Типитака

Опубликовано khantibalo от 30 марта, 2007 - 12:35
<<Назад
Глава 5. Основные учения
Оглавление Далее>>
Что такое Абхидхамма?
Перевод Таблица Оригинал

Типитака Комментарий

Типитака - это собрание учений Будды, которые он передавал в течение более чем 45 лет. Она записана на языке пали и состоит из следующих разделов: Сутта Питака – собрание учений, Виная Питака – правила монашеской дисциплины и Абхидхамма Питака – этическая психология.

Типитака была составлена и скомпонована в нынешнем виде теми Архатами, которые имели непосредственный контакт с Учителем (Буддой).

Будда уже покинул этот мир, но то величайшее Учение [Дхамма], которое он без остатка передал человечеству, продолжает существовать в своей изначальной чистоте. Хотя основатель буддизма сам не оставил никаких письменных записей своих учений, его лучшие ученики сохранили их в своей памяти и основали линию передачи из поколения в поколение.

Сразу после кончины Будды 500 лучших Архатов провели собрание, которое стало известно под именем "Первый буддийский собор", чтобы прочесть вслух по памяти все полученные от него учения. Досточтимый Ананда, преданный спутник Будды, обладавший особой привилегией слышать все проповеди Будды, произнёс учения Дхаммы, а досточтимый Упали - правила Винаи (монашеской дициплины).

Спустя сто лет после первого буддийского собора, во времена правления короля Каласоки, некоторые последователи сочли необходимым внести изменения в отдельные правила Винаи, считавшиеся второстепенными. Ортодоксально настроенные монахи считали, что ничего менять не надо, но некоторые члены общины продолжали настаивать на внесении изменений. В конечном счете, после этого [второго] собора появились зачатки различных школ в буддизме. Нужно отметить, что на втором соборе обсуждались только вопросы, связанные с Винаей, а насчёт Дхаммы никаких расхождений не было выявлено.

В третьем веке до н.э. во времена правления императора Ашоки для обсуждения разногласий в монашеской общине (Сангхе) был созван Третий собор. На этом соборе обнаружились расхождения во мнениях, касающихся не только Винаи, но и Дхаммы. По окончании собора, его председатель Досточтимый Могалипутта Тисса написал книгу под названием "Катхаваттху", в которой опровергались ложные взгляды и теории некоторых учеников. Учение, которые было одобрено и принято на этом соборе, стало известно как Тхеравада (учение старейших). Тогда же обсуждалась и Абхидхамма Питака, которую на этом соборе включили в Типитаку. В 80 году до н.э. под патронажем короля-буддиста по имени Ваттагамини Абхая прошёл Четвёртый собор. Именно в то время на Шри-Ланке и была впервые в мире записана Типитака.

Следует отметить, что несмотря на начавшийся с тех времён процесс записи учения, основной традицией передачи оставалась устная. Каждый аспект учения охотнее сохранялся и почитался в форме запечатленного в памяти, нежели записанного. По этой причине учеников называли Савака (слушатели). Благодаря слушанию и произнесению по памяти они хранят учение, передаваемое из уст в уста, в течение более чем 2500 лет.

Типитака состоит из трёх разделов учения Будды: [монашеская] дисциплина (Виная Питака), собрание учений (Сутта Питака) и высшая доктрина (Абхидхамма Питака).

Виная Питака содержит правила и уклад общины монахов (Бхиккху) и монахинь (Бхиккхуни). В ней подробно описывается последовательное распространение учения Будды. Кроме того, здесь же содержится рассказ о жизни и пасторстве самого Будды. Косвенно Виная Питака раскрывает очень интересные сведения о древней истории, индийских обычаях, искусстве, науке и т.п.

В течение двадцати лет после Просветления, Будда не вводил никаких правил для управления Сангхой.

Однако, с увеличением количества монахов и возникновением различных ситуаций, Будде пришлось ввести определённые правила для поддержания дисциплины Сангхи в будущем. Виная Питака состоит из следующих пяти книг:

  1. Параджика (серьёзные нарушения)
  2. Пачиттия (незначительные нарушения)
  3. Махавагга (большой раздел)
  4. Чулавагга (малый раздел)
  5. Паривара (краткое изложение Винаи)

Сутта Питака

Большая часть Сутта Питаки состоит из проповедей самого Будды, прочитанных им в разное время. Оставшуюся часть составляет небольшое количество лекций, прочитанных лучшими учениками - мужчинами (Сарипутта, Ананда, Моггалана) и женщинами (Кхема, Уттара, Висакха и др). Сутта Питака подобна книге рекомендаций, потому что наставления, входящие в её состав были прочитаны с расчётом на различные ситуации и многообразные характеры людей. Там могут содержаться утверждения, кажущиеся противоречивыми, но следует избегать их неверного толкования, потому что эти слова были сказаны Буддой для достижения определённого результата в сложившихся условиях. Таким образом в Сутта Питаке присутствуют учения о нравственном поведении, этике, дисциплине, долге, ответственности, обязанностях и человеческих качествах.

Эта часть Типитаки разделена на пять Никай или собраний:

  1. Дигха Никая (собрание длинных проповедей)
  2. Маджджхима Никая (собрание проповедей средней длины)
  3. Саньютта Никая (собрание связанных изречений)
  4. Ангуттара Никая (собрание проповедей, сгруппированное по номерам [досл.: больших на 1 фактор])
  5. Кхуддака Никая (малое собрание)

Кхуддака Никая подразделяется на пятнадцать книг:

  1. Кхуддакапатха (короткие тексты)
  2. Дхаммапада (путь Истины)
  3. Удана (восклицания)
  4. Итивуттака (тексты "так сказал Благословенный")
  5. Сутта Нипата (собрание учений)
  6. Вимана Ваттху (рассказы о небесных мирах)
  7. Пета Ваттху (рассказы о духах (peta))
  8. Тхерагатха (стихи монахов)
  9. Тхеригатха (стихи монахинь)
  10. Джатака (рассказы о перерождениях Будды)
  11. Ниддеса (комментарий к части Сутта-Нипаты)
  12. Патисамбхида (Аналитическое знание)
  13. Ападана (жизнеописания святых)
  14. Буддавамса (жизнеописание Будды)
  15. Чария Питака (типы поведения)

Абхидхамма Питака

Для глубокого мыслителя Абхидхамма является самой важной и интересной частью, так как она содержит глубинную философию учения Будды в противоположность просвещающим, но более простым наставлениям из Сутта Питаки.

В Сутта Питаке нередко упоминается термин "человек", "живое существо" и подобное, но в Абхидхамма Питаке вместо этих обычных терминов мы встречаемся с точными терминами, такие как совокупности (khandha), ум, материя и т.п.

В Сутта Питаке содержится обычное учение, но Абхидхамма представляет собой высшую доктрину. В Абхидхамме всё анализируется и детально объясняется и поэтому она называется аналитической доктриной.

В Абхидхамме перечисляются четыре истинные составляющие (paramattha) – сознание (citta), факторы ума (cetasika), материя (rūpa) и Ниббана.

Так называемое живое существо подвергается подробному анализу и даётся точное объяснение его составных частей. Наконец, описывается конечная цель и детально объясняется путь её достижения.

Абхидхамма Питака состоит из следующих текстов:

  1. Дхамма-Сангани (перечисление явлений)
  2. Вибханга (книга трактатов)
  3. Катхаваттху (спорные вопросы)
  4. Пуггала Паньятти (описание личностей)
  5. Дхатукаттха (рассмотрение в связи со стихиями)
  6. Ямака (книга пар)
  7. Паттхана (книга взаимосвязей)

В соответствии с другой классификацией, упоминаемой самим Буддой, всё учение делится на 9 частей: 1 - Сутта, 2 – Гейя, 3 – Вейякарама, 4 – Гатха, 5 – Удана, 6 – Итивуттака, 7 – Джатака, 8 – Аббхутадхамма, 9 – Ведалла.

  1. Сутты – это краткие, средней длины и длинные учения, переданные Буддой в разных случаях, например Мангала Сутта (проповедь о высочайшей защите), Ратана Сутта (проповедь о сокровище), Метта Сутта (проповедь о доброжелательности) и др. В соответствии с комментариями, в этот раздел следует включать и всю Виная Питаку.
  2. Гейя – это учения, содержащие фрагменты в стихотворной форме (Гатха), например Сагатхавагга из Самьютта Никаи.
  3. Вейякарана – досл. изложение. Вся Абхидхамма Питака, проповеди без стихов, и всё, что не включено во все остальные части входит сюда.
  4. Гатха – сюда входят стихи из Дхаммапады, Тхерагатхи, Тхеригатхи и те отдельные стихи, которые не вошли ни в одну из сутт. Комментарий
  5. Удана – это радостные восклицания из Уданы, входящей в Кхуддака Никаю.
  6. Итивуттака – это 112 текстов, которые начинаются с фразы "Так сказал Благословенный". Итивуттака – это одна из 15 книг, составляющих Кхуддака Никаю.
  7. Джатака – это 547 рассказов о прошлых жизнях Будды.
  8. Аббхутадхамма – это несколько сутт, которые рассказывают о прекрасном и великолепном, например Ачария-Абхутадхамма сутта (МН 123).
  9. Ведалла – это проповеди, отмеченные радостью, такие как Чулла Ведалла сутта (МН 43), Маха Ведалла сутта (МН 44), Самма Диттхи сутта (МН 9) и др. В некоторых суттах из этого раздела ответы на задаваемые вопросы вызывали радость у слушателей. Комментарий
<<Назад
Глава 5. Основные учения
Оглавление Далее>>
Что такое Абхидхамма?

Редакция перевода от 28.08.2015 19:44