Как следует отвечать на вопросы

Опубликовано khantibalo от 28 марта, 2007 - 18:26
<<Назад
Молчание Будды
Оглавление Далее>>
Отношение Будды к мирским знаниям
Перевод Таблица Оригинал

Как следует отвечать на вопросы

В соответствии с учением Будды, есть несколько способов отвечать на различные вопросы. Первый тип вопросов требует совершенно определённого ответа, такого как "да" или "нет". Комментарий Например, на вопрос "непостоянны ли все обусловленные существа?" даётся ответ "да". На второй тип вопросов следует отвечать при помощи анализа. Предположим, некто говорит, что до становления Архатом Ангулимала был убийцей[1]. Он спрашивает: "возможно ли всем убийцам стать Архатами? Прежде чем говорить "да" или "нет", нужно проанализировать этот вопрос. В противном случае невозможно дать полный и ясный ответ. Здесь необходимо проанализировать, какие условия делают возможным для убийцы стать святым за одну жизнь.

Третий тип вопросов - это такие, на которые нужно задать встречный вопрос спрашивающему, чтобы помочь ему дойти до сути. Если вы спросите: "почему убивать живых существ – плохо?", то встречный вопрос будет таким: "каково это, когда вас самих пытаются убить?". Четвёртый тип вопросов – это те, которые лучше оставить без рассмотрения. Это значит, что на них вы не должны отвечать. К бесполезным вопросам относятся те, которые являются чисто умозрительными по своей природе и любой ответ на них приведёт лишь к большей путанице. В их число входит, например этот: "Есть ли у вселенной начало, или нет?". Можно годами заниматься обсуждением подобных вопросов и так и не прийти к заключению. Люди могут ответить на них только основываясь на собственном воображении, а не на истинном понимании.

Некоторые ответы, которые давал Будда, имеют близкое сходство с мнениями, которые сейчас появляются в ядерной физике. Роберт Оппенгеймер сказал: "Если мы, например спросим, остаётся ли положение электрона постоянным, то нужно ответить "нет"; если мы спросим, находится ли он в движении, то нужно тоже ответить "нет". Будда давал такие ответы, когда его спрашивали о состоянии человеческого Я после смерти, но в соответствии с традицией науки 17 и 18 веков отвечать подобным образом было не принято." Комментарий

Важно заметить, что Будда всё-таки давал своим наиболее интеллектуально развитым ученикам ответы на некоторые из этих вопросов, после того, как спрашивающий уходил. Во многих случаях его объяснения содержатся в других проповедях. Это показывает нам, почему Будда не давал ответа на вопросы просто для того, чтобы удовлетворить любознательный, но ещё не развитый ум людей, их задававших.


Примечание переводчика

1. см. Ангулимала Сутту, МН 86.

<<Назад
Молчание Будды
Оглавление Далее>>
Отношение Будды к мирским знаниям

Редакция перевода от 01.07.2015 19:38