Гражданские церемонии

Опубликовано khantibalo от 18 апреля, 2010 - 14:06
<<Назад
Подношения монашеской общине
Оглавление Далее>>
Буддийские праздники
Перевод Таблица Оригинал
Гражданские церемонии

В буддийских странах принято отмечать важные семейные события, такие как дни рождения, переезд в новое жилище и смерть близких, приглашая монахов или монахинь для совершения необходимых церемоний.

В этом разделе будет рассказано о небольших семейных мероприятиях, отличающихся от народных праздников, речь о которых пойдёт в следующей главе.

Эти ритуалы и церемонии создают для нас чувство непрерывности и связи времён. При помощи учения Будды они связывают неизбежные составляющие нашего существования в осмысленную цепочку. Благословление новобрачных, рождение детей и размышления о непостоянстве во время смерти родителей происходит под эгидой Трёх Драгоценностей. Они предоставляют растущее чувство принадлежности и поддержки в моменты когда человек мог бы почувствовать себя одиноким.

Рождение, бракосочетание и благословение жилища

Проводя церемонию в ознаменование рождения, бракосочетания или переезда в новое жилище, все присутствующие стараются создать подходящую атмосферу в зависимости от характера события. Это может быть радость и торжественность или тихое размышление. На мероприятие приглашается некоторое количество монахов или монахинь, при этом в Таиланде для благословления новобрачных или новорожденных приглашается их нечётное количество, а чётное число приглашается на церемонии, связанные со смертью близких. Наиболее благоприятным для счастливых событий является приглашение девяти монахов. Комментарий

Создаётся алтарь, на который кладутся подношения, и совершается пожертвование пищи приглашённым членам монашеской общины. Основные участники церемонии просят у монахов Три Прибежища и Пять правил.

Это выражает приверженность стандартам поведения, что направляют их жизнь, а также благоприятный способ начала новой жизни, брачного союза или заселения нового жилья.

Приняв Прибежище, миряне просят у монахов продекламировать защитные строфы (паритта).

Паритта - это сутты и отдельные строфы, которые Будда изрёк в разных ситуациях. Будучи словесным проявлением истины, они особо почитаются за способность порождать умелые состояния ума. Поэтому они дают слушателям защиту от отрицательных, неумелых мыслей. Досточтимый Пьядасси Тхера в книге "The Book of Protection" пишет: "декламация Паритты порождает чувство умственного благополучия в тех, кто слушает их с пониманием и обладает твёрдой уверенностью в словах Будды".

Просьба прочесть тексты Паритты выражается при помощи специальной декламации на языке пали, называемой Vipattipaṭibāhāya. Комментарий Её можно выучить заранее или прочесть во время церемонии. Допускается произнесение этой просьбы и на других языках. Неотъемлемой частью декламации Паритты является специальный ритуал, делающий её более осязаемой. В соответствии с ним к статуе Будды привязывается тонкая белая хлопковая нить, которая затем идёт к сосуду с благовониями, а затем к каждому присутствующему монаху, которые держатся за неё во время декламации. Оставшаяся часть нити идёт назад к образу Будды. По окончании церемонии нить разрезается на части, которые могут храниться в доме или их завязывают вокруг шеи или запястья присутствующих мирян. Комментарий

Эту нить могут аккуратно завязать даже вокруг запястья младенца. Во время церемонии благословления новобрачных, монахи могут завязать нить вокруг кармически активной руки мужа (обычно правой). Комментарий После этого муж завязывает нить вокруг запястья своей новой супруги. (Если церемонию проводит монахиня, то она завязывает нить жене, а она в свою очередь, своему супругу.)

В отличие от [христианских] священников буддийские монахи и монахини не соединяют людей узами брака, однако миряне в любое время после официальной регистрации могут попросить монахов благословить их союз. Это случается даже в таких буддийских странах, как Таиланд.

Буддист-мирянин может заниматься работой по регистрации браков и, следовательно, проводить церемонию бракосочетания, а также регистрировать родившихся и умерших людей. Комментарий Вслед за процедурой официальной регистрации может следовать благословение новобрачных членами монашеской общины. Комментарий

Дополнительным атрибутом благословения брака между людьми или заселения в новое жильё может быть окропление святой водой присутствующих или жилого помещения. Данная церемония даёт ощутимый эффект наполнения или распространения благословений вместе с каплями воды.

У некоторых монахов на этот счёт есть ошибочные представления, потому что у человека естественно возникают убеждения, в соответствии с которыми святая вода обладает какими-то благоприятными свойствами. Они могут повлечь неумелые мысли, связанные с кражей или даже насилием и агрессией. Исходя из этого, данный ритуал следует использовать как повод для размышления, а не как некое магическое таинство.

Церемония похорон

Данная церемония подразумевает сооружение алтаря, совершение подношений на нём, а также декламацию, проводимую членами монашеской общины. Декламация основывается на текстах Абхидхаммы, которые подробно описывают основные процессы и элементы, составляющие человеческое сознание. Этот глубокий анализ даёт возможность размышлять об истинной природе нашего физического тела, а также ума и сознания. Он показывает, что человек - это совокупность умственных и физических энергий, сил и взаимоотношений, а не статический и неизменный объект. Эти знания помогают развить чувство бесстрастия и объективности, растущее осознание возникновения и исчезновения всех явлений.

Обычно церемония с участием буддийских монахов проводится в месте прощания. Комментарий Перед её началом родные и близкие приносят всё необходимое и аккуратно собирают буддийский алтарь. Обычно они приносят образ Будды, свечи и благовония. Кроме того, каждый участник может принести цветок для возложения на гроб усопшего.

Далее представлена программа церемонии похорон с участием членов монашеской общины. Если монахи отсутствуют, то миряне вносят изменения в эту программу по мере необходимости.

  1. Монах или монахиня зажигают свечи и благовония.
  2. Старший монах или монахиня читает короткую проповедь о смысле буддийской церемонии похорон.
  3. Родные и близкие покойного проходят мимо гроба, распространяя свою доброжелательность (mettā) на умершего и посвящая ему заслуги, накопленные благодаря духовной практике, что является формой прощания. Те, кто принёс цветы, кладут их по одному на гроб. Монахи возглавляют процессию несущих гроб к месту кремации.
  4. Перед кремацией старший монах или монахиня произносит короткую проповедь о смысле смерти в учении Будды.
  5. Монахи проводят специальную декламацию (называемая Mātikā), при этом они кладут свои руки на гроб.
  6. Запускается механизм транспортировки гроба в место кремации. Комментарий

Следует отметить, что в некоторых семьях принято устраивать церемонию Paṃsukūla. Она представляет собой подношение одежд монахам после декламации Mātikā, как описано в пункте 6. Члены семьи кладут монашеские одежды на гроб, а монахи касаются их по мере чтения строф Paṃsukūla, призывающих помнить о непостоянстве. Комментарий

Поминальные церемонии после кремации

Хотя в дни похоронных церемоний мы совершенно отчётливо осознаём потерю близкого человека, наше осознание непостоянства ослабляется со временем. По этой причине отмечается также и сотый день после смерти. Кроме того, принято отмечать последующие годовщины со дня смерти путём проведения мемориальных церемоний, включающих в себя декламацию, посвящение заслуг и подношение пищи, а также других необходимых вещей членам монашеской общины. Такие мероприятия облегчают скорбь и позволяют нам вспомнить об уважении и благодарности, которые мы питаем к умершим, а также усилить наше осознание жизни как преходящего явления.

Далее будут перечислены действия, которые мы можем совершить в память о близком человеке.

  1. Совершение благих поступков в память об умершем, такие как посвящение заслуг от ритрита или дня занятий медитацией. Это может также быть посадка дерева на территории буддийского монастыря, пагоды или храма, бескорыстная работа в местной благотворительной организации, финансирование ритрита, открытие фонда помощи бездомным, совершение пожертвований монашеской общине и другое.
  2. Просьба монашеской общине продекламировать традиционные тексты, читаемые на похоронах, посвящая их умершему. Такая декламация обычно проводится во время вечерней службы того дня, когда просьба была передана. Комментарий Благоприятным временем для заказа декламации в память об умершем является день смерти, три дня после смерти (или день кремации/похорон), 50 дней после смерти, 100 дней после смерти, первая и последующие годовщины смерти.
  3. Посещение монастыря вместе с семьёй и друзьями для совершения поминальной церемонии.

Сотый день после смерти хорошо подходит для этого мероприятия. Его программа может включать следующее:

  • Подношение пищи и других необходимых вещей членам монашеской общины
  • Посадка дерева в память об умершем
  • Попросить монахов провести декламацию традиционных текстов для церемонии похорон у посаженного дерева
  • Попросить монахов прочесть проповедь, излагающую взгляд на смерть с точки зрения учения Будды
  • Принести прах умершего в монастырь и развеять его вокруг буддийской ступы Комментарий
  • Рассыпание некоторого количества праха на месте, где в память об умершем посажено дерево, и развеивание оставшегося праха

Тексты для чтения во время похоронных и мемориальных церемоний

Далее будут перечислены тексты, которые можно прочесть про себя или продекламировать вслух во время похорон и последующих мемориальных церемоний.

  • Строфы Paṃsukūla
  • История о Кисаготами и горчичных зёрнах (Тхеригатха, 43) Комментарий
  • Сутта об одном прекрасном дне (Бхаддекаратта сутта, МН 131) Комментарий
  • Строфы посвящения заслуг и устремления Комментарий
<<Назад
Подношения монашеской общине
Оглавление Далее>>
Буддийские праздники

Редакция перевода от 07.12.2014 19:40