Пессимистичен ли буддизм?

Опубликовано khantibalo от 1 апреля, 2007 - 20:09
<<Назад
Буддизм – это теория или философия?
Оглавление Далее>>
Буддизм и атеизм
Перевод Таблица Оригинал

Пессимистичен ли буддизм?

Буддизм – это не пессимистичная и не оптимистическая, а реалистичная религия.

Некоторые критики заявляют, что буддизм – это ненормальная, циничная, сконцентрированная на печальной стороне жизни религия, враг безобидных удовольствий, пытающийся бессердечно растоптать невинные радости жизни. Они считают буддизм пессимистичным, воспитывающим отношение безнадёжности в жизни, поддерживающим непонятное, всеобъемлющее чувство того, что страдание и зло преобладают в человеческих отношениях. Даже Папа Римский Иоанн Павел II однажды заявил, что буддизм учит негативному отношению к жизни. Эти критики основывают свои взгляды на первой Благородной Истине, которая гласит, что всё обусловленное находится в состоянии страдания. Кажется, они забыли, что Будда не только учил причине страданий, но также и пути к их уничтожению. В конце концов, есть ли хоть один духовный учитель, кто восхвалял эту мирскую жизнь и советовал нам привязываться к ней? В учении каждой религии говорится о спасении, которое означает освобождение от неопределённости и неудовлетворённости этого мира. Если бы Будда, основатель буддизма, был таким пессимистом, то на изображениях он должен был бы выглядеть более сурово, чем мы видим. Образ Будды - это воплощение умиротворения, безмятежности, надежды и доброжелательности. Притягательная и сияющая улыбка Будды выражает сущность его учения. Для взволнованных и разочарованных людей его улыбка Просветления и надежды – это безотказное успокаивающее и смягчающий бальзам.

Будда излучал любовь и сострадание во всех направлениях. Вряд ли такой человек может быть пессимистом. Когда успешные в бою короли и принцы слушали его, то понимали, что настоящая победа – это победа над самим собой, а лучший способ завоевать сердца людей – это научить их ценить Истину (Дхамму). Будда развил своё чувство юмора до такого совершенства, что даже ярые его противники были с лёгкостью обезоружены. Часто они ничего не могли поделать с тем, что начинали смеяться над собой. Будда обладал прекрасным успокаивающим средством, он очищал систему опасных [внутренних] ядов своих оппонентов и они с тех пор начинали с энтузиазмом следовать по его стопам. В проповедях, диалогах и обсуждениях, Будда проявлял самообладание и достоинство, благодаря которым он завоевывал уважение и приверженность людей. Может ли такой человек быть пессимистом?

Будда никогда не желал, чтобы его последователи постоянно думали о страданиях этого мира и вели грустную и несчастную жизнь. Он преподал учение о страдании только с той целью, чтобы показать людям, как превзойти это страдание и пойти по направлению к счастью. Чтобы стать Просветлённым, нужно обрести Радость, один из факторов, который Будда советовал развивать. Радость вряд ли можно назвать пессимистичной.

Буддийские тексты "Тхерагатха" и "Тхеригатха" наполнены радостными изречениями учеников Будды, мужчин и женщин, которые достигли безмятежности и счастья, благодаря практике его учения. Король Косалы однажды сказал Будде, что в отличие от последователей других учений, выглядевших измождёнными, неприятными, бледными, истощёнными, не располагающими к себе, его ученики были "счастливыми и радостными, ликующими и торжествующими, наслаждавшимися праведной жизнью, спокойными, умиротворёнными, живущими с умом газели, беззаботными". К этому король добавил, что, по его мнению, такое здоровое положение было по той причине, что "эти досточтимые наверняка в полной мере осознали большую важность учений Благословенного" (Дхаммачетия сутта, МН 89).

На вопрос, почему его ученики, жившие такой простой и тихой жизнью, питаясь только раз в день, были такими светлыми, Будда ответил: "Они не сожалеют о прошлом и не размышляют о будущем. Они живут настоящим, испытывая удовлетворённость. Поэтому они так светлы. Размышляя о будущем и сожалея о прошлом, глупцы высыхают подобно зелёному тростнику, который валится [под солнцем]" (Аранья сутта, СН 1.10). Комментарий

Буддизм, как религия, учит о неудовлетворяющей природе всего в этом мире. Но и поэтому нельзя просто так отнести его к пессимистичным учениям, потому что буддизм учит и тому, как положить конец этому несчастью. Будда утверждал, что даже самый отъявленный грешник может спастись после расплаты за свои поступки. Буддизм даёт каждому живому существу надежду на спасение. В других религиях принимается за догму то, что некоторые люди будут плохими всегда и их ждёт вечный ад. В этом отношении, подобные религии более пессимистичны. Буддисты отвергают подобные утверждения. Буддизм не пессимистичен и не оптимистичен. Он не рекомендует человеку смотреть на мир с изменчивых точек зрения оптимизма и пессимизма. Вместо этого, буддизм советует нам быть реалистами, что значит смотреть на всё так, как оно есть на самом деле.

<<Назад
Буддизм – это теория или философия?
Оглавление Далее>>
Буддизм и атеизм

Редакция перевода от 01.07.2015 19:50