Как следует отвечать на вопросы

Отображение колонок
Текст оригинала
русский Khantibalo
Комментарии
<<Назад
Молчание Будды
Оглавление Далее>>
Отношение Будды к мирским знаниям
Перевод Таблица Оригинал
english - Author русский - Khantibalo Комментарии
How to Answer Questions Как следует отвечать на вопросы
According to the Buddha, there are several ways of answering various types of questions. В соответствии с учением Будды, есть несколько способов отвечать на различные вопросы.
The first type of question is one that requires a definite answer, such as a ‘yes’ or ‘no’. Первый тип вопросов требует совершенно определённого ответа, такого как "да" или "нет". см. Пача сутту, АН 4.42 на accesstoinsight
Все комментарии (1)
For example, the question, ‘Are all conditioned things impermanent?’ is answered with a ‘Yes’. Например, на вопрос "непостоянны ли все обусловленные существа?" даётся ответ "да".
The second type of question is one requiring an analytical answer. На второй тип вопросов следует отвечать при помощи анализа.
Suppose someone says that Angulimala was a murderer before he became an ‘Arahant’1 and is it possible for any murderer to become an arahant? Предположим, некто говорит, что до становления Архатом Ангулимала был убийцей[1]. Он спрашивает: "возможно ли всем убийцам стать Архатами?
This question should be analysed before you can say ‘Yes’ or ‘No’. Прежде чем говорить "да" или "нет", нужно проанализировать этот вопрос.
Otherwise, it will not be answered correctly and comprehensively. В противном случае невозможно дать полный и ясный ответ.
You would need to analyse what conditions make it possible for a murderer to become a saint within one lifetime. Здесь необходимо проанализировать, какие условия делают возможным для убийцы стать святым за одну жизнь.
The third type of question is one where it is necessary to ask a counter question to help the questioner to think the problem through. Третий тип вопросов - это такие, на которые нужно задать встречный вопрос спрашивающему, чтобы помочь ему дойти до сути.
If you ask, ‘Why is it wrong to kill other living beings?’ the counter question is, ‘How does it feel when others try to kill you?’ Если вы спросите: "почему убивать живых существ – плохо?", то встречный вопрос будет таким: "каково это, когда вас самих пытаются убить?".
The fourth kind of question is one that should be dropped. Четвёртый тип вопросов – это те, которые лучше оставить без рассмотрения.
It means that you should not answer it. Это значит, что на них вы не должны отвечать.
These are the questions which are speculative in nature, and any answer to such questions will only create more confusion. К бесполезным вопросам относятся те, которые являются чисто умозрительными по своей природе и любой ответ на них приведёт лишь к большей путанице.
An example of such a question is, ‘Does the universe have a beginning or not?’ В их число входит, например этот: "Есть ли у вселенной начало, или нет?".
People can discuss such questions for years without coming to a conclusion. Можно годами заниматься обсуждением подобных вопросов и так и не прийти к заключению.
They can only answer such questions based on their imagination, not on real understanding. Люди могут ответить на них только основываясь на собственном воображении, а не на истинном понимании.
Some answers which the Buddha gave have close parallels to the kind of responses found in nuclear science. Некоторые ответы, которые давал Будда, имеют близкое сходство с мнениями, которые сейчас появляются в ядерной физике.
According to Robert Oppenheimer, “If we ask, for instance, whether the position of the electron remains the same, we must say ‘no’; if we ask whether the electron is at rest, we must say ‘no’; if we ask whether it is in motion, we must say ‘no’. Роберт Оппенгеймер сказал: "Если мы, например спросим, остаётся ли положение электрона постоянным, то нужно ответить "нет"; если мы спросим, находится ли он в движении, то нужно тоже ответить "нет".
The Buddha has given such answers when interrogated as to the conditions of a man’s self after his death; but they are not familiar answers in accordance with the tradition of seventeenth and eighteenth century science”. Будда давал такие ответы, когда его спрашивали о состоянии человеческого Я после смерти, но в соответствии с традицией науки 17 и 18 веков отвечать подобным образом было не принято." Учёный должен был отвечать: "Электрон находится там-то!"
Все комментарии (1)
It is important to note however that the Buddha did give answers to some of these questions to His most intellectually developed disciples after the questioner had left. Важно заметить, что Будда всё-таки давал своим наиболее интеллектуально развитым ученикам ответы на некоторые из этих вопросов, после того, как спрашивающий уходил.
And in many cases, His explanations are contained in other discourses which show us why these questions were not answered by the Buddha merely to satisfy the inquisitive but undeveloped minds of the questioners. Во многих случаях его объяснения содержатся в других проповедях. Это показывает нам, почему Будда не давал ответа на вопросы просто для того, чтобы удовлетворить любознательный, но ещё не развитый ум людей, их задававших.
Translator's note Примечание переводчика
Translator's note 02-04-1 1. см. Ангулимала Сутту, МН 86.
<<Назад
Молчание Будды
Оглавление Далее>>
Отношение Будды к мирским знаниям

Редакция перевода от 01.07.2015 19:38