Молчание Будды

Опубликовано khantibalo от 28 марта, 2007 - 18:26
<<Назад
Сверхъестественные способности
Оглавление Далее>>
Как следует отвечать на вопросы
Перевод Таблица Оригинал

Молчание Будды

Когда спрашивающий был не в состоянии понять подлинный смысл ответа на свой вопрос, или когда сами задаваемые вопросы были ошибочны, Будда хранил молчание.

В писаниях есть несколько мест, где Будда хранит молчание в ответ на заданные ему метафизические и умозрительные вопросы. Некоторые исследователи из-за ошибочного понимания этого молчания, пришли к поспешному выводу, что в данном случае Будда был не способен ответить на заданные ему вопросы.

Когда Будда понимал, что спрашивающий был не в состоянии понять ответ на поставленный вопрос из-за глубины последнего или когда вопрос сам по себе был неподобающим, Благословенный хранил молчание. Вопросы, на которые Будда отвечал молчанием таковы:

  1. Вечна ли вселенная?
  2. Или она не вечна?
  3. Конечна ли вселенная?
  4. Или она бесконечна?
  5. Душа и тело – одно и то же?
  6. Или душа – это одно, а тело – другое?
  7. Существует ли Татхагата после смерти? Комментарий
  8. Или он не существует после смерти?
  9. Или он одновременно существует и не существует после смерти?
  10. Или он одновременно ни существует ни не существует после смерти?

Будда, который полностью осознал сущность каждого из этих вопросов, хранил благородное молчание. Обычный человек, который пока не достиг Просветления, может многое сказать на эти темы, но все его слова будут простыми догадками, основанными на воображении.

Молчание Будды в ответ на эти вопросы является более важным, чем попытки прочесть о них тысячи проповедей. Недостаточность человеческого словаря, который построен на относительном опыте, не позволяет надеяться на то, что он сможет охватить всю глубину и разные измерения той реальности, которую человек сам не испытал через видение-как-есть. Несколько раз Будда очень терпеливо объяснял, что человеческий язык слишком ограничен и не может описать абсолютную истину. Если истина абсолютна, то у неё нет каких-либо точек связи с существами, использующими для её постижения только опыт этого мира и относительное понимание. Когда они пытаются сделать это при помощи своих ограниченных мыслительных способностей, то неправильно понимают истину, подобно семи слепым и слону[1]. Слушатель, который не осознал истину, не может понять даваемые объяснения, подобно слепому с рождения человеку, который не имеет никакой возможности представить цвет неба над головой. Будда не пытался дать ответы на все вопросы, которые ему задавались. Он не был обязан отвечать на бессмысленные вопросы, которые показывали общее ошибочное понимание пути духовного развития. Он был учителем-практиком, полным сострадания и мудрости. Он всегда говорил с людьми, полностью осознавая их характер, вместимость и способность к пониманию. Когда человек спрашивал не с желанием научиться духовной практике, а просто чтобы углубиться в вопрос ради вопроса, Благословенный не давал ответа. Он давал ответы на вопросы, чтобы способствовать самоосознанию человека, а не для того, чтобы выделиться своей несравненной мудростью.


Примечание переводчика

1. Метафору с семью слепыми и слоном смотрите в Титтха Сутте (Удана 6.4).

<<Назад
Сверхъестественные способности
Оглавление Далее>>
Как следует отвечать на вопросы

Редакция перевода от 01.07.2015 19:37