Что такое Абхидхамма?

Отображение колонок
Текст оригинала
русский Khantibalo
Комментарии
<<Назад
Типитака
Оглавление Далее>>
Ум и материя (nāma-rūpa)
Перевод Таблица Оригинал
english - Author русский - Khantibalo Комментарии
What is Abhidharma? Что такое Абхидхамма?
Abhidharma is the analytical doctrine of mental faculties and elements. Абхидхамма – это аналитическая доктрина о способностях ума и элементах.
THE ABHIDHARMA PITAKA contains the profound moral psychology and philosophy of the Buddha’s teaching in contrast to the moral discourses in the SUTRA PITAKA. В Абхидхамма Питаке содержится глубокая этическая психология и философия учения Будды, в противоположность поучительным проповедям из Сутта Питаки.
The knowledge gained from the Sutra can certainly help us in overcoming our difficulties, as well as in developing our moral conduct and training the mind. Знания, полученные из сутт, могут помочь нам тренировать ум, преодолевать трудности и тщательнее придерживаться нравственного поведения.
Having such knowledge will enable one to lead a life which is peaceful, respectable, harmless and noble. Это знание даёт человеку возможность вести спокойную, заслуживающую уважения, благородную жизнь без причинения вреда другим.
By listening to the discourses, we develop understanding of the Dharma and can mould our daily lives accordingly. Слушая наставления, мы развиваем понимание Дхаммы и можем изменять в соответствии с ней свою повседневную жизнь.
The concepts behind certain words and terms used in the SUTRA PITAKA are, however, subject to changes and should be interpreted within the context of the social environment prevailing at the Buddha’s time. Однако, те понятия, которые лежат за некоторыми словами и терминами Сутта Питаки, могут изменяться со временем и их нужно понимать в контексте социальной среды, преобладавшей во времена Будды.
The concepts used in the Sutra are like the conventional words and terms lay people use to express scientific subjects. Идеи, использующиеся в суттах, подобны обычным словам, которые неспециалисты используют для выражения сложных научных понятий.
While concepts in the Sutra are to be understood in the conventional sense, those used in the Abhidharma must be understood in the ultimate sense. Хотя понятия в суттах стоит понимать в обычном прямом смысле, но в Абхидхамме их нужно понимать в абсолютном смысле.
The concepts expressed in the Abhidharma are like the precise scientific or technical words and terms used by scientists to prevent misinterpretations. Концепции, которые объясняются в Абхидхамме подобны точным научным словам и терминам, которые учёные используют, чтобы избежать неправильного понимания.
It is only in the Abhidharma that explanations are given on how and at which mental beats a person can create good and bad karmic thoughts, according to his or her desires and other mental states. Только в Абхидхамме даются объяснения, как и на основе каких внутренних импульсов у человека появляются хорошие и плохие намерения, в зависимости от желаний и других состояний ума. karmic thoughts - это видимо намерения, которые порождают карму (намеренные действия)
Все комментарии (1)
Clear explanations of the nature of the different mental faculties and precise analytical interpretations of the elements can be found in this important collection of discourses. Чёткие объяснения природы разных умственных способностей и точные аналитические описания элементов содержатся в этом важном собрании текстов.
Understanding the Dharma through the knowledge gained from the Sutra is like the knowledge acquired from studying the prescriptions for different types of sicknesses. Изучение Дхаммы через знание, полученное из сутт, подобно знанию, полученному от изучения перечня лекарств, прописанных пациентам от разных болезней.
Such knowledge when applied can certainly help to cure certain types of sicknesses. Если применить подобное знание, то оно может помочь вылечить некоторые болезни.
On the other hand, a qualified physician, with precise knowledge, can diagnose a wider range of sicknesses and discover their causes. С другой стороны, квалифицированный врач, обладающий точным знанием, может выявлять более широкий спектр болезней и способен распознать их причину.
This specialized knowledge provides a better position to prescribe more effective remedies. Это специализированное знание ставит его в лучшее положение, что позволяет прописывать больным более эффективные лекарства.
Similarly, a person who has studied the Abhidharma can better understand the nature of the mind and analyse the mental attitudes which cause a human being to commit mistakes and develop the will to avoid evil. Аналогично, человек, изучивший Абхидхамму, может лучше понять природу ума и проанализировать установки, которые приводят человека как к совершению ошибок, так и к развитию желания избегать дурного.
The Abhidharma teaches that the egoistic beliefs and other concepts such as ‘I’, ‘you’, ‘person’ and ‘the world’ , which we use in daily conversation, do not adequately describe the real nature of existence. Абхидхамма учит, что эгоистические убеждения и другие идеи, например "Я", "ты", "человек", "мир", которые мы используем в ежедневном общении, недостаточно точно описывают настоящую природу существования.
The conventional concepts do not reflect the fleeting nature of pleasures, uncertainties, impermanence of every component thing, and the conflict among the elements and energies intrinsic in all animate or inanimate things. Обычные понятия не отражают мимолётный характер удовольствий, неопределённости и непостоянства всего конструированного, а также конфликт между элементами и энергиями, присутствующий во всех живых и неживых объектах.
The Abhidharma doctrine gives a clear exposition of the ultimate nature of human beings and brings the analysis of the human condition further than other studies known to them. Доктрина Абхидхаммы даёт чёткое объяснение истинной природы человека и проводит более глубокий анализ его положения, чем все другие известные нам научные труды.
The Abhidharma deals with realities existing in the ultimate sense, or paramattha dhamma in Pali. Абхидхамма оперирует реальностью в её подлинном смысле (paramattha dhamma).
There are four such realities: Этих реальностей четыре:
Citta, mind or consciousness, defined as ‘that which knows or experiences’ an object. Ум или сознание (citta), что определяется как "то, что знает или испытывает" объект.
Citta occurs as distinct momentary states of consciousness. Citta описывается как различные кратковременные состояния сознания.
Cetasika, the mental factors that arise and occur along with the citta. Cetasika - это факторы ума, которые появляются вместе с читта.
Rupa, physical phenomenon or material form. Rūpa – физическое явление или материальная форма.
Nirvana, the unconditioned state of bliss which is the final goal. Ниббана – необусловленное состояние блаженства, которое является конечной целью.
Citta, the cetasika, and rupa are conditioned realities. Citta, cetasika и rūpa – это обусловленная реальность.
They arise because of conditions, and will disappear when the conditions sustaining them cease to continue to do so. Их появление обусловлено, и они исчезнут, как только подпитывающие их условия прекращают свою поддержку.
They are impermanent states. Данные реальности являются непостоянными состояниями.
Nirvana, on the other hand, is an unconditioned reality. С другой стороны, Ниббана считается необусловленной реальностью.
It does not arise and, therefore, does not fall away. Она не появляется и, соответственно, не исчезает.
These four realities can be experienced regardless of the names we may choose to give them. Эти четыре реальности можно испытать, независимо от того, как мы их называем.
Other than these realities, everything—be they within ourselves or without, whether in the past, present or future, whether coarse or subtle, low or lofty, far or near—is a concept and not the ultimate reality. Всё, что вне этих реальностей, является лишь понятием, а не подлинной реальностью, будь оно внутри или вне нас, в прошлом, настоящем или будущем, грубое или тонкое, низкое или высокое, далёкое или близкое.
Citta, cetasika, and Nirvana are also called nama. Citta, cetasika и Ниббана называются "nāma".
Nirvana is an unconditioned nama. Ниббана – это необусловленная nāma.
The two conditioned nama, that is, citta and cetasika, together with rupa (form), make up psychophysical organisms, including human beings. Две обусловленных nāma, то есть citta и cetasika, вместе с rūpa составляют психофизические организмы, в том числе и людей.
Both mind and matter, or nama-rupa, are analysed in Abhidharma as though under a microscope. Ум и материя, или [вместе] nāma-rūpa, анализируются в Абхидхамме как под микроскопом.
Events connected with the process of birth and death are explained in detail. Подробно объясняются события, связанные с процессом рождения и смерти.
The Abhidharma clarifies intricate points of the Dharma and enables the arising of an understanding of reality, thereby setting forth in clear terms the Path of Emancipation. Абхидхамма проясняет сложные аспекты Дхаммы и даёт возможность возникнуть пониманию реальности, тем самым излагая ясными понятиями путь к Освобождению.
The realization we gain from the Abhidharma with regard to our lives and the world is not to be understood in a conventional sense, but is an absolute reality. Понимание, которое мы получаем в отношении собственной жизни и вселенной, является не чем-то обычным, а абсолютной реальностью.
The clear exposition of thought processes found in the Abhidharma cannot be found in any other psychological treatise either in the east or west. Точное объяснение мыслительных процессов, данное в Абхидхамме, не имеет аналогов в трудах по психологии ни на Востоке, ни на Западе.
Consciousness is defined, while thoughts are analysed and classified mainly from an ethical standpoint. Даётся объяснение сознанию, а мысли анализируются и классифицируются главным образом с этической точки зрения.
The composition of each type of consciousness is set forth in detail. Детально рассматривается структура каждого вида сознания.
The fact that consciousness flows like a stream, a view propounded by psychologists like William James, becomes extremely clear to one who understands the Abhidharma. Взгляд, предложенный психологом Уильямом Джеймсом о том, что сознание течет подобно потоку, становится особенно понятен тем людям, кто знаком с учением Абхидхаммы.
In addition, a student of Abhidharma can fully comprehend the Anatta (No-soul) doctrine, which is important both from a philosophical as well as ethical standpoint. Кроме того, изучающий Абхидхамму может точно понять идею anattā (безличности), которая важна как с философской, так и с этической точки зрения.
The Abhidharma explains the process of rebirth in various planes after the occurrence of death without anything to pass from one life to another. Абхидхамма объясняет процесс перерождения на различных уровнях существования без какого-либо промежуточного состояния между смертью и новым рождением.
This explanation provides support to the doctrine of Karma and Rebirth. Это объяснение дополняет учение о карме и перерождении.
It also gives a wealth of details about the mind, as well as the units of mental and material forces, properties of matter, sources of matter, relationship of mind and matter. Также даётся множество подробностей касательно ума, а также о единицах умственных и материальных сил, свойств материи, источников материи, отношений между умом и материей.
In the ABHIDHAMMATTHA SANGAHA, a manual of Abhidharma, there is a brief exposition of the ‘Law of Dependent Origination’, followed by a descriptive account of the Causal Relations which finds no parallel in any other study of the human condition anywhere else in the world. В Абхидхамматтха Сангахе, руководстве по Абхидхамме, содержится краткое изложение закона взаимообусловленного возникновения вместе с описанием причинных отношений, что не имеет аналогов в других трудах о положении человека в этом мире.
Because of its analytics and profound expositions, the Abhidharma is not a subject of fleeting interest designed for the superficial reader. Благодаря анализу и глубоким объяснениям, Абхидхамма не может быть предметом мимолётного интереса для случайного читателя.
To what extent can we compare modern psychology with the analysis provided in the Abhidharma? До какой же степени можно сравнивать современную психологию с анализом, проводимым в Абхидхамме?
Modern psychology, limited as it is, comes within the scope of Abhidharma in so far as it deals with the mind—with thoughts, thought processes, and mental states. Современная психология, ограниченная сама по себе, попадает в область рассмотрения Абхидхаммы в том смысле, что она оперирует понятием ума, с его мыслями, мыслительными процессами и состояниями.
The difference lies in the fact that Abhidharma does not accept the concept of a psyche or a soul. Разница состоит в том, что Абхидхамма не принимает идею о психике или душе.
The analysis of the nature of the mind given in the Abhidharma is not available through any other source. Анализ природы ума, даваемый в Абхидхамме отсутствует в каких-либо других источниках.
Even modern psychologists are very much in the dark with regards to subjects like mental impulses or mental beats (Javana Citta) as discussed in the Abhidharma. Даже современные психологи находятся в значительной степени в неведении на предмет умственных импульсов (Javana Citta), как они объясняются в Абхидхамме.
Dr. Graham Howe, an eminent Harley Street psychologist, wrote in his book, THE INVISIBLE ANATOMY: Видный психолог доктор Грэм Хоу пишет в своей книге "Невидимая анатомия":
"In the course of their work many psychologists have found, as the pioneer work of C.G. Jung has shown, that ‘we are near to [the] Buddha. "Многие психологи в процессе работы обнаруживают, что, как показал первый труд в этой области К.Г. Юнга, мы подходим близко к Будде.
To read a little Buddhism is to realise that the Buddhists knew two thousand five hundred years ago far more about our modern problems of psychology than they have yet been given credit for. Немного изучив буддизм, приходишь к выводу, что буддисты 2500 лет назад знали гораздо больше о наших современных проблемах психологии, чем ранее признавалось.
They studied these problems long ago, and found the answers too. Они уже очень давно изучили эти проблемы и тоже нашли ответы.
We are now rediscovering the Ancient Wisdom of the East." Сейчас мы заново открываем древнюю мудрость Востока."
Some scholars assert that the Abhidharma is not the teaching of the Buddha, but it grew out of the commentaries on the basic teachings of the Buddha. These commentaries are said to be the work of great scholar monks. Некоторые исследователи считают, что Будда не являлся автором Абхидхаммы. Есть мнение, что она произошла из комментариев великих монахов-учёных на основные учения Будды.
Tradition, however, attributes the nucleus of the Abhidharma to the Buddha Himself. Однако традиция приписывает ядро Абхидхаммы самому Будде.
Commentators state that the Buddha, as a mark of gratitude to His mother who was born as a deva in a celestial plane, preached the Abhidharma to her together with other devas continuously for three months. Составители комментариев утверждают, что Будда, в знак благодарности к своей матери, которая переродилась божеством в высоком мире, преподавал Абхидхамму ей и другим небожителям непрерывно в течение трёх месяцев.
The principal topics (matika) of the advanced teaching, such as moral states (kusala dharma) and immoral states (akusala dharma), were then repeated by the Buddha to Venerable Sariputta Thera, who subsequently elaborated them and later compiled them into six books. Основные темы (матика) этого глубокого учения, такие как умелые состояния (kusala dhamma) и неумелые состояния (akusala dhamma) были переданы позже Досточтимому Сарипутте Тхере, который обработал полученный материал и сгруппировал его в шесть книг.
From ancient times there were controversies as to whether the Abhidharma was really taught by the Buddha. С древних времён идёт полемика на предмет того, действительно ли Будда учил Абхидхамме?
While this discussion may be interesting for academic purposes, what is important is for us to experience and understand the realities described in the Abhidharma. Хотя этот вопрос может быть интересен для исследовательских целей, нам более важно понять и испытать описанные в Абхидхамме реальности.
One will realize for oneself that such profound and consistently verifiable truths can only emanate from a supremely enlightened source—from a Buddha. Человек сам поймёт, что такие глубокие и полностью поддающиеся проверке истины могут исходить только от абсолютно просветлённого существа – Будды.
Much of what is contained in the Abhidharma is also found in the SUTRA PITAKA, and such sermons had never been heard until they were first uttered by the Buddha. Многое из того, что содержится в Абхидхамме, присутствует и в Сутта Питаке, но имеющееся там учение было неизвестно людям до тех пор, пока его не изложил Будда.
Therefore, those who claim that the Buddha was not the source of the Abhidharma would have to say the same thing about the Sutra. Поэтому тем, кто считает, что Будда не является автором Абхидхаммы, придётся заявить, что он не является и автором учения, изложенного в Суттах.
Such a statement, of course, cannot be supported by evidence. Разумеется, данное заявление [о том, что Будда не автор учения из Сутт] ничем не подтверждается.
According to the Theravada tradition, the essence, fundamentals and framework of the Abhidharma are ascribed to the Buddha although the tabulations and classifications may have been the work of later disciples. В соответствии с традицией Тхеравады, сущность, основы и структура Абхидхаммы предписываются Будде, хотя подборка и классификация могли быть работой его более поздних последователей.
What is important is the essence. Важна именно сущность.
It is this that we would try to experience for ourselves. Именно её мы должны постараться испытать.
The Buddha Himself clearly took this stand of using the knowledge of the Abhidharma to clarify many existing psychological, metaphysical and philosophical problems. Сам Будда ясно придерживался мнения, что знания из Абхидхаммы следует использовать для решения многих имеющихся психологических, метафизических и философских задач.
Mere intellectual quibbling about whether the Buddha taught the Abhidharma or not will not help us to understand reality. Пустые абстрактные рассуждения на предмет того, учил ли Будда Абхидхамме или нет, не помогут помочь нам понять реальность.
The question is also raised whether the Abhidharma is essential for Dharma practice. Также возникает вопрос, является ли Абхидхамма совершенно необходимой для практики Дхаммы?
The answer to this will depend on the individual who undertakes the practice. Ответ будет зависеть от человека, который занимается духовной практикой.
People vary in their levels of understanding, their temperaments and spiritual development. Люди различаются в уровне понимания, в характере и духовном развитии.
Ideally, all the different spiritual faculties should be harmonized, but some people are quite contented with devotional practices based on faith, while others are keen on developing penetrative insight. В идеале, все различные духовные способности нужно привести в гармонию, но некоторым людям достаточно практик на основе веры, в то время как другие желают развивать глубокое видение-как-есть.
The Abhidharma is most useful to those who want to understand the Dharma in greater depth and detail. Абхидхамма более всего полезна тем, кто старается гораздо глубже и в деталях понять Дхамму.
It aids the development of insight into the three characteristics of existence—impermanence, unsatisfactoriness, and non-self. Она помогает в развитии глубокого осознания трёх свойств существования – непостоянства (anicca), неудовлетворённости (dukkha) и безличности (anattā).
It is useful not only for the periods devoted to formal meditation, but also during the rest of the day when we are engaged in various mundane chores. Абхидхамма полезна не только во время медитации, но и когда мы заняты разными мирскими заботами.
We derive great benefit from the study of the Abhidharma when we experience absolute reality. Мы получаем большое благо от её изучения, испытывая абсолютную реальность.
In addition, a comprehensive knowledge of the Abhidharma is useful for those engaged in teaching and explaining the Dharma. Кроме того, хорошее знание Абхидхаммы полезно тем, кто занимается обучением других людей и объяснением Дхаммы.
In fact the real meaning of the most important Buddhist terminologies such as Dharma, Karma, Samsara, Sankhara, Paticca Samuppada and Nirvana cannot be understood without a knowledge of Abhidharma. Фактически, настоящий смысл самых важных буддийских терминов, таких как Дхамма, карма, сансара, конструкции, взаимообусловленное возникновение и Ниббана невозможно понять без знания Абхидхаммы.
<<Назад
Типитака
Оглавление Далее>>
Ум и материя (nāma-rūpa)

Редакция перевода от 28.08.2015 19:37