Будда Готама

Опубликовано khantibalo от
<<Назад
Глава 1. Жизнь и личность Будды
Оглавление Далее>>
Отрешение от мирской жизни
Перевод Таблица Оригинал

Будда Готама

Основатель буддизма

Будда Готама, основатель буддизма, жил в 6 веке до н.э. в северной Индии. Его личное имя было Сиддхатха, а родовое имя – Готама. Комментарий После достижения Просветления и осознания Абсолютной Истины Сиддхатху Готаму стали называть Буддой. Будда означает "Пробудившийся" или "Просветлённый". Сам себя он обычно называл "Татхагата", а последователи называли его "Благословенный" (bhagavā). Другие называли его "Готама" или "Сакьямуни".

Он родился принцем в королевской семье и жил в достатке. Сиддхатха получил превосходное воспитание, и имел прекрасную родословную как по материнской, так и по отцовской линии. Он был наследником престола, удивительно красивым, вселявшим доверие, полным достоинства, наделённым прекрасной внешностью и статью. В 16 лет он женился на своей двоюродной сестре по имени Ясодхара. Она была величественной и спокойной девушкой, наделённой достоинством и грацией.

Несмотря на всё это, он чувствовал себя увязшим в роскоши, подобно птице в золотой клетке. Однажды во время поездки в город, Сиддхатха увидел "четыре зрелища", а именно старика, больного, мертвеца и отшельника. Увидев всё это одно за другим, он вдруг осознал, что "всё живое подвержено старению и смерти". Сиддхатха задался вопросом: "Где же находится мир, в котором нет старости и смерти?". Зрелище умиротворённого отшельника, оставившего пристрастия к мирской жизни, дало ему подсказку, что его первым шагом в поиске истины должно стать Отрешение. Это значит осознать, что мирские блага не могут принести то абсолютное счастье, которого жаждут люди.

Полный решимости найти путь спасения от всеобщего страдания, он вознамерился найти средство не только для себя, но и для всего человечества. Однажды вечером в возрасте 29 лет он мысленно попрощался со спящей женой и сыном, сел на свою прекрасную белую лошадь, и направился в сторону леса.

Его отказ от мирской жизни не имеет аналогов в истории. Сиддхатха Готама совершил это в молодости, ушёл от удовольствий к тяготам, от уверенности в материальном благополучии - к неопределённости, от положения богача, обладающего властью, – к положению странствующего аскета, живущего в лесу и пещерах, имеющего в качестве защиты от палящего солнца, дождя и зимних ветров только потрёпанное одеяние отшельника. Он отрешился от своего положения, богатства, грядущих почета и власти, жизни, наполненной любовью, и променял их на поиск истины, которую никто до тех пор не мог найти, хотя в Индии подобным поиском на протяжении тысяч лет занимались многие. Шесть долгих лет он старался найти истину. Какова же была истина, которую искал Сиддхатха? Она заключалась в истинном понимании природы существования и в поиске истинного, непоколебимого счастья. Он учился у передовых духовных учителей того времени и получил от них все знания, которые только они могли ему передать. Поняв, что эти учителя не могут научить тому, чего он ищет, Сиддхатха решил продолжить поиски Истины своими силами. Вместе с присоединившейся к нему группой из пяти аскетов, он занимался суровыми практиками, основанными на убеждении, что через истязание тела можно освободить душу от страданий. Обладая потрясающей энергией и силой воли, Сиддхатха превзошёл всех этих людей в каждой из предложенных аскетических практик. Соблюдая пост, он ел так мало, что, касаясь рукой живота, доставал до позвоночника. Он заставлял себя совершать сверхчеловеческие усилия в самоистязании, от которых почти наверняка можно было умереть. Однако вскоре Сиддхатха осознал всю тщетность подобного самобичевания, и принял решение вместо этого практиковать умеренность.

В ночь полнолуния месяца Весак[1], Сиддхатха сидел под деревом Бодхи в Гайе, погружённый в глубокую медитацию. Именно тогда его разум прорвал оболочку материальной Вселенной и в тот момент Готама осознал истинную природу всего живого, всех явлений. В возрасте 35 лет из усердного искателя истины он превратился в Будду, Просветлённого.

В течение почти полувека после Просветления, Будда путешествовал по пыльным дорогам Индии, обучая открытой им Истине (Дхамма), чтобы те, кто слушал и следовал ей, смогли бы стать благородными и свободными. Он основал общину монахов и монахинь, подверг критике кастовую систему, повысил статус женщин, способствовал религиозной свободе и праву на сомнение, открыл всем путь к Освобождению, в любой жизненной ситуации, для людей с любым социальным положением, для праведников и грешников. Он помогал обрести праведную и достойную жизнь преступникам, например, Ангулимале, и куртизанкам, например, Амбапали. Он освободил человечество от религиозного рабства, догм и слепой веры. Будда выделялся мудростью и интеллектом. Каждая проблема разбиралась им на составные части, и затем собиралась воедино в логической последовательности, что способствовало её ясному пониманию. Никто не мог победить его в диспуте. Несравненный учитель, он и по сей день является непревзойдённым исследователем природы ума и явлений. Впервые в истории он подарил людям возможность мыслить самостоятельно, повысил ценность рода человеческого и показал, что человек может достичь высшего знания и Просветления, опираясь на собственные силы. Будда поощрял открытость ума, мышление без предвзятости и предубеждений, что помогает разобраться в сущности жизни и вселенной.

Несмотря на несравненную мудрость и королевское происхождение, он никогда не избегал простых людей. Кастовые и социальные различия ничего не значили для него. Будда оказывал помощь каждому, несмотря на общественное положение человека. Нередко приходившие к нему бедняки и просто отчаявшиеся люди вновь обретали самоуважение и возвращались от порочной жизни к праведной.

Будда был полон сострадания (karuṇā) и мудрости (paññā), зная чему и как нужно учить людей, учитывая способность к пониманию каждого из них. Известно, что ему приходилось проходить пешком большие расстояния, чтобы показать истинный путь всего одному человеку. Будда относился к ученикам с любовью и преданностью, постоянно справляясь об их благополучии и продвижении в практике. Находясь в монастыре, он ежедневно посещал палаты для больных. Его сострадание к больным подтверждается словами: "тот, кто заботится о больных, заботится обо мне" (Виная Питака, Mv VIII.26.1-8). Будда поддерживал порядок и дисциплину на основе взаимоуважения. Даже король Пасенади не мог понять, как Будде удаётся поддерживать такой порядок в монашеской общине, когда даже он, король, обладавший властью наказывать, не мог поддержать её в своём собственном дворе. Способ Будды заключался в том, чтобы люди совершали поступки, идущие от внутреннего понимания, а не из-за вводимых законов или страха перед наказанием.

Ему приписывались многие сверхъестественные силы, но Будда не считал их столь важными. Он считал высшим чудом объяснение Истины и превращение жестокого человека в доброго через осознание. Будучи глубоко милосердным и движимым страданием людей, он решился освободить их от оков при помощи рациональной системы мышления и образа жизни.

Будда никогда не заявлял, что это он сотворил условия, в которых находятся живые существа, природные явления или абсолютную истину (Дхамма). Комментарий Хотя Будду называли "знаток миров" (lokavidū), он не считался единственным хранителем этой истины. Он прямо признавал, что Дхамма, вместе с устройством вселенной вечны, не имеют создателя и независимы в абсолютном смысле. Комментарий Любое обусловленное существо во вселенной подпадает под действие Дхаммы. Будда совершил то же, что делали до него и прошлые Будды – он заново открыл нерушимую Истину и сделал ее доступной человечеству. Открыв Истину, он дал людям средство для окончательного освобождения самих себя от бесчисленной последовательности обусловленности и сопутствующего ей страдания от неудовлетворённости.

После 45 лет учительства и проповеди, Будда умер (совершил Окончательное Освобождение) в возрасте 80 лет в Кусинаре. Он оставил после себя тысячи последователей, монахов и монахинь, и обширную сокровищницу учений Дхаммы. Влияние его непревзойдённой любви и преданности делу ощущается и в наши дни.

В книге "Три величайших человека в истории" Герберт Уэллс пишет: Комментарий

"В Будде мы находим человека простого, целеустремлённого, одинокого, борющегося за свет, яркого и вполне реального. От тоже передал людям учение для всех. Многие из наших лучших современных идей очень близки к его идеям. Он учил, что все страдания и неудовлетворённость происходят от эгоизма. Для достижения покоя человеку необходимо перестать жить для своих чувств или себя. Так он становится существом более высокого уровня. Ещё за 500 лет до Христа, буддизм учил людей бескорыстию. В некотором смысле он ближе к нам и нашим нуждам. Он более ясно, чем Христос, выражается на предмет важности нас самих, и в его учении меньше двусмысленности о бессмертии личности".

Примечание редактора

1. Май по григорианскому календарю.

<<Назад
Глава 1. Жизнь и личность Будды
Оглавление Далее>>
Отрешение от мирской жизни

Редакция перевода от 01.07.2015 13:39