Что такое карма?

Опубликовано khantibalo от 30 марта, 2007 - 12:40
<<Назад
Всё подвержено изменению
Оглавление Далее>>
Перерождение
Перевод Таблица Оригинал

Что такое карма? Комментарий

Карма – это безличный закон природы, который действует в соответствии с нашими поступками. Этот закон существует сам по себе, он не был введён по воле какого-либо законодателя. Карма действует в своей сфере без вмешательства какого-либо внешнего независимого управляющего существа.

Карму можно выразить простым детским языком: делай добро, и оно добром тебе вернётся сейчас и потом. Совершаешь зло – оно злом тебе вернётся сейчас и потом.

Через сравнение с урожаем можно объяснить карму следующим образом: если сеешь хорошее семя, то пожнёшь хороший урожай. Если сеешь плохое семя, то пожнёшь плохой урожай.

Научным языком карму называют законом причины и следствия: каждая причина имеет следствие. Другое название этого закона - причинно-следственная связь в области поступков. Эта связь действует в сфере поступков [тела, речи и ума], подобно тому, как закон физики о действии и противодействии действует на физическом уровне.

В Дхаммападе [стих 1 и 2] карма объясняется таким образом: "Умственным процессам предшествует интеллект, он их возглавляет и создает. Комментарий Если с нечистым интеллектом кто-нибудь говорит или действует, то за ним следуют несчастья, как колеса вслед за упряжным животным. Если с чистым интеллектом кто-то говорит или действует, то счастье следует за ним, неотступное, как тень."

Проще говоря, карма – это поступок. В живых организмах присутствует сила, которую называют по-разному: инстинктивные тенденции, сознание и т.п. Эта внутренняя склонность заставляет каждое живое существо двигаться. Оно двигается на физическом или на умственном уровне. Его движение – это действия, поступки. Повторение поступков – это привычка, а привычка становится характером. В буддизме этот процесс называется кармой.

В истинном смысле карма означает как хорошие, так и плохие намеренные действия. "Карма - это намерение" говорит Будда. Поэтому карма – это не какая-то сущность, а процесс, действие, энергия, сила. Некоторые называют эту силу "влияние поступка". Это реакция наших поступков на нас самих. Страдание и счастье, испытываемые человеком, являются результатом того, как собственные поступки, слова и мысли воздействуют на него самого. Именно они порождают благополучие и неудачи, счастье и горе. Комментарий

Карма – это безличный закон природы, который действует строго в соответствии с нашими поступками. Этот закон существует сам по себе и не существует законодателя, который его однажды ввёл. Карма действует в своей области без чьего-либо внешнего управляющего влияния. Раз нет никакого скрытого существа, направляющего или управляющего поощрениями и наказаниями, то буддисты не прибегают к молитвам каким-то сверхъестественным силам с целью повлиять на результаты кармы. Будда утверждал, что карма не является как предопределением, так и строгой определённостью, наложенной на нас какими-то таинственными, неизвестными силами, которым мы должны от беспомощности подчиниться.

Буддисты считают, что человек пожнёт то, что посеял. Мы являемся результатом того, какими мы были и будем результатом того, какие мы сейчас. Другими словами, человек не будет вечно тем, кем он был и не останется таким, каким он есть. Это означает, что карма – не абсолютная предопределённость. Будда указывал, что если бы всё было предопределено, то не существовала бы свободная воля, понятие нравственности или духовная практика. Будь так, мы бы являлись рабами прошлого. С другой стороны, если бы всё было не определено, то тогда бессмысленно было бы придерживаться правил поведения и стремиться к духовному росту. Здесь Будда вновь провозгласил истину Срединного Пути: карму нельзя считать как полной предопределённостью, так и полной неопределённостью. Её следует считать совокупностью этих факторов.

Виды ошибочного понимания закона кармы

Ошибочные понимания и нелогичные взгляды на карму перечислены в Титтхаятанади Сутте (АН 3.7.1), где мудрым людям предлагается рассмотреть и избавиться от следующих взглядов: Комментарий

  1. вера в то, что абсолютно всё является результатом поступков в прошлых жизнях
  2. вера в то, что абсолютно всё является результатом воли всевышнего создателя
  3. вера в то, что абсолютно всё появляется без причины.

Если человек становится убийцей, вором или распутником и если его действия являются следствием прошлых поступков или они совершены по воле божьей или по чистой случайности, то этого человека нельзя привлекать к ответственности за его дурные поступки.

Другим ошибочным взглядом на карму является то, что она действует только на отдельных людей в соответствии с их религиозными убеждениями. Но судьба человека в следующей жизни не в последнюю очередь зависит от того, какую религию он выбрал [в этой]. Какой бы ни была эта религия, судьба человека полностью зависит от поступков его тела, речи и мыслей. Неважно, к какой религии человек себя причисляет, он попадёт в счастливый мир в следующей жизни, если совершает хорошие поступки и ведёт праведную жизнь. Ему придётся родиться и вести несчастную жизнь, если он совершает плохое и обладает плохими мыслями. Поэтому, буддисты не заявляют, что они являются единственными людьми, получившими благословение пойти в рай после смерти. Исповедует ли человек какую-то религию или нет, только его намерения определяют судьбу в этой и следующей жизни. В учении о карме не говорится о суде после смерти. Будда учил закону кармы не для того, чтобы защитить богатых и поддержать бедных обещанием иллюзорного счастья в будущей жизни.

В буддийском учении карма объясняет неравенство, существующее между людьми. Причина неравенства кроется не только в наследственности, окружающей среде и природе, но также и в карме - результате наших собственных поступков. И действительно, карма – это один из факторов, обеспечивающих общий успех или неудачу в жизни.

Так как карма является невидимой силой, то мы не можем глазами увидеть её действие. Чтобы понять, как она работает, можно использовать сравнение с семенем: результаты кармы хранятся в подсознании, подобно тому, как листья, цветы, плоды и ствол дерева хранятся в его семени. В благоприятных условиях плоды кармы проявляются, подобно тому, как благодаря влаге и свету из семени появляются листья и стебель. "Вкус" этих плодов точно такой же, как и у кармической энергии, их породившей. Комментарий

Действие кармы можно сравнить с банковским счётом: человек увеличивает сумму на "счёте" хорошей кармы, если совершает хорошие поступки, проявляет щедрость и доброту. Накопленную хорошую карму он может использовать для жизни без бед. Однако необходимо восстанавливать то, что взято со счёта, в противном случае счёт будет в один прекрасный день исчерпан и человек станет банкротом. Кого в этом случае он может винить в своём печальном положении? Не следует винить в этом других или судьбу. Только сам человек ответственен за всё. Поэтому, хороший буддист не должен пытаться уйти от действительности. Ему нужно принять жизнь такой, какой она есть, и не пытаться избежать её. Силу кармы нельзя контролировать бездеятельностью. Упорное совершение хороших поступков бесценно для собственного счастья человека. Уход от действительности – это удел слабых, и совершающий такой уход не может избежать результатов закона кармы.

Будда говорит: "Ни на небе, ни среди океана, ни в горной расселине, если в нее проникнуть, не найдется такого места на земле, где бы живущий избавился от последствий дурных поступков." (Дхаммапада, 127). Комментарий

Наш личный опыт

Понять закон кармы – значит осознать, что мы сами в ответе за своё счастье и горе. Мы сами – творцы своей кармы. В учении Будды объясняется, что каждый человек имеет полную возможность изменить свою карму и таким образом оказать влияние на течение собственной жизни. С другой стороны, человек не является абсолютным пленником своих поступков, он - не раб кармы. Человек также не является машиной, которая автоматически высвобождает инстинктивные порабощающие силы. В то же время, его нельзя назвать "дитя природы". Каждый обладает внутренней силой и способностью изменить карму. Ум человека сильнее кармы и он может заставить закон кармы служить ему. Не следует терять надежду и оставлять усилия, чтобы отдать себя на милость силе кармы. Для противодействия проявлениям накопленной ранее плохой кармы, следует совершать больше хороших поступков и очищать свой ум, вместо того, чтобы молиться, поклоняться, совершать ритуалы или истязать своё тело с целью преодоления влияния кармы на него. Поэтому, человек может преодолеть результаты плохих поступков, если действует обдуманно и ведёт благородную жизнь. Мы должны использовать качества, которыми наделены, для достижения идеала. Карты для "игры в жизнь" находятся в нас самих. Мы не выбираем их. Они основаны на нашей карме и мы можем раскрыть их, если хотим, сделать то, что нам подходит, и по ходу игры мы выиграем или проиграем, в зависимости от имеющихся навыков или их отсутствия.

Карма равнозначна поступкам человека. Эти поступки создают определённые кармические результаты. Но абсолютно каждое действие, совершённое без ясного намерения, не может стать умелым поступком (kusala kamma) или неумелым поступком (akusala kamma). Вот почему Будда определяет карму как намеренные действия. Это значит, что какие бы хорошие или плохие поступки мы ни совершали без ясного намерения, они не настолько сильны, чтобы перенестись в следующую жизнь. Однако незнание природы плохих и хороших результатов кармы не является оправданием или способом избежать её результатов, если поступки были совершены намеренно. Маленький ребёнок или несведущий человек может совершать много дурных поступков. Так как они совершают эти поступки с намерением принести вред или страдания, то нельзя утверждать, что они свободны от результатов кармы. Если этот ребёнок прикоснётся к раскалённому пруту, то элемент тепла не пожалеет ребёнка и обожжёт его. Кармическая энергия работает совершенно аналогично. Она беспристрастна, как сила притяжения.

Коренные изменения в характере Ангулималы и Ашоки показывают потенциал человека контролировать силу воздействия кармы на себя самого. Ангулимала был разбойником с большой дороги, который убил больше тысячи человек. Можем ли мы судить о нём по поступкам, совершённым на физическом уровне? В течение одной жизни он стал Архатом, чем перекрыл прошлые дурные поступки.

Ашока, индийский император, убил тысячи и тысячи в войнах и с целью расширения своей империи. Но, победив в битве, он полностью переменился и изменил свою направленность до такой степени, что "среди десятков тысяч имён монархов, которые заполняют историческое поле, с их величием, королевским высочеством и подобным, имя Ашоки блистает и блистает почти в одиночестве, как звезда", говорит известный историк Герберт Уэллс.

Другие факторы, поддерживающие карму

Хотя в буддизме считается, что человек может контролировать работу своей кармы, но не говорится, что абсолютно всё является её результатом.

Буддизм не игнорирует ту роль, которую играют другие силы природы. Считается, что есть пять видов законов природы, которые действуют на физическом уровне и в духовной сфере:

  1. законы, связанные с временами года: физическое неорганическое устройство природы, например ветры и дожди, связанные с временем года и т.п.
  2. биологические законы: регулируют развитие зародыша и семени
  3. закон кармы: относится к причинно-следственной связи в сфере поступков и их результатов
  4. природные явления: относятся к электрическим силам, движениям приливов и т.п.
  5. психологические законы: управляют процессами в сознании.
Таким образом, карма считается всего лишь одним из пяти законов природы, которые отвечают за разнообразие в этом мире.

Можно ли изменить карму?

На карму часто оказывает влияние сложившаяся ситуация. Определённые силы способствуют или препятствуют этому самостоятельно действующему закону. Эти силы – рождение, время или стечение обстоятельств, внешность и усилие.

Благоприятное или неблагоприятное рождение может способствовать или препятствовать проявлению кармы. Например, если человек родился в благородной семье или в благоприятных условиях, то такое рождение даст удобную возможность для проявления хорошей кармы. Человек с невысокими умственными способностями, который благодаря хорошей карме родился в королевской семье, будет почитаем людьми всего лишь благодаря такому высокому происхождению. Если этот же самый человек обретёт менее благоприятное рождение, то к нему не будут так относиться.

Хорошая или плохая внешность – это два других фактора, которые помогают или мешают действию кармы. Если благодаря какой-то хорошей карме человек обретает благоприятное рождение, но из-за плохой кармы имеет физические недостатки, то он не сможет полностью насладиться приятными результатами той хорошей кармы. Даже законный наследник престола может не взойти на него, если окажется, что он имеет физические или умственные отклонения. С другой стороны, красота – это ценность того, кто ей обладает. Обладающий приятной внешностью потомок бедных родителей может привлечь внимание других людей и благодаря их влиянию стать выдающимся. Известны случаи, когда люди из бедных и никому не известных семей приходили к славе и популярности. Среди них киноактёры, актрисы, королевы красоты и т.п.

Время и стечение обстоятельств – это ещё один фактор, который влияет на работу кармы. Во время голода или войны всех без исключения людей ждёт схожая судьба. Здесь неблагоприятные условия открывают возможность плохой карме начать действовать. С другой стороны, благоприятные условия не дадут этой карме развернуться.

Усилие или мудрость – это наиболее важные факторы, которые влияют на работу кармы. Без усилий невозможен прогресс как в мирских делах, так и в духовном совершенствовании. Если человек не предпринимает никаких усилий, чтобы излечиться от болезни или избавится от своих проблем или не прилагает упорных усилий для продвижения в духовной практике, то плохая карма найдёт нужный момент, чтобы принести свои плоды. Однако если мы вступаем на путь преодоления своих трудностей, то хорошая карма проявится, чтобы помочь нам. Потерпев кораблекрушение в глубоком море, Бодхисаттва в одной из прошлых жизней совершил усилие, направленное на спасение себя и свой пожилой матери, в то время как остальные молились богам и предали свою судьбу в руки этих богов. Комментарий В результате Бодхисаттва выжил, а остальные утонули.

Таким образом, работе кармы способствует или препятствует рождение, красота или физические недостатки, время и усилия или уровень умственного развития. В то же время, используя определённые способы, человек может преодолеть прямые результаты кармы. Он не свободен от влияния кармы, пока находится в цикле рождений и смертей, т.е. в Cансаре. Влияние той кармы, которую он преодолел, может в любой момент вновь начать проявляться. В этом неопределённость жизни в нашем мире. Даже Будда и Архаты подвергались влиянию некоторых видов кармы, хотя и находились в своём последнем рождении.

Фактор времени – это другой важный аспект кармической энергии, которая заставляет людей испытывать хорошие и плохие следствия совершённых в прошлом поступков. Некоторые результаты кармы проявляются только в текущей жизни человека, в то время как другие начинают действовать немедленно в следующем рождении. Плоды определённых видов кармы могут преследовать существо всё время его нахождения в круге существования вплоть до конца перерождений и достижения Ниббаны. Главная причина этой разницы лежит в умственном импульсе (Javana Citta), возникающем в человеке в то время, когда у него появляется мысль совершить хорошее или плохое.

Беспристрастная энергия

В индуизме, буддизме и джайнизме признаётся существование кармы и даётся объяснение её природы. Однако те, кто не верят в существование энергии по имени "карма", должны понять, что она не является плодом какой-то определённой религии. Это закон природы, изначально не имевший какого-то зафиксированного религиозного названия. Всем, кто нарушают этот закон, приходится сталкиваться с последствиями независимо от их религиозных убеждений, а те, кто существуют в гармонии с законом кармы, живут в мире и счастье. Поэтому закон кармы неизменен для каждого человека, верит он в него или нет, исповедует ли какую-то религию или нет. Он – такой же закон природы, как и другие. Помните, что учение о карме принадлежит не только буддизму.

Если мы воспринимаем карму как силу или форму энергии, то у неё нельзя обнаружить начала. Спросить, где происходит возникновение кармы – это то же самое, что спросить о конкретном месте возникновения электрического тока. Карма подобна электричеству, в том смысле, что она никогда не начинается. При соблюдении условий она проявляется. Обычно мы говорим, что причина кармы – намерение, но это такая же условность, как говорить, что источник реки находится на вершине горы. Подобно океанским волнам, которые перетекают одна в одну, одна единица сознания переходит в другую и тем самым формирует мысль, переходящую одну в другую, что и называется действием кармы. Короче говоря, согласно буддийскому учению каждое живое существо – это электрический ток жизни, который действует от автоматического переключателя кармы.

Карму нельзя обнаружить в этом непостоянном сознании или физическом теле из-за того, что она является формой энергии. Карма подобна плодам манго, которые не хранятся внутри мангового дерева, а появляются на свет благодаря определённым условиям. Карма подобна ветру или огню. Она не сохраняется где-то во Вселенной, а просто проявляется при определённых условиях.

Классификация кармы

Карма классифицируется по четырём признакам:

  1. время, в которое проявились её результаты
  2. функция
  3. приоритет проявляющегося результата
  4. место, в котором проявляются результаты кармы.

Есть умелые и неумелые поступки, результаты которых проявляются уже в этой жизни. Их называют "немедленно проявляющимися". Если они не приносят плод в этой жизни, то становятся "непроявляющимися". Также есть поступки, результаты которых проявляются в будущей жизни. Они называются "проявляющимися в будущем". Если в следующей жизни проявление последствий этих поступков не происходит, то они становятся непроявляющимися.

Те поступки, результаты которых могут проявиться в любой жизни существа, пока оно блуждает в Сансаре, называются "проявляющимися в неопределённый момент". Такова классификация кармы в зависимости от времени, когда проявляются её результаты.

В соответствии с функцией карма подразделяется на четыре класса. Каждое рождение обусловлено хорошей и плохой накопленной кармой, которая преобладает в момент смерти. Карма, которая обуславливает будущее рождение, называется "репродуктивной". В это время другой вид кармы может выйти на передний план, чтобы помочь или поддержать действие репродуктивной кармы. Подобно тому, как этот вид кармы имеет тенденцию усиливать действие репродуктивной кармы, так же может начаться и действие, направленное на ослабление и прекращение проявлений этой кармы. Такие действия называются "способствующими" или "препятствующими". Согласно закону кармы, потенциальная энергия репродуктивной кармы может быть сведена к нулю противостоящей ей более мощной кармой прошлого. Улучив момент, эта карма может начать неожиданно действовать, подобно тому, как мощная сила противодействия может изменить путь летящей стрелы и опустить её на землю. Такое действие называется "разрушительным" и оно является более мощным, нежели поддерживающая и препятствующая карма в том смысле, что она не только препятствует, но и уничтожает силу полностью.

С точки зрения приоритета действия кармы выделяют четыре класса.

К первому относится весомая или значительная карма. Комментарий Хорошая или плохая карма этого класса неотвратимо даёт свой результат в текущей жизни или без сомнения даст в следующей. Хорошая карма в этом случае проявляется на умственном уровне, подобно состоянию восторга в Дхжанах (состояниях, испытываемых в медитации). Плохая карма данного вида проявляется на уровне тела или речи.

Пять видов весомой кармы таковы:

  1. убийство матери
  2. убийство отца
  3. убийство Архата
  4. причинение ран Будде
  5. создание раскола в Сангхе.
Постоянный скептицизм также включается в категорию весомой кармы.

Если отсутствует весомая карма, обуславливающая следующее рождение, то может начать действовать карма "близкая к смерти". Это карма, которую человек накапливает непосредственно перед моментом смерти.

Следующая в порядке убывания приоритета – это карма, "основанная на привычках". Данная карма порождается поступками, совершаемыми по привычке, по воспоминаниям, по той причине, что человеку очень нравится их совершать.

Четвёртый вид – это "суммарная карма", в которую включается всё, не вошедшее в предыдущие три вида. Это подобно резервному фонду живого существа.

Последняя классификация кармы подразделяется в зависимости от места, где проявляются её плоды.

  1. Плохая карма, которая может проявиться в материальном мире (Kamaloka).
  2. Хорошая карма, которая может проявиться в материальном мире.
  3. Хорошая карма, которая может проявиться в Мире Форм (Rūpaloka).
  4. Хорошая карма, которая может проявиться в бесформенном мире (Arūpaloka).

Всё ли является результатом кармы?

Хотя среди множества результатов кармы буддизм считает неравенство между людьми одним из основных, всё же нельзя утверждать, что абсолютно всё является её плодом. Если всё является плодом кармы, то человек всегда был бы плохим, пока таковым его делает собственная карма. Не нужно было бы обращаться к врачу для излечения от болезни, ведь если у больного есть соответствующая карма, то он сам выздоровеет.

Почему некоторые злодеи процветают, а хорошие люди – страдают

Некоторые спрашивают: "Если хорошие поступки приносят благо, а дурные – страдания, то почему многие хорошие люди страдают, а некоторые злодеи процветают в этом мире?". С буддийской точки зрения, ответ на этот вопрос заключается в том, что человек может быть хорошим по своей природе, но в прошлой жизни он накопил недостаточно хорошей кармы, чтобы она могла перевесить действие плохой кармы в этой жизни. В прошлых жизнях у этого человека, должно быть, был какой-то серьёзный проступок. С другой стороны, человек может по своей природе быть злодеем, но в то же время наслаждаться жизнью в течение короткого периода, благодаря какой-то накопленной в прошлой жизни значительной хорошей карме.

Например, некоторые люди от природы имеют крепкий организм и, в результате, обладают отличным здоровьем. Их сопротивляемость достаточно сильна, и поэтому они неподвержены болезням. Хотя такой человек и не принимает никаких особых мер по ведению здорового образа жизни, сила и здоровье не покидают его. С другой стороны, есть люди, которые принимают различные укрепляющие средства и богатые витаминами продукты, но, несмотря на все усилия по укреплению и оздоровлению организма, состояние их здоровья не улучшается.

В общем, какие бы хорошие и плохие поступки люди не совершали в этой жизни, они несомненно испытают на себе их последствия в этой или будущих жизнях. Невозможно избежать результатов кармы при помощи молитв. Это можно сделать только благодаря совершенствованию ума и ведению благородной жизни. Это не значит, что всё сегодняшнее страдание или радость полностью зависят от наших прошлых поступков, называемых кармой. Будда говорил, что будь так на самом деле, не было бы смысла вести нравственную жизнь, ведь мы были бы жертвами прошлого. Буддисты считают, что, хотя наша жизнь обусловлена в прошлом, у нас есть полная возможность изменить это положение вещей и стать творцом своего нынешнего и будущего благополучия. Последователи учения Будды не придерживаются идеи о предопределённости или фатализме как о единственно возможном объяснении положения человека.

Буддистам рекомендуется совершать хорошие поступки не для того, чтобы застолбить себе место в раю. Им следует совершать хорошее для уничтожения эгоизма, чтобы испытывать мир и счастье каждое мгновение своей жизни. Когда каждый момент настоящего тщательно контролируется, благополучное будущее обеспечено.

"Я называю брахманом того, для кого не существует ни этого берега, ни того берега, ни этого и того вместе, кто бесстрашен и свободен от привязанностей." Комментарий
(Дхаммапада, 385)
<<Назад
Всё подвержено изменению
Оглавление Далее>>
Перерождение

Редакция перевода от 03.06.2016 11:17