я считаю, что список "необходимых вещей" говорит о наличии чувства неудовлетворённости и противоречит упомянутому учению. Совершающие пожертвования люди больше всего радуются, когда получающий искренне рад их подарку, сколь бы скромен он не был. Если я могу сделать только небольшой подарок, то неизвестно, будет ли он с благодарностью принят или даже замечен организацией, стремящейся к обогащению или имеющей длинный список необходимых ей вещей. Организация вполне может эффективно распространять учение Будды, имея скромные потребности и небольшие запросы, что порождает уверенность в рядах тех, кто её поддерживает.
В-третьих, важна внутренняя чистота принимающего дар (Иссаттха сутта - СН 3.24). Когда мы совершаем дар праведным людям, которые хотя бы соблюдают пять правил, мы не только одобряем их желание развивать нравственность (sīla), но и способствуем своему собственному продвижению. Подношение праведным людям – это большая кармическая сила, пользу от которой мы получаем долгое время после совершения данного поступка. Щедрость и нравственность тесно связаны. Когда мы научимся грамотно использовать наше желание делиться с другими и совершать подношения тогда, когда они приносит наибольшую пользу, мы получаем от них максимальный результат. Независимо от того, совершаем ли мы пожертвование или принимаем его, наибольшая польза получается при серьёзном отношении к нравственности.
И последнее. Я хотел бы обратиться к буддийским организациям с просьбой быть очень терпеливыми и сопротивляться желанию роста своей общины. Успех религиозной организации не следует измерять в обычных коммерческих единицах, таких как количество членов, количество перекачанных файлов, количество прочитанных лекций, количество полученных денег и т.п. Успех здесь можно измерить только тем насколько полно она воплощает учение Будды. Если община делает хорошее дело, основывающееся на принципах нравственности, то люди, видящие нравственность, непременно почувствуют желание протянуть руку помощи и совершать пожертвования. Любая организация, которая так поступает, непосредственно влияет на другие организации в плане распространения бесценной традиции щедрости, лежащей в основе учения Будды, которое превосходит все дары (Дхаммапада 354).
Разве нельзя продавать буддийские книги? В чем смысл их бесплатного распространения?
В продаже буддийских книг нет ничего изначально плохого. Действительно, многие коммерческие издательства делают очень ценную работу, издавая высококачественную буддийскую литературу, которую легче купить в магазине, чем ждать, что кто-то даст её вам бесплатно. Но за эту доступность приходится платить немалую цену. Издателю, живущему на доходы от издаваемых книг, приходится делать выбор, что издавать, а что нет, в зависимости от спроса. В результате получаются книги, в которых учение Будды искажено или отредактировано, выглядит весёлым, поднимающим настроение и приятным. Зачастую в этом случае теряется сущность буддийской истины. Маловероятно, что люди побегут в книжные магазины и начнут раскупать книги, в которых Будда излагает важнейшие принципы отрешения, недостатков чувственных удовольствий и ценности сосредоточения на непривлекательности человеческого тела. Рынок покупателей книг подобной тематики мал и невыгоден.
Но есть и другая причина хорошенько подумать, прежде чем продавать буддийские книги. Со времён Будды, учения обычно передавались безвозмездно, от учителя к ученику, от друга к другу. Учение, считающееся бесценным, пришло к нам сквозь века благодаря неразрывному потоку щедрости, лежащему в его основе. Эта традиция продолжается распространением бесплатных буддийских книг. От автора поток идёт через тех, кто тратит время на редактирование, набор текста и печать книги, через тех, кто финансирует издание и тех, кто занимается распространением и рассылкой. Если вам посчастливилось получить книгу, прошедшей по этой линии щедрости, вы получаете важный урок учения Будды ещё до того, как откроете её первую страницу. Когда на буддийскую книгу проставляется цена, вам не только приходится платить, но за свои деньги вы получаете меньшее. Вы получаете просто буддийскую книгу, а не вещь, которая сама собой являет учение Будды. Какая из них имеет бОльшую ценность?
Помните это всегда, когда платите деньги в обмен на Учение, будь то книга, аудиокассета, компакт-диск, урок медитации или ритрит. Старая пословица всё так же актуальна: "качество на риск покупателя".
<<Назад Практика буддизма |
Оглавление |
Редакция перевода от 08.07.2024 15:54
- Оставить комментарий
- 430 просмотров