Перерождение

Опубликовано khantibalo от 30 марта, 2007 - 12:40
<<Назад
Что такое карма?
Оглавление Далее>>
Ниббана
Перевод Таблица Оригинал

Перерождение

Неудовлетворённое желание существования и чувственных удовольствий является причиной перерождений.

Буддисты считают перерождение не какой-то обычной теорией, а поддающимся проверке фактом. Учение о перерождении является фундаментальным принципом буддийского учения. Однако оно не является прерогативой одних лишь буддистов, это учение существует и в других странах, других религиях и даже среди отдельных мыслителей. Пифагор помнил свою прошлую жизнь. Платон помнил множество своих прошлых жизней и считал, что человек перерождается до десяти раз. Он также верил в возможность перерождения животным. Среди древних египтян и китайцев существовало распространённое поверье, что перерождаются только известные личности, например императоры и короли. Известный христианский деятель Ориген (185-254 н.э.) верил в перерождение. Он считал, что вечного страдания в аду не существует. Джордано Бруно (1548-1600), живший в 16 веке, считал, что душа каждого человека и животного переносится от одного существа к другому. Комментарий В 1788 году известный философ Кант (1724-1804) подверг критике идею о вечном наказании. Кант также верил в возможность перерождения в форме различных небесных существ. Ещё один великий философ Шопенгауэр (1788-1860) говорил, что пока есть желание к существованию, жизнь будет продолжаться вновь и вновь. Желание жить проявляет себя каждый раз в совершенно новых формах. Будда называл это "желание жить" жаждой к существованию. Комментарий Уже с незапамятных времён индийские мудрецы учили о том, что происходит переселение душ.

Хотя это и не так просто, но мы можем сами убедиться, что имели прошлые жизни. Природа ума такова, что она не позволяет большинству людей вспомнить прошлые рождения. Нашему уму мешают пять препятствий: жажда чувственных удовольствий, враждебность, лень и сонливость, неугомонность и неуверенность (сомнение). Из-за этих препятствий наша способность видеть привязана к этому миру и мы не можем познать свои прошлые рождения. Подобно тому, как зеркало не даёт отражения, когда оно покрыто грязью, так и ум не даёт большинству людей вспомнить прошлые жизни. Мы не можем увидеть звёзды днём не потому, что их нет на небе, но потому что свет солнца затмевает их свет. Точно так же, мы не можем вспомнить прошлые жизни, потому что в настоящее время наш ум постоянно перегружен мыслями текущего момента, событиями дня и мирскими заботами.

Кратковременность жизни человека на этой земле помогает нам помнить о перерождении. Если мы примем во внимание жизнь, её истинный смысл и цель, а также весь разнообразный опыт, доступный человеку, то придётся заключить, что в одной жизни человеку недостаточно времени выполнить всё, предназначенное природой, не говоря уже о том, что он сам собирается сделать. Масштаб человеческого опыта и желаний огромен. В человеке скрыто большое разнообразие сил, которые мы можем ощутить и развить, если нам представится такая возможность. Это особенно ясно сейчас, когда проводятся соответствующие исследования. Мы обнаруживаем у себя большие стремления, но на их реализацию нет времени. В это время, большое войско страстей и желаний, эгоистичных мотивов и амбиций устраивают войну внутри нас самих, а также между нами и окружающими. Эти силы преследуют друг друга вплоть до нашей смерти. Всех их нужно подвергнуть испытанию, покорить, подчинить и использовать. Одной жизни недостаточно для всего этого. Утверждать, что у нас есть всего одна жизнь с такими возможностями и с невозможностью их реализовать, означало бы, что вся вселенная и жизнь в ней – одна большая и жестокая шутка.

Учение Будды о перерождении необходимо отличать от учений о трансмиграции и реинкарнации в других религиях. Буддизм отрицает существование постоянной души, созданной богом, или неизменной сущности, которая переселяется от одной формы жизни к другой. Комментарий

Подобно тому, как возможно существование личности в виде причинной последовательности без всякого Я или души, так и за смертью может последовать перерождение без переселяющейся сущности. В одной жизни каждый момент мысли появляется на миг и исчезает, и благодаря этому исчезновению даёт жизнь следующему моменту. Строго говоря, это кратковременное появление и исчезновение каждой мысли можно назвать рождением и смертью. Поэтому, даже в одной жизни мы ежесекундно проходим бесконечные рождения и смерти. Но так как умственный процесс продолжается благодаря поддержке одного и того же физического тела, мы считаем этот процесс непрерывного существования пары "ум-тело" (nāma-rūpa) как составляющий одну жизнь.

То, что мы обычно считаем смертью – это угасание жизненно важных функций организма. Когда физическое тело теряет свою жизненную силу, оно не может больше поддерживать поток сознания, умственную часть процесса. Но пока есть привязанность к жизни, пока существует желание жить дальше, поток сознания не останавливается с потерей телом способности жить. Вместо этого, когда происходит смерть, когда тело умирает, поток сознания, управляемый жаждой дальнейшего существования, возникнет заново с поддержкой того самого нового физического тела, которое только что возникло благодаря слиянию сперматозоида и яйцеклетки. Таким образом, перерождение происходит сразу после смерти. Хотя поток памяти может быть прерван и чувство личности попадает в новые условия, но всё накопление опыта и характер переносится в новорожденное существо и цикл становления запускается заново.

Поэтому для буддистов смерть не считается ни вступлением в вечную жизнь, ни полным уничтожением. Это скорее вход в новое рождение, за которым снова последуют рост, старение и новая смерть.

Хотя умственная непрерывность сохраняется, возобновляемого физического функционирования больше не происходит. Это подобно водителю, который перед остановкой прекращает принудительное воздействие на двигатель, отпуская педаль газа. В этот момент останавливается проявление кармы на физическом уровне. Комментарий

Буддисты не считают, что нынешняя жизнь – единственная между двумя вечными состояниями горя и счастья. Также они не верят в то, что ангелы перенесут их в рай для вечного пребывания там. Буддисты считают, что нынешняя жизнь – это одно из бесчисленных состояний существования, а пребывание на этой Земле – всего лишь эпизод во множестве других жизней. Утверждается, что живые существа будут перерождаться в различных мирах до тех пор, пока их плохая и хорошая карма присутствует в подсознании в форме умственной энергии. Хотя многие видные психологи, такие как Карл Юнг, признали учение Будды о подсознании, не следует путать его с трактовкой, которая даётся современными психологами, потому что между ними имеются различия.

В чём причина перерождений? Будда учил, что неведение об истинной природе существования порождает желания. Неудовлетворённое желание является причиной перерождений. Когда все неудовлетворённые желания уничтожены, перерождение прекращается. Остановить перерождение - значит уничтожить все желания. Комментарий Чтобы уничтожить желания, нужно уничтожить неведение. Когда неведение уничтожено, познаётся то, что все эти перерождения не имеют ценности и появляется большая необходимость в образе жизни, который позволяет пресечь желание к этим повторяющимся рождениям.

Неведение также порождает иллюзорную и нелогичную идею о том, что эта жизнь для человека – единственная, а также то мнение, что за этой жизнью следует вечное состояние счастья или вечные муки. Будда учил, что уничтожить неведение и страдание можно только через осознание Четырёх Благородных Истин, а не через что-либо другое. Чтобы избавиться от неведения, нужно упорно стараться в практике направленного на всех альтруизма в поведении, развивать способность к пониманию и мудрость. Следует также уничтожить всю жажду чувственных удовольствий и эгоистичное желание.

Каким образом происходит перерождение?

Когда это физическое тело неспособно функционировать, энергии в нём не умирают, но начинают принимать другую форму, которую мы называем другой жизнью. Кармическая сила проявляющая себя в форме человека, может также проявить себя в форме животного. Это произойдёт, если человек не имеет возможности проявить имеющиеся у него положительные кармические потенциалы. Эта сила называется жаждой, желанием, намерением, жаждой жизни и она не кончается вместе с прекращением функций тела, а продолжает проявлять себя в другой форме, что приводит к новому существованию. Это называется перерождением или повторным становлением. Буддисты не называют этот процесс реинкарнацией, потому что нет никакой постоянной сущности или души, переходящей из одной жизни в другую.

Сейчас в различных странах находятся люди, которые самопроизвольно смогли вспомнить свои прошлые жизни. Опыт этих людей хорошо описан в газетах и других периодических изданиях. Некоторые из числа вспомнивших прошлые жизни не признавали факт перерождения до того момента, когда эти воспоминания у них появились. Многое из сведений, которые они сообщили о своих прошлых жизнях, было проверено и найдено верным.

Благодаря гипнозу некоторые люди смогли раскрыть информацию о прошлых жизнях. Некоторые гипнотические состояния, которые позволяют проникнуть в подсознание, делают возможным вспомнить прошлые существования.

Перерождение или повторное становление – это естественное событие, которое не было установлено какой-либо религией или богом. Для перерождения или прекращения перерождений нет никакой разницы, верит ли человек в существование этого процесса или нет. Перерождения происходят до тех пор, пока в сознании существуют привязанности, жажда существования или чувственных удовольствий. Эти мощные умственные силы преобладают в абсолютно каждом живом существе в этой вселенной. Те, кто надеются и молятся, чтобы не перерождаться, должны понять, что их желание не сбудется, пока они не приложат упорных усилий для уничтожения жажды и привязанности. Увидев и испытав неопределённость и неудовлетворяющую природу жизни в условиях этого мира, мудрые стараются освободиться от этих повторяющихся перерождений и смертей благодаря следованию верному пути очищения ума. Те, кто не может уменьшить жажду и привязанность, должны быть готовы встретить все неопределённые и неприятные ситуации, связанные с перерождением и повторным становлением.

Моментально ли происходит перерождение?

Ещё один сложный момент в учении о перерождении – это происходит ли оно мгновенно или нет. Это противоречивый вопрос даже среди видных буддийских учёных. В соответствии с учением Абхидхаммы, перерождение (зачатие) происходит немедленно после смерти, без всякого промежуточного состояния. В то же время, некоторые считают, что живое существо после смерти определённое количество дней пребывает в виде духа, после чего и происходит перерождение. Другое объяснение той же идеи состоит в том, что не дух умершего, а сознание или умственная энергия продолжает некоторое время существовать в пространстве, поддерживаемая собственными энергиями жажды и привязанности. Однако рано или поздно перерождение происходит. Существа, родившиеся в форме духов (peta), попали в несчастный мир и тоже являются непостоянными. Это временная форма, существование в которой конечно.

Другая идея, которую многие не могут понять – это процесс перерождения человека животным и животного человеком. Животная природа ума и животный образ жизни могут вынудить человека переродиться животным. Состояние и поведение ума ответственно за следующее рождение. С другой стороны, существо, переродившееся животным из-за плохих мыслей в предыдущем рождении, может переродиться человеком, в зависимости от силы кармы, накопленной в прошлом существовании. Хорошо известно, что некоторые животные весьма умны и сообразительны, проявляя качества, очень похожие на человеческие. Человек, родившийся животным, может снова переродиться человеком, когда та плохая карма, которая привела к рождению животным, будет исчерпана, а неактивная хорошая карма, хранящаяся в сознании, начнёт давать результат.

Момент смерти

У умирающего человека присутствуют три функции сознания (viññāna), действующие в момент смерти: момент ума воссоединения (paṭisandhi-citta), момент ума предпосылки становления (bhavaṅga) и момент ума ухода (cuti-citta). В последний миг этой жизни человека появляется момент ума воссоединения, с тремя знаками в качестве объектов. Этот момент ума ощущается в течение пяти кратких моментов мысли (Javana) и потом переходит в bhavaṅga. По окончании bhavaṅga появляется cuti-citta, разрывая связь с этой жизнью и переходя в bhavaṅga. Именно в этот момент приходит конец нынешней жизни. По окончании bhavaṅga появляется другая paṭisandhi-citta уже в другой жизни и с этого момента начинается новая жизнь. Таков процесс смерти и перерождения в учении буддизма и только в буддизме течение этого природного явления расписано детально и во всех подробностях.

Буддист встречает смерть не как жизненный кризис, а как нормальное событие. Он знает, что всё рождённое вынуждено страдать, состариться и, в конце концов, умереть. Кто-то точно заметил: "Каждый при рождении получает талон на смерть". Комментарий Если бы все мы могли посмотреть на смерть с такой мудрой и рациональной точки зрения, то не стали бы столь крепко привязываться к жизни.

Когда Будда в момент Просветления освободился из круга перерождений (Сансара), он провозгласил:

ayamantimā jāti natthidāni punabbhavo
Это моё последнее рождение и для меня больше не будет перерождений.
(Дхаммачаккапаватана сутта, CH 56.11)
<<Назад
Что такое карма?
Оглавление Далее>>
Ниббана

Редакция перевода от 28.08.2015 19:48