Человек и религия

Опубликовано khantibalo от 4 апреля, 2007 - 16:52
<<Назад
Глава 13. Сущность, ценность и выбор религиозных убеждений
Оглавление Далее>>
Какая религия – правильная?
Перевод Таблица Оригинал

Человек и религия

Люди – это единственные живые существа в этом мире, у которых возникла религия, и которые в процессе следования ей совершают поклонение и молитвы.

Люди создали религию для того, чтобы удовлетворить жажду познания своего внутреннего мира и окружающей природы. Первые религии имели анимистическое происхождение и появились от страха перед неизведанным и из-за желания умилостивить те силы, которые как считалось, населяют неживые объекты. С течением времени эти религии претерпевали изменения, формируясь под воздействием географической, исторической, социально-экономической, политической и интеллектуальной обстановки, существовавшей в то время.

Многие из них стали организованными и процветают по сей день, опираясь на значительное количество последователей.

Немало людей приходит в организованные религии из-за напыщенности и церемоний, проводящихся во время служб, тогда как кто-то предпочитает практиковать свою собственную религию, искренне почитая духовных наставников и на деле следуя этическим принципам. По причине важности духовной практики каждая религия претендует на то, что она является не просто верой, а образом жизни. Если рассмотреть религии с точки зрения происхождения и путей развития, то неудивительно, что между ними имеют место различия. Эти различия можно проследить как в используемых подходах, так и в понимании и интерпретациях религиозной доктрины, которые ей дают последователи. Также обнаруживаются различия в цели религии и способах её достижения, а также в понятии воздаяния за хорошие и наказания за дурные поступки.

Подход к духовной практике может быть основан на вере, страхе, рационализме или ненасилии. Вера составляет основу многих религиозных ритуалов, которые были созданы для преодоления страха и удовлетворения потребностей людей. Религии, в которых делается акцент на чудеса или сверхъестественные силы, используют этот страх, который появляется из-за неведения. Они сулят своим последователям материальную выгоду, обращаясь к их жадности. Религии, в которых поощряется преданность, основываются на чувствах и на страхе перед сверхъестественным, которое, как представляется, можно умилостивить церемониями и ритуалами. Религия, основанная на вере, базируется на желании человека обрести уверенность в условиях неопределённости своей жизни и судьбы.

Методы духовной практики некоторых религий появились в результате развития человеческих познаний, опыта и мудрости. В этом случае был принят рациональный подход к религии, включающий в себя законы вселенной или законы природы, а также принцип ценности человека. Этот подход основан на гуманизме и сосредоточен на развитии человечных качеств. Религия причины и следствия (кармы) основана на принципе "помоги себе сам" и считает, что человек сам отвечает за своё счастье, страдание и спасение. Религия мудрости основана на использовании способности к мышлению и старается понять жизнь и сущность условий этого мира через аналитическое познание. Наука спрашивает и старается объяснить, чем этот мир является на самом деле, в то время как религия задаётся вопросом о том, каким должно стать общество и человечество.

В религиях широко распространено воспитание ненасилия и доброжелательности. Мирная религия основана на принципе непричинения вреда себе и другим, и она призывает своих последователей вести гармоничную, свободную и мирную жизнь. Религия доброжелательности или дружелюбия основана на пожертвовании и служении ради благополучия и счастья других.

Способность к пониманию у последователей разных религий отличается, равно как и интерпретации, которые руководящие органы этих религий дают учениям и ритуалам. В некоторых религиях руководство оказывает серьёзное влияние на религиозные законы и правила поведения, в то время как в других - оно лишь даёт рекомендации о необходимости и возможности применения этих правил. Каждая религия даёт объяснения существующим человеческим проблемам и неравенству, а также предоставляет способ исправления ситуации. В качестве разъяснения некоторые религии утверждают, что людям приходится сталкиваться с этими проблемами, потому что этот мир является местом испытания. В ответ на это утверждение у людей возникает вопрос, "с какой целью?". Как человека можно судить всего по одной жизни, тогда как люди находятся под воздействием различных физических, интеллектуальных, общественных и экономических факторов и условий?

Каждая религия имеет свою идею о том, что является целью духовной практики. В некоторых религиях такой целью является вечная жизнь или пребывание в раю вместе с Богом. Комментарий Для некоторых религий конечной целью является союз с вселенским разумом, потому что живое существо считается частичкой этого разума и должно воссоединиться с ним. Комментарий Для других - даже райское блаженство или союз с Брахманом (первопричиной) является вторичным по отношению к неопределённости существования, неважно в какой форме оно протекает. Комментарий Есть даже люди, которые верят, что нынешней жизни более чем достаточно, чтобы ощутить её цель.

Лекарство, которое излечивает болезнь одного человека, может стать ядом для другого из-за особенностей его организма. Точно так же, идея одного человека о том, какому пути духовной практики лучше всего следовать, может стать глупостью для другого из-за отличий в складе ума.

Для достижения цели в каждой религии предлагается определённый способ. В некоторых религиях последователей учат предаться на милость Богу или во всём полагаться на него. В других учениях верующих призывают соблюдать строгий аскетизм, чтобы искоренить в себе всё дурное через самоистязание. В некоторых - даже советуют совершать жертвоприношения животных, различные ритуалы и церемонии, а также читать мантры ради очищения самого себя и достижения конечной цели. Бывает даже, что в религии следуют различным способам и видам почитания, интеллектуальному осознанию истины и сосредоточению ума в медитации.

В каждой религии есть своё понятие о наказании за дурные поступки. В одних люди считаются обречёнными Богом на вечные страдания за проступки, совершённые в одной этой жизни. В других говорится, что действие и противодействие (причина и следствие) проявляются в соответствии с законом природы, и человек будет испытывать результат своих поступков только в течение ограниченного периода времени. В некоторых религиях говорится, что эта жизнь – всего лишь одна из очень многих и у личности всегда есть возможность последовательного изменения себя вплоть до достижения высшего счастья.

В религиях этого мира имеется большое разнообразие в подходах, интерпретациях и целях. По этой причине людям полезно не придерживаться таких взглядов на свою религию, которые основаны на одних догмах, а быть открытыми и терпимыми к другим религиозным убеждениям.

Однажды Будда сказал: "Не следует принимать учение из почтения ко мне, но нужно сначала испытать его, как золото, которое испытывают при помощи огня." Комментарий

Отмечая важность непредвзятого отношения к другим религиозным учениям, полезно также помнить, что следование религии должно приносить благо, свободу и счастье всем живым существам. То есть, религиозные принципы нужно использовать во имя пользы и для улучшения качества жизни всего живого. Но в настоящее время человечество деградировало и ушло в сторону от основных религиозных принципов. Безнравственные и порочные религиозные обряды получили широкое распространение, а верующие в настоящее время испытывают трудности, пытаясь следовать определённым принципам их религий. В то же время, стандарты основных религиозных принципов понижены, чтобы потакать запросам загрязнённого и эгоистичного ума. Люди не должны нарушать основные правила нравственности ради удовлетворения собственной алчности и желаний, им следует изменять себя в соответствии с правилами, которым их учит религия.

Эти правила были предложены просветлёнными учителями, которые постигли благородный путь, ведущий к миру и счастью. Те, кто нарушает эти правила, преступают законы вселенной, что, в соответствии с буддийским учением, влечёт за собой неблагоприятные последствия.

С другой стороны, это не значит, что человек должен покорно следовать тому, чему его учит религия и не обращать внимания на соответствие этого учения текущему моменту. Порядки и правила, установленные религией, должны давать людям возможность жить осмысленной жизнью, они не должны использоваться для связывания человека устарелыми обрядами и основанными на суевериях ритуалами и убеждениями. Тот, кто следует основным религиозным принципам, должен полагаться на человеческий интеллект и жить достойной человека жизнью. В связи с происходящими изменениями в обществе и в уровне нашего образования должна меняться и духовная практика, но без ущерба для соблюдения основных принципов. Общеизвестно, что внести изменения в какие-либо принципы этой практики всегда непросто, потому что многие консервативно настроенные последователи возражают против изменений, даже если они идут во благо. Взгляды этих людей подобны застойному водоёму, а свежие идеи подобны водопаду, где вода постоянно обновляется и поэтому всё время пригодна для употребления.

Ошибочные взгляды на религию

Несмотря на ценность религии для духовного совершенствования, следует признать, что она является и плодородной почвой для суеверий и убеждений, принятых на веру и скрытых под маской религиозности. Многие используют религию, чтобы избежать правды жизни, надеть на себя маску верующего и использовать религиозные символы, не обладая должным внутренним развитием или обладая им лишь в незначительной мере. Они даже могут очень часто молиться в храмах, но всё равно эти люди не являются искренними последователями и не понимают, что же такое религия. Когда религия искажена неведением, жаждой власти или эгоизмом, люди быстро начинают осуждать её и утверждать, что она нерациональна. Но нужно различать религию, как внешнюю обрядовую практику в любом учении, и собственно само учение. Прежде чем критиковать, следует рассмотреть исходное учение, созданное основателем, и разобраться, есть ли в нём что-то неправильное.

Религия учит совершать хорошие поступки и быть добродетельными, но люди не заинтересованы поступать таким образом. Они чаще привязываются к внешним проявлениям духовной практики, в которых не так уж много ценности. Если бы они старались воспитывать свой ум, уничтожая зависть, гордость, жестокость и эгоизм, то хотя бы смогли найти правильный путь практики религии. К сожалению, вместо того, чтобы искоренить эти отрицательные качества, люди взращивают их. Многие притворяются верующими и во имя религии совершают ужасные жестокости. Они развязывают войны, проводят политику дискриминации и вызывают восстания под маской религии, упуская из виду её возвышенные цели. Из-за роста числа так называемых религиозных мероприятий у нас может сложиться впечатление, что религия прогрессирует, но на самом деле всё наоборот, поскольку внутреннюю чистоту и понимание развивают слишком незначительно.

Практика религии – это ничто иное, как развитие мудрости, доброжелательности и понимания. Трудности следует встречать лицом к лицу и полагаться на собственную духовную силу. Убегать от проблем, прикрываясь духовностью, не является ни смелым, ни высокодуховным поступком. В сегодняшнем хаосе мужчины и женщины быстро скатываются в направлении собственного краха. Смешно то, что они воображают себя движущимися к созданию великой цивилизации, которая появится в будущем.

Посреди этой путаницы пропагандируются надуманные и изменчивые религиозные принципы, создающие еще больше искушений и беспорядка в голове человека. Религией злоупотребляют ради собственной выгоды и получения политической власти. Некоторые безнравственные ритуалы, такие как свободная любовь, поддерживаются кое-какими безответственными религиозными организациями, использующими это для распространения своего учения среди молодёжи. Возбуждая страсть, эти организации склоняют юношей и девушек следовать своей религии. Сегодня религия деградировала в дешёвый товар на рынке, обращающий мало внимания на нравственные ценности и то, за что они ратуют. Некоторые миссионеры заявляют, что практика нравственного поведения и соблюдения заповедей не важна, если имеешь веру и молишься Господу, чего, по их убеждениям, достаточно для спасения. Комментарий Увидев своими глазами, к чему руководство некоторых религий в Европе привело своих последователей и как оно их ослепило, Карл Маркс сделал язвительное замечание: "Религия - это вздох угнетённой твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она - дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа." Комментарий

Религия нужна нам не для того, чтобы дать мечту о будущей жизни или предоставить догмы, в процессе следования которым нужно отказаться от своего человеческого интеллекта, став источником неприятностей для окружающих. Религия должна давать людям надёжный и обоснованный способ жить здесь и сейчас как культурные и умные существа, служащие примером для других. Многие религии переводят мысли человека от себя и направляют их на высшее существо, но буддизм направляет наш поиск умиротворения внутрь, к потенциалу, который скрыт в нас самих. Буддизм уважает и поддерживает наш разум. Будда отмечал огромный потенциал человеческого ума и учил, как его нужно раскрывать. Поэтому истинная религия, которой является Дхамма - это не то, что мы получаем откуда-то извне, это - обретение и совершенствование мудрости, сострадания и чистоты, которые мы развиваем внутри себя.

<<Назад
Глава 13. Сущность, ценность и выбор религиозных убеждений
Оглавление Далее>>
Какая религия – правильная?

Редакция перевода от 01.07.2015 15:42