Типитака

Отображение колонок
Текст оригинала
русский Khantibalo
Комментарии
<<Назад
Глава 5. Основные учения
Оглавление Далее>>
Что такое Абхидхамма?
Перевод Таблица Оригинал
english - Author русский - Khantibalo Комментарии
Tri-Pitaka (or Tipitaka) Типитака В оригинале эта глава слишком перегружена палийскими эквивалентами. Я убрал ненужные.
Все комментарии (1)
Tripitaka is the collection of the teachings of the Buddha taught over 45 years and recorded in the Pali language. It consists of Sutra—conventional teaching, Vinaya—disciplinary code, and Abhidharma—moral psychology. Типитака - это собрание учений Будды, которые он передавал в течение более чем 45 лет. Она записана на языке пали и состоит из следующих разделов: Сутта Питака – собрание учений, Виная Питака – правила монашеской дисциплины и Абхидхамма Питака – этическая психология.
THE Tripitaka was compiled and arranged in its present form by those Arahants who had immediate contact with the Master Himself. Типитака была составлена и скомпонована в нынешнем виде теми Архатами, которые имели непосредственный контакт с Учителем (Буддой).
The Buddha has passed away, but the sublime Dharma which He unreservedly bequeathed to humanity still exists in its pristine purity. Будда уже покинул этот мир, но то величайшее Учение [Дхамма], которое он без остатка передал человечеству, продолжает существовать в своей изначальной чистоте.
Although the Master left no written records of His Teachings, His distinguished disciples preserved them faithfully by committing to memory and transmitting them orally from generation to generation. Хотя основатель буддизма сам не оставил никаких письменных записей своих учений, его лучшие ученики сохранили их в своей памяти и основали линию передачи из поколения в поколение.
Immediately after the passing away of the Buddha, 500 distinguished Arahants held a convention known as the First Buddhist Council to rehearse the Doctrine taught by the Buddha. Сразу после кончины Будды 500 лучших Архатов провели собрание, которое стало известно под именем "Первый буддийский собор", чтобы прочесть вслух по памяти все полученные от него учения.
Venerable Ananda, the faithful attendant of the Buddha who had the special privilege of hearing all the discourses the Buddha uttered recited the Dharma, whilst the Venerable Upali recited the Vinaya, the rules of conduct for the Sangha. Досточтимый Ананда, преданный спутник Будды, обладавший особой привилегией слышать все проповеди Будды, произнёс учения Дхаммы, а досточтимый Упали - правила Винаи (монашеской дициплины).
One hundred years after the First Buddhist Council, during the time of King Kalasoka, some disciples saw the need to change certain minor rules. Спустя сто лет после первого буддийского собора, во времена правления короля Каласоки, некоторые последователи сочли необходимым внести изменения в отдельные правила Винаи, считавшиеся второстепенными.
The orthodox monks said that nothing should be changed while the others insisted on modifying some disciplinary rules (Vinaya). Ортодоксально настроенные монахи считали, что ничего менять не надо, но некоторые члены общины продолжали настаивать на внесении изменений.
Finally, the formation of different schools of Buddhism germinated after this council. В конечном счете, после этого [второго] собора появились зачатки различных школ в буддизме.
And in the Second Council, only matters pertaining to the Vinaya were discussed and no controversy about the Dharma was reported. Нужно отметить, что на втором соборе обсуждались только вопросы, связанные с Винаей, а насчёт Дхаммы никаких расхождений не было выявлено.
In the 3rd Century B.C. during the time of Emperor Asoka, the Third Council was held to discuss the differences of opinion held by the Sangha community. В третьем веке до н.э. во времена правления императора Ашоки для обсуждения разногласий в монашеской общине (Сангхе) был созван Третий собор.
At this Council the differences were not confined to the Vinaya but were also connected with the Dharma. На этом соборе обнаружились расхождения во мнениях, касающихся не только Винаи, но и Дхаммы.
At the end of this Council, the President of the Council, Ven. Moggaliputta Tissa, compiled a book called KATHAVATTHU refuting the heretical, false views and theories held by some disciples. По окончании собора, его председатель Досточтимый Могалипутта Тисса написал книгу под названием "Катхаваттху", в которой опровергались ложные взгляды и теории некоторых учеников.
The teaching approved and accepted by this Council was known as Theravada or ‘The Way of The Elders’. Учение, которые было одобрено и принято на этом соборе, стало известно как Тхеравада (учение старейших).
The ABHIDHARMA PITAKA was discussed and included at this Council. Тогда же обсуждалась и Абхидхамма Питака, которую на этом соборе включили в Типитаку.
The Fourth Council was held in Sri Lanka in 80 B.C. under the patronage of the pious King Vattagamini Abhaya. В 80 году до н.э. под патронажем короля-буддиста по имени Ваттагамини Абхая прошёл Четвёртый собор.
It was at this time in Sri Lanka that the Tripitaka was committed to writing for the first time in the world. Именно в то время на Шри-Ланке и была впервые в мире записана Типитака.
It must be emphasised that while the writings were continued, the basic tradition has always remained oral. Следует отметить, что несмотря на начавшийся с тех времён процесс записи учения, основной традицией передачи оставалась устная.
Every aspect of the teaching was maintained and venerated in the memory rather than in the written record. Каждый аспект учения охотнее сохранялся и почитался в форме запечатленного в памяти, нежели записанного.
That is why the disciples were known as Sravaka listeners. По этой причине учеников называли Савака (слушатели).
By reciting and listening they maintained the teaching in the oral tradition for over 2500 years. Благодаря слушанию и произнесению по памяти они хранят учение, передаваемое из уст в уста, в течение более чем 2500 лет.
The Tripitaka consists of three sections of the Buddha’s Teachings. They are the Discipline (VINAYA PITAKA), the Discourse (SUTRA PITAKA), and Absolute Doctrine (ABHIDHARMA PITAKA). Типитака состоит из трёх разделов учения Будды: [монашеская] дисциплина (Виная Питака), собрание учений (Сутта Питака) и высшая доктрина (Абхидхамма Питака).
The Vinaya Pitaka mainly deals with the disciplinary code of the Order of monks (Bhikkhus) and nuns (Bhikkhunis). Виная Питака содержит правила и уклад общины монахов (Бхиккху) и монахинь (Бхиккхуни).
It describes in detail the gradual development of the Sasana (Dispensation). В ней подробно описывается последовательное распространение учения Будды.
It also gives an account of the life and ministry of the Buddha. Кроме того, здесь же содержится рассказ о жизни и пасторстве самого Будды.
Indirectly it reveals some useful information about ancient history, Indian customs, arts, sciences, etc. Косвенно Виная Питака раскрывает очень интересные сведения о древней истории, индийских обычаях, искусстве, науке и т.п.
For nearly twenty-years since His Enlightenment, the Buddha did not lay down rules for the control of the Sangha. В течение двадцати лет после Просветления, Будда не вводил никаких правил для управления Сангхой.
Later, as the occasion arose and the number of monks increased, the Buddha promulgated rules for the future discipline of the Sangha. Однако, с увеличением количества монахов и возникновением различных ситуаций, Будде пришлось ввести определённые правила для поддержания дисциплины Сангхи в будущем.
This Pitaka consists of the five following books: Виная Питака состоит из следующих пяти книг:
PARAJIKA PALI (Major Offences) Параджика (серьёзные нарушения)
PACITTIYA PALI (Minor Offences) Пачиттия (незначительные нарушения)
MAHAVAGGA PALI (Greater Section) Махавагга (большой раздел)
CULLAVAGGA PALI (Smaller Section) Чулавагга (малый раздел)
PARIVARA PALI (Epitome of the Vinaya) Паривара (краткое изложение Винаи)
Sutra Pitaka Сутта Питака
The SUTRA PITAKA consists chiefly of discourses delivered by the Buddha Himself on various occasions. Большая часть Сутта Питаки состоит из проповедей самого Будды, прочитанных им в разное время.
There are also a few discourses delivered by some of His distinguished disciples, such as the Venerables Sariputta, Ananda, Moggallana, and famous female Venerables like Khema, Uttara, Visakha, etc., included in it. Оставшуюся часть составляет небольшое количество лекций, прочитанных лучшими учениками - мужчинами (Сарипутта, Ананда, Моггалана) и женщинами (Кхема, Уттара, Висакха и др).
It is like a book of prescriptions, as the sermons embodied therein were expounded to suit the different occasions and the temperaments of various persons. Сутта Питака подобна книге рекомендаций, потому что наставления, входящие в её состав были прочитаны с расчётом на различные ситуации и многообразные характеры людей.
There may be seemingly contradictory statements, but they should not be misconstrued as they were opportunely uttered by the Buddha to suit a particular purpose. Там могут содержаться утверждения, кажущиеся противоречивыми, но следует избегать их неверного толкования, потому что эти слова были сказаны Буддой для достижения определённого результата в сложившихся условиях.
Therefore morals, ethics, discipline, duties, responsibilities, obligations and humane qualities can be found in the sutra pitaka. Таким образом в Сутта Питаке присутствуют учения о нравственном поведении, этике, дисциплине, долге, ответственности, обязанностях и человеческих качествах.
This Pitaka is divided into five Nikayas or collections, viz: Эта часть Типитаки разделена на пять Никай или собраний:
DIGHA NIKAYA (Collection of Long Discourses) Дигха Никая (собрание длинных проповедей)
MAJJHIMA NIKAYA (Collection of Middle-length Discourses) Маджджхима Никая (собрание проповедей средней длины)
SAMYUTTA NIKAYA (Collection of Kindred Sayings) Саньютта Никая (собрание связанных изречений)
ANGUTTARA NIKAYA (Collection of Discourses arranged in accordance with number) Ангуттара Никая (собрание проповедей, сгруппированное по номерам [досл.: больших на 1 фактор])
KHUDDAKA NIKAYA (Smaller Collection) Кхуддака Никая (малое собрание)
The fifth is subdivided into fifteen books: Кхуддака Никая подразделяется на пятнадцать книг:
KHUDDAKA PATHA (Shorter Texts) Кхуддакапатха (короткие тексты)
DHAMMAPADA (The Way of Truth) Дхаммапада (путь Истины)
UDANA (Heartfelt sayings or Paeans of Joy) Удана (восклицания)
ITI VUTTAKA (‘Thus said’ Discourses) Итивуттака (тексты "так сказал Благословенный")
SUTRA NIPATA (Collected Discourses) Сутта Нипата (собрание учений)
VIMANA VATTHU (Stories of Celestial Mansions) Вимана Ваттху (рассказы о небесных мирах)
PETA VATTHU (Stories of Petas) Пета Ваттху (рассказы о духах (peta))
THERAGATHA (Psalms of the Brethren) Тхерагатха (стихи монахов)
THERIGATHA (Psalms of the Sisters) Тхеригатха (стихи монахинь)
JATAKA (Birth Stories) Джатака (рассказы о перерождениях Будды)
NIDDESA (Expositions) Ниддеса (комментарий к части Сутта-Нипаты)
PATISAMBHIDA (Analytical Knowledge) Патисамбхида (Аналитическое знание)
APADANA (Lives of Saints) Ападана (жизнеописания святых)
BUDDHAVAMSA (The History of Buddha) Буддавамса (жизнеописание Будды)
Cariya Pitaka (Modes of Conduct) Чария Питака (типы поведения)
Abhidharma Pitaka Абхидхамма Питака
The Abhidharma is, to a deep thinker, the most important and interesting collection, as it contains the profound philosophy and psychology of the Buddha’s teaching in contrast to the illuminating but conventional discourses in the SUTRA PITAKA. Для глубокого мыслителя Абхидхамма является самой важной и интересной частью, так как она содержит глубинную философию учения Будды в противоположность просвещающим, но более простым наставлениям из Сутта Питаки.
In the SUTRA PITAKA one often finds references to individual, being, etc., but in the Abhidharma, instead of such conventional terms, we meet with ultimate terms, such as aggregates, mind, matter, etc. В Сутта Питаке нередко упоминается термин "человек", "живое существо" и подобное, но в Абхидхамма Питаке вместо этих обычных терминов мы встречаемся с точными терминами, такие как совокупности (khandha), ум, материя и т.п.
In the Sutra is found the Vohara Desana (Conventional Teaching), whilst in the ABHIDHARMA is found the Paramattha Desana (Ultimate Doctrine). В Сутта Питаке содержится обычное учение, но Абхидхамма представляет собой высшую доктрину.
In the ABHIDHARMA everything is analysed and explained in detail, and as such it is called analytical doctrine (Vibhajja Vada). В Абхидхамме всё анализируется и детально объясняется и поэтому она называется аналитической доктриной.
Four ultimate, supramundane subjects (Paramattha) are enumerated in the ABHIDHARMA. They are Citta, (Consciousness), Cetasika (Mental concomitants), Rupa (Matter) and Nirvana. В Абхидхамме перечисляются четыре истинные составляющие (paramattha) – сознание (citta), факторы ума (cetasika), материя (rūpa) и Ниббана.
The so-called being is microscopically analysed and its component parts are minutely described. Так называемое живое существо подвергается подробному анализу и даётся точное объяснение его составных частей.
Finally the ultimate goal and the method to achieve it is explained with all necessary details. Наконец, описывается конечная цель и детально объясняется путь её достижения.
The ABHIDHARMA PITAKA is composed of the following works: Абхидхамма Питака состоит из следующих текстов:
DHAMMA-SANGANI (Enumeration of Phenomena) Дхамма-Сангани (перечисление явлений)
VIBHANGA (The Book of the Treatises) Вибханга (книга трактатов)
KATHA VATTHU (Point of Controversy) Катхаваттху (спорные вопросы)
PUGGALA PANNATTI (Description of Individuals) Пуггала Паньятти (описание личностей)
DHATU KATHA (Discussion with reference to Elements) Дхатукаттха (рассмотрение в связи со стихиями)
YAMAKA (The Book of Pairs) Ямака (книга пар)
PATTHANA (The Book of Relations) Паттхана (книга взаимосвязей)
According to another classification, mentioned by the Buddha Himself, the whole Teaching is ninefold, namely—1. Sutra, 2. Geyya, 3. Yeyyakarama, 4. Gatha, 5. Udana, 6. Itivuttaka, 7. Jataka, 8. Abbhutadhamma, 9. Vedalla. В соответствии с другой классификацией, упоминаемой самим Буддой, всё учение делится на 9 частей: 1 - Сутта, 2 – Гейя, 3 – Вейякарама, 4 – Гатха, 5 – Удана, 6 – Итивуттака, 7 – Джатака, 8 – Аббхутадхамма, 9 – Ведалла.
Sutra—These are the short, medium, and long discourses expounded by the Buddha on various occasions, such as MANGALA SUTRA (Discourse on Blessings), RATANA SUTRA (The Jewel Discourse), METTA SUTRA (Discourse on Goodwill), etc. Сутты – это краткие, средней длины и длинные учения, переданные Буддой в разных случаях, например Мангала Сутта (проповедь о высочайшей защите), Ратана Сутта (проповедь о сокровище), Метта Сутта (проповедь о доброжелательности) и др.
According to the Commentary the Vinaya is also included in this division. В соответствии с комментариями, в этот раздел следует включать и всю Виная Питаку.
Geyya—These are discourses mixed with Gathas or verses, such as the SAGATHAVAGGA of the SAMYUTTA NIKAYA. Гейя – это учения, содержащие фрагменты в стихотворной форме (Гатха), например Сагатхавагга из Самьютта Никаи.
VEYYAKARANA —Lit. exposition. Вейякарана – досл. изложение.
The whole ABHIDHARMA PITAKA, discourses without verses, and everything that is not included in the remaining eight divisions belong to this class. Вся Абхидхамма Питака, проповеди без стихов, и всё, что не включено во все остальные части входит сюда.
GATHA—These include verses found in the DHAMMAPADA (Way of Truth), THERAGATHA (Psalms of the Brethren), THERIGATHA (Psalms of the Sisters), and those isolated verses which are not classed amongst the Sutra. Гатха – сюда входят стихи из Дхаммапады, Тхерагатхи, Тхеригатхи и те отдельные стихи, которые не вошли ни в одну из сутт. Убрал к чертям текст в скобках, поскольку эти пояснения уже были выше.
Все комментарии (1)
UDANA—These are the ‘Paeans of Joy’ found in the UDANA, one of the divisions of the KHUDDAKA NIKAYA. Удана – это радостные восклицания из Уданы, входящей в Кхуддака Никаю.
ITIVUTTAKA—These are the 112 discourses which commence with the phrase—‘Thus the Blessed One has said’. Итивуттака – это 112 текстов, которые начинаются с фразы "Так сказал Благословенный".
ITIVUTTAKA is one of the fifteen books that comprise the KHUDDAKA NIKAYA. Итивуттака – это одна из 15 книг, составляющих Кхуддака Никаю.
JATAKA—These are the 547 birth-stories related by the Buddha in connection with His previous births. Джатака – это 547 рассказов о прошлых жизнях Будды.
ABBHUTA DHAMMA—These are the few discourses that deal with wonderful and marvellous things, as for example the ACCHARIYA-ABBHUTA DHAMMA SUTRA of the MAJJHIMA NIKAYA (No. 123) Аббхутадхамма – это несколько сутт, которые рассказывают о прекрасном и великолепном, например Ачария-Абхутадхамма сутта (МН 123).
VEDALLA—These are the pleasurable discourses, such as CHULLA VEDALLA, MAHA VEDALLA (M.N. Nos 43, 44), SAMMA DITTHI SUTRA (M.N. No. 9), etc. Ведалла – это проповеди, отмеченные радостью, такие как Чулла Ведалла сутта (МН 43), Маха Ведалла сутта (МН 44), Самма Диттхи сутта (МН 9) и др.
In some of these discourses, the answers given to certain questions were put with a feeling of joy. В некоторых суттах из этого раздела ответы на задаваемые вопросы вызывали радость у слушателей. Слушатель восклицал: "Великолепно!"
Все комментарии (1)
<<Назад
Глава 5. Основные учения
Оглавление Далее>>
Что такое Абхидхамма?

Редакция перевода от 28.08.2015 19:44