Большая история рождения гусём (№534)

Опубликовано khantibalo от

Палийский текст и перевод на англ. см. здесь.

История происхождения здесь аналогична джатаке номер 533. Там Будда приводит историю как Дэвадатта пытался убить его, направив по улице, по которой он собирался пройти, бешеного слона Налагири. Когда Будда вошёл на дорогу, где был выпущен Налагири, ученики попросили его уйти, опасаясь за его жизнь. Будда отказался. Ближайший ученик Будды Сарипутта сказал, что сам обуздает бешеного слона как сын, выполняющий работу родителя. Но Будда не дал ему разрешения. 80 старших учеников также попросили направить их, чтобы справиться со слоном, но Будда и им отказал и велел остаться на месте. Но Ананда не послушался приказа и бесстрашно встал перед Буддой, готовый пожертвовать жизнью ради него. Будда трижды попросил его уйти с дороги, но Ананда бесстрашно оставался на месте. С помощью своих сверхспособностей Будда перенёс Ананду в середину толпы монахов. Когда слон уже приближался, между ними пробежала женщина с ребёнком и в ужасе она уронила ребёнка. Слон погнался за женщиной, но не догнал её и устремился к ребёнку. Будда пожелал ему добра и сказал подойти, ведь ради него он был подослан. Слон увидел Будду и его опьянение прошло. Склонившемуся перед ним слону Будда прочитал строфы и на том слон отправился в своё стойло. С тех пор он никого не убивал.

Укрощение Налагири является одной из восьми побед Будды.

После этого монахи в зале для собраний стали обсуждать этот эпизод с Анандой. В то время Будда пришёл к ним и спросил о чём они беседуют. Узнав предмет их беседы Будда сказал, что Ананда делает так не первый раз и в одной из прошлых жизней, будучи животным, он тоже был готов пожертвовать жизнью ради бодхисатты. Монахи попросили рассказать эту историю.

В то время правителем Баранаси был Саньяма и его главную жену звали Кхема. Бодхисатта в то время был вожаком огромной стаи диких гусей, проживавших на горе Читтакута. 

Однажды жена правителя увидела сон в котором золотой гусь садится на трон и читает наставление. Она рассказала о своём сне правителю и сказала, что хочет любой ценой услышать наставление золотого гуся иначе она умрёт. Правитель собрал министров и спросил существуют ли золотые гуси. Министры ответили, что ничего не знают и не слышали о них, но посоветовали обратиться к учёным брахманам. Правитель собрал брахманов и спросил их, они ответили, что золотые гуси существуют, как и некоторые другие существа такого же цвета. На вопрос правителя где они живут, брахманы посоветовали обратиться к охотникам. Правитель собрал охотников. Один из охотников сказал, что в их среде передаётся сказание о существовании золотых гусей на горе Читтакута в Гималаях. Правитель спросил о возможности поимки такого гуся, но охотник сказал что не знает как поймать и предложил снова обратиться к брахманам. 

Брахманы сказали, что заполучить золотого гуся можно не пытаясь поймать его, а прибегнув к уловке. По совету брахманов правитель в указанном ими месте велел вырыть озеро, посадить в нём красивые водные цветы, вокруг посадить разные зерновые растения и объявить озеро заповедником. Также правитель выбрал одного охотника и назначил его смотрителем озера в обязанности которого входила охрана и изгнание всех людей, пытавшихся приблизиться.

С того момента к озеру начали прилетать разные птицы. Они сообщали другим, что на этом озере безопасно и всё больше птиц прилетали туда. Охотник сообщил правителю и тот под страхом смерти запретил всем кроме охотника приближаться к озеру.

Наконец появились и гуси. Так вышло, что гуси Пака и гуси Дхатараттха были друзьями и жили неподалёку. Однажды гуси из свиты вожака золотых гусей спросили гусей Пака где они кормятся. И те гуси рассказали, что они кормятся на озере неподалёку от города Баранаси и на все лады начали его нахваливать. Узнав об этом прекрасном озере золотые гуси обратились к помощнику вожака, которого звали Сумукха. Они хотели получить разрешение у вожака посетить это прекрасное озеро. 

Когда Сумукха передал их просьбу, вожак Дхатараттха ответил: "Люди очень хитрые и способны на разные уловки. В прошлом там не было никакого озера, наверняка оно было вырыто чтобы поймать нас. Не извольте лететь туда. Летайте за едой в те места, что летали."

Однако золотые гуси передавали свою просьбу и второй и третий раз. Наконец, вожак согласился полететь с ними. Вместе с огромной стаей гусей он полетел на озеро, хорошо провёл там время и вернулся в место своего проживания. 

Охотник, увидев, что они прилетели, сообщил об этом правителю. Правитель велел ему поймать одного или двух золотых гусей и в случае успеха пообещал большую награду.

Охотник вернулся к озеру, спрятался и начал наблюдать. Когда прилетели золотые гуси, он увидел, что один из гусей совсем не жадный и решил поймать его. На следующий день он снова спрятался в том же самом месте и увидел поближе того гуся. По его необычному облику охотник понял, что это их вожак. Шесть дней он приходил наблюдать, а на седьмой охотник пришёл заранее и установил капкан в воде на том самом месте, где вожак приводнялся. Когда гуси прилетели, вожак сразу попал в капкан, однако он решил не издавать бедственный крик, чтобы его гуси насытились. Когда они насытились, он издал бедственный крик и все гуси немедленно взлетели. Помощник увидел, что вожака нет среди взлетевших гусей и начал его искать. Увидев, что вожак попал в капкан, он приземлился рядом с ним и сказал "не бойтесь, я освобожу вас ценой своей жизни". Вожак спросил почему он не улетел и предложил улететь. Но помощник сказал, что останется с ним до конца.

Охотник, увидев, что гуси улетели, пошёл к капкану посмотреть, увидел двух гусей и подошёл к ним. Помощник спросил имя охотника и рассказал, что рядом находится вожак золотых гусей. Перечислив его благие качества помощник предложил взять себя и делать с собой всё, что он собирался делать с вожаком, а вожака освободить. Охотник был удивлён и подумал что встретил птиц, которые демонстрируют поведение, которого у людей не сыскать. Помощник прочитал ему красивое наставление по окончании которого охотник решил освободить вожака и не доставлять его правителю.  Открыв капкан, он промыл израненную лапу вожака и благодаря этому акту милосердия рана полностью зажила. 

Помощник подумал "Этот человек много для нас сделал, а мы для него ничего. Если бы он отнёс нас правителю, правитель одарил бы его огромными подарками или он мог бы нас продать и тоже много заработать." и спросил охотника ради чего он пытался их поймать. Охотник рассказал, что его для исполнения этого задания нанял правитель. Тогда помощник сказал, что раз так, пусть он отнесёт их обоих к правителю. Охотник пытался их отговорить, напоминая о переменчивости правителей, но помощник вожака настаивал на своём. По совету помощника охотник сделал две клетки и понёс двух гусей к правителю.

(Дальше вожак вспоминает о семье и жене, но помощник читает женоненавистнические стихи :-)

Когда охотник принёс двух птиц во дворец, правитель был очень рад и щедро одарил охотника. После этого правитель спросил как ему удалось поймать их и охотник рассказал как он установил капкан. Однако правитель недоумевал, почему хотя капкан был один, охотник принёс две птицы. Охотник ответил, что второй гусь сидел рядом с пойманным и именно он беседовал с ним и прочитал ему прекрасное наставление на человеческом языке. По просьбе охотника помощник вожака рассказал о своём бесстрашии. В своей речи помощник также упомянул лживость правителей.

Правитель спросил почему он обвиняет его во лжи и помощник вожака напомнил, что правитель объявил озеро заповедником, где на птиц не нападают, а на самом деле это был обман и там был установлен капкан на вожака. Правитель в своё оправдание сказал, что захотел поймать вожака только для того, чтобы послушать его наставление. Помощник ещё раз напомнил ему о ценности нравственности и вреде безнравственности. 

На том правитель велел принести им золотые троны и накормить королевской едой. По окончании вожак обратился к правителю, спрашивая как поживает он сам, его семья и его страна. Правитель ответил, что всё хорошо и отметил, что соблюдает 10 правил хорошего правительства. И также он пожаловался что помощник его жёстко отругал. Помощник в ответ попросил прощения за жёсткие слова. 

На том правитель предложил вожаку все свои сокровища и даже предложил им место правителя. Вожак наставил правителя в пяти предписаниях, правитель с супругой ещё раз накормили птиц и на том они улетели. Стая золотых гусей с радостью приняла вожака и его помощника обратно.

Будда, закончив объяснение, сопоставил рождения: Чханна тогда был охотником, монахиня Кхема была тогда женой правителя, Сарипутта был правителем, последователи Будды были свитой правителя, Ананда был тогда моим помощником, а вожаком бы я сам.