Существует ли вечная душа?

Опубликовано khantibalo от 30 марта, 2007 - 12:43
<<Назад
Можно ли узнать первопричину?
Оглавление Далее>>
Глава 6. Буддизм и другие учения
Перевод Таблица Оригинал

Существует ли вечная душа?

Вера в вечную душу является ошибочным представлением, порождённым человеческим сознанием.

Теории о душе

Каждого духовного учителя можно отнести к одной из трёх категорий, в зависимости от того, какую теорию о душе он проповедует:

  • Учитель, который говорит о вечной душе, продолжающей существование после смерти. Он - верующий в вечность.
  • Учитель, который проповедует существование временной души или духа, который уничтожается в момент смерти. Он - материалист.
  • Учитель, который говорит о том, что какой бы то ни было души (вечной или временной) не существует. Он - Будда.

Будда учит, что слова "Я", "эго", "душа", "личность" и т.п. – это всего лишь обычные термины, которые не указывают на какую-то подлинную и независимую сущность. В соответствии с этим учением нет причин верить в вечную душу, приходящую с небес. Также безосновательно верить в душу, которая сама себя создала и которая переселится [в другое тело] или сразу попадёт в рай или ад после смерти. Буддисты не принимают идею о том, что в этом или в других мирах есть что-то, что вечно или неизменно. Мы всего лишь привязаны к самим себе и надеемся найти что-то бессмертное. Мы подобны детям, которые хотят ухватить радугу рукой. Для детей радуга – это нечто яркое и настоящее, но взрослые-то знают, что это всего лишь иллюзия, вызванная определёнными лучами света и каплями воды. Свет – это всего лишь последовательность волн или колебаний, реальность которых не больше реальности самой радуги.

Хотя душа не была до сих пор обнаружена, этот факт не мешает человечеству прогрессировать. Не видно никаких знаков утомления или вырождения из-за того, что душу до сих пор не открыли. Нет такого человека, который поспособствовал бы продвижению человечества через постулирование существования души и её воображаемой деятельности. Поиск души в человеке подобен поиску предмета в тёмной пустой комнате. Но бедняга никогда не поймёт, что того самого предмета, который он ищет, в комнате нет. Такому трудно объяснить бесплодность его поиска.

Те, кто верят в существование души, не способны объяснить, что она такое и где находится. Будда советовал не тратить время на эти бесполезные умозаключения, а посвятить своё время упорным усилиям, направленным на постижение реальности. Когда мы достигнем совершенства, то станем способны осознать, есть ли душа или нет. Однажды бродячий отшельник Ваччаготта спросил Будду, есть ли душа (Атман) или нет. Эта история такова:

Ваччаготта подходит к Будде и спрашивает:
- Досточтимый Готама, есть ли Атман?
Будда молчит.
- Значит, досточтимый Готама, Атмана не существует?
Будда опять молчит.
Ваччагота встаёт и уходит.
Когда отшельник ушёл, Ананда спросил Будду, почему он не ответил на вопрос Ваччаготты. Будда объяснил свою позицию: "Ананда, если бы я ответил на вопрос Ваччаготты-странника "Существует ли Атман?" словами "Атман существует", то это означало бы, что я согласен с мнением тех отшельников и брахманов, которые придерживаются теории вечности (sassata-vada)." Комментарий
И, Ананда, если бы на вопрос странника "Атман не существует?" я ответил "Атман не существует", то это означало бы, что я согласен с мнением тех отшельников и брахманов, которые придерживаются теории об уничтожении (uccedavada).
Далее, Ананда, если бы на вопрос странника "Существует ли Атман" я ответил "Атман существует", то было бы это в соответствии с моим учением о том, что все Дхаммы [все объекты и явления, включая Ниббану] безличны (не содержат души)?
- Конечно нет, почтенный.
- Снова, Ананда, если бы на вопрос странника "Атман не существует?" я ответил "Атман не существует", то это ещё больше запутало бы и так запутавшегося Ваччаготту. Он тогда мог подумать: "Раньше у меня был Атман, а теперь его нет".

(Ананда сутта, CH 44.10) Комментарий

Будда считал умозрительные рассуждения о душе бесполезными и иллюзорными. Однажды он сказал: "Только благодаря неведению и заблуждениям люди погружаются в мечты о том, что их души – это отдельные и независимо существующие сущности. Они от всего сердца привязаны к идее о душе. Людям не терпится попасть в рай, и они стремятся к удовольствиям для себя в этом раю. Поэтому они не замечают блаженство праведности и бессмертие истины." Комментарий Эгоистичные мысли появляются у людей благодаря идее о душе и жажде к существованию.

Учение о безличности (anattā)

Будда противопоставил всем теориям и умозрительным рассуждениям о душе своё учение о безличности (anattā). Слово аnattā переводится по-разному: безличный, лишённый души или духа, лишённый эго.

Чтобы понять учение Будды о безличности, нужно осознать, что теория о вечной душе "У меня есть душа" и материалистическая теория "У меня нет души" являются препятствием к самореализации или спасению. Они появляются из-за ошибочного представления "Я есть". Поэтому, чтобы понять доктрину безличности, человек не должен привязываться к мнениям и взглядам на теорию души, он должен постараться посмотреть на вещи объективно, так, как они есть на самом деле, без всяких умственных проекций. Нужно научиться видеть своё "Я" или эго тем, чем оно является – обычным сочетанием изменяющихся сил. Это требует аналитического объяснения.

Будда учил, что тот объект, который мы считаем вечной сущностью внутри себя – это просто сочетание физических и умственных сил, называемых Пятью Совокупностями (pañcakkhandha): физическое тело (rūpakhandha), чувства (vedanākhandha), распознавание (saññākhandha)[1], умственное конструирование (saṅkhārakhandha) и сознание (viññānakhandha). Комментарий Эти силы работают вместе в потоке непрерывного изменения, их состояние различно в любых двух последовательных моментах времени. Они являются составляющими факторами психофизической жизни. Когда Будда проводил её анализ, то обнаружил только эти пять совокупностей или сил. Он не обнаружил никакой вечной души. Однако многие люди до сих пор имеют ошибочный взгляд, что душа – это сознание. Будда чётко заявил, что сознание зависит от формы, чувств, распознавания и конструирования и не может существовать независимо от них.

Будда сказал: "Тело, о монахи, безлично (не "Я"). Чувство безлично. Распознавание безлично. Умственное конструирование безлично. И сознание тоже безлично. Осознав это, о монахи, ученик пресыщается телом, чувствами, распознаванием, конструированием и сознанием. Пресытившись, он становится бесстрастным. Благодаря бесстрастию, он полностью освобождается. Освободившись, у него появляется знание: "я освобождён". Он понимает: "Исчерпано перерождение, доведена до совершенства праведная жизнь, сделано то, что надлежало сделать, больше не последует здешнее существование" (Анатта-Лаккхана сутта, СН 22.59).

Учению Будды о безличности уже более 2500 лет. Современная научная мысль движется в этом же направлении. В глазах современных учёных человек – это просто совокупность постоянно изменяющихся ощущений. Современные физики утверждают, что вселенная, с первого взгляда состоящая из твёрдой материи, на самом деле является не твёрдой материей, а потоком энергии. Они считают, что вся Вселенная – это процесс трансформации различных сил, среди которых человек – лишь небольшая частичка. Будда был первым, кто осознал это.

Писатель В.С. Вили (W.S. Wily) однажды сказал: "Существование бессмертного в человеке всё больше и больше ставится под сомнение из-за влияния преобладающих ныне школ мышления". Вера в бессмертие души – это догма, которой противопоставлены результаты наиболее ясного, эмпирического исследования. Комментарий

Сама по себе вера в бессмертную душу, или убеждённость в том, что что-то продолжает существовать после смерти, не делает нас бессмертными, пока мы не поймём, что это за сущность, которая выживает и с чем мы способны себя отождествлять. Большинство людей выбирают не бессмертие, а смерть путём отождествления себя с тем, что подвержено разрушению и непостоянно. Это происходит из-за упрямой привязанности к телу или к мимолётным элементам нынешней личности, которую они ошибочно принимают за душу или неотъемлемое свойство жизни.

Современные учёные в настоящее время всё больше склоняются к принятию идеи о том, что так называемая душа – это не что иное, как собрание чувств, эмоций, настроений, относящихся к физическому опыту. Об их исследованиях проф. Уильям Джеймс говорит, что термин "душа" - это всего лишь слово, которое не обозначает какую-то существующую реальность.

Именно это учение Будды о безличности было представлено в буддизме Махаяны под именем Шуньяты или пустоты. Хотя это понятие было разработано великим махаянским учёным Нагарждуной путём придачи ему различных интерпретаций, в теории Шуньяты нет никакой необычной идеи, отличной от исходного учения Будды о безличности.

Вера в душу или в собственное Я и Бога-создателя настолько крепко коренится в умах людей, что они не могут себе представить, почему Будда отрицал существование и того и другого, хотя оба эти понятия являются ключевыми для многих религий. Известно, что некоторые люди испытывали шок, волнение и беспокойство, когда слышали, что Будда отверг эти два понятия. Это главная причина, по которой для многих непредвзятых учёных и психологов буддизм считается уникальным в сравнении со всеми другими религиями. В то же время, некоторые другие учёные, которые принимают определённые аспекты буддизма, считают, что эту религию можно обогатить, если намеренно перевести сказанное Буддой слово "Атта" таким образом, чтобы добавить в учение идею о душе или Я. Будда знал об этой неудовлетворённости человека и об идейном перевороте в отношении данной теории:

Всё конструированное (saṅkhārā) – непостоянно, Комментарий
Всё конструированное имеет неудовлетворяющую природу (dukkha),
Все дхаммы [т.е. всё конструированное и Ниббана] безличны.

(Дхаммапада 277,278,279)

В буддийских текстах есть притча о вере в бессмертную душу. Некий человек, который принял движущуюся верёвку за змею, страшно испугался. Комментарий Когда приходит понимание, что это всего лишь кусок верёвки, то страх стихает и ум становится спокойным. Вера в вечную душу сравнивается с верёвкой в воображении этого человека.


Примечание переводчика

1. Процесс распознавания, категоризации и обозначения впечатлений, получаемых от органов чувств.

<<Назад
Можно ли узнать первопричину?
Оглавление Далее>>
Глава 6. Буддизм и другие учения

Редакция перевода от 03.07.2015 12:57