Подобен ли буддизм современным ему индийским учениям?

Опубликовано khantibalo от 1 апреля, 2007 - 20:08
<<Назад
Глава 6. Буддизм и другие учения
Оглавление Далее>>
Буддизм – это теория или философия?
Перевод Таблица Оригинал

Подобен ли буддизм современным ему индийским учениям?

Истина (Дхамма), которую постиг Будда, была доселе неизвестна.

В своей первой проповеди, Дхаммачаккапаватана Сутте (CH 56.11), Будда сказал, что учение, которое он проповедует, было до тех пор никому не известно. Знание Дхаммы появилось благодаря его собственному видению, знанию, мудрости, проницательности и Просветлению. Комментарий

Некоторые люди заявляют, что Будда не учил какой-то новой доктрине, а просто реформировал старое учение, существовавшее в Индии. Однако Будда не был реформатором Индуизма, как некоторые последователи этого древнего учения пытались его представить. Образ жизни и учение Будды существенно отличались от образа жизни и религиозных убеждений жителей Индии того времени. Будда жил, учил и умер как учитель, не имеющий отношения к Ведам и брахманству. Будда никогда не заявлял о том, что он чем-то обязан существующим религиям и методам практики. Он считал себя основателем рациональной духовной методики, первооткрывателем нового пути.

Это была основная причина, по которой множество религиозных общин не соглашались с ним. Будда подвергался порицанию, критике и оскорблениям со стороны большинства видных учителей и сект ведической (брахманской) традиции. Это было сделано с намерением уничтожить или поглотить Будду и его учение. Брахманы дохристианской эпохи дошли до того, что стали считать Будду Аватаром, то есть воплощением их бога. Некоторые также презрительно называли его васалака, мундака, саманака, настика и шудра. (Во времена Будды эти слова использовались, когда хотели оскорбить практикующего какую-то религию, который не был Брахманом.)

Нет сомнения, что Будда реформировал некоторые обычаи, религиозные обязанности, церемонии, этику и образ жизни, широко распространённые в то время. Величие его личности было подобно булавке, которая протыкает шарик из ложных убеждений и методов практики, так что они разлетаются и демонстрируют свою пустоту.

Рассмотрев основные положения доктрины, а также философские и психологические учения Будды, мы не находим оснований утверждать, что он позаимствовал идеи из какой-то существовавшей в то время религии. Например, такие понятия, как Четыре Благородные Истины, Благородный Восьмеричный Путь, Взаимообусловленное Возникновение и Ниббана, были неизвестны людям до его появления. Хотя вера в карму и перерождение была очень распространена, Будда дал этим явлениям логичное и рациональное объяснение и представил их в форме закона природы о причине и следствии. Хотя в своей речи Будда использовал эти термины по той причине, что они были уже знакомы слушателям, он в то же время дал им абсолютно новые интерпретации, совершенно отличающиеся от даваемых Брахманами. Несмотря на всё это, Будда не высмеивал имевшиеся тогда искренние религиозные убеждения и методы практики. Он признавал ценность тех убеждений, в которых находил Истину и даже давал им лучшее объяснение. Вот именно поэтому Будда однажды сказал, что Истину надо уважать, в чём бы она не находилась. Однако он никогда не боялся выступать против лицемерия и лжи.

<<Назад
Глава 6. Буддизм и другие учения
Оглавление Далее>>
Буддизм – это теория или философия?

Редакция перевода от 01.07.2015 15:12