Развитие сосредоточения

Опубликовано khantibalo от 29 сентября, 2008 - 12:21
<<Назад
Развитие усердия
Оглавление Далее>>
Опасности в практике медитации
Перевод Таблица Оригинал
Развитие сосредоточения
Развитие сосредоточения (Samādhi-pāramī)

Учитывая значение самого этого слова, а также ряда специализированных терминов, таких как "развитие ума" (bhāvanā), "поглощённость" (jhana), "прозрение" (vipassanā), "однонаправленность" (ekagattā) и "медитативная практика" (kammaṭṭhāna), мы теперь можем рассмотреть, что представляет собой совершенное сосредоточение. Практика хорошего буддиста, вне зависимости от того, идёт он по пути Бодхисаттвы или нет, отличается от медитации последователей других религий тем, что последние почти наверняка приобретут сильную привязанность к удовольствиям, испытываемым в высшей части мира желаний (kāmaloka), или к возвышенным наслаждениям мира форм (rūpaloka), что в результате приведёт к рождению в этих мирах. Удовлетворившись достижением подобных уровней существования, где удовольствия и радости велики, а страдания незначительны, маловероятно, что они смогут развить достаточное усердие для совершенствования мудрости. Поэтому, хороший буддист старается достичь совершенства в джханах (что позволяет в них входить и выходить в любой желаемый момент), но не привязывается к ним. Здесь нужно отметить, что это относится к опытному практикующему, который уже достиг джхан. Для того, кто ещё не достиг их, правильным отношением будет старательная целеустремлённость, а не отрешение. Комментарий

Как только джханы достигнуты, можно начать их рассмотрение с точки зрения непостоянства, неудовлетворённости и безличности, и в этом процессе естественным образом возникнет отрешение от них и будет приобретён опыт прозрения (vipassanā). Таким образом, джханы и сверхъестественные способности, которые могут возникнуть на их основе, в буддийской системе обучения никогда не считались конечной целью. Они используются лишь как вспомогательные средства для развития прозрения и мудрости, которые в свою очередь проявляются тогда, когда сосредоточение направлено на исследование ума и тела с целью полного познания их характеристик.

Смысл совершенства в сосредоточении иллюстрирует история Куддаламуни (Джатака №70). Комментарий Это имя означает "отшельник с мотыгой" и оно было дано человеку, который никак не мог освободиться от привязанности к своей мотыге. Несколько раз он уходил из дома в лес с намерением заняться медитацией, но каждый раз воспоминания о мотыге и занятии земледелием возвращали его домой. Однажды, размышляя о колебаниях, преследовавших его в стремлении усиленно медитировать, Куддаламуни взял свою мотыгу, раскрутил над головой и запустил в воды протекавшего рядом Ганга. Комментарий Совершив этот поступок, он радостно воскликнул. Местный правитель, проезжавший со своей армией мимо того места, отправил прислужника, чтобы узнать, чему же крестьянин так сильно радуется. Куддаламуни рассказал ему свою историю. Правитель и его люди были столь поражены рассказом крестьянина, что некоторые, последовав его примеру, ушли в лес и тоже стали жить жизнью отшельника. В этой Джатаке говорится, что все они после смерти переродились в мире форм (rūpaloka). Куддаламуни, которым был не кто иной, как Будда в одной из своих прошлых жизней, впоследствии проявил и ещё один аспект совершенства в медитации: достигнув мастерства в этой практике, он стал способен обучать ей других.

В завершение осталось добавить лишь несколько слов об опасностях в практике медитации.

<<Назад
Развитие усердия
Оглавление Далее>>
Опасности в практике медитации

Редакция перевода от 05.04.2015 20:13