Можно ли брать плату за обучение учению Будды

Опубликовано khantibalo от 24 мая, 2018 - 11:22

В наставлении о 7 аскетах со спутанными волосами (Ud 6.2) содержится следующая строфа:

2. Sattajaṭilasuttaṃ

 

В комментарии объясняется её смысл

2. Sattajaṭilasuttavaṇṇanā

 

Правила запрещают монахам принимать деньги в дар и использовать каким-либо образом. Подробно разбор этих правил см. здесь.

Миряне, зная об этом правиле, также не должны подавать монахам деньги. Об этом с цитатой из канона пишет Бхиккху Песала.

Таким образом, монах не должен брать плату за учения.

Остаётся вопрос взимания платы учителями-мирянами и буддийскими общинами.

О практике дарения и взимании платы за учения буддийскими общинами сказано в "часто задаваемых вопросах".

Если миряне берут деньги за обучение - это вызывает вопросы, особенно если оно обставлено как "рекомендуемое пожертвование".

Комментарии

Пол из которых он понял что достиг Архатства, состояния когда ты полностью понял и пережил учение. Иначе - утверждая что то об Учении Будды без полной уверенности в том что говорит он может просто лгать так как сам не знает правду.

"Остаётся вопрос взимания платы учителями-мирянами и буддийскими общинами".
____________________________________

есть такое ощущение, что формальное преподавание Дхаммы мирянами Будда вообще не предусматривал

наличие в винае правил, регламентирующих преподавание Дхаммы монахами, можно расценить так, что если даже на монахов Будда наложил ограничения в этом аспекте, то у мирян тем более не могло быть полной свободы действий

и, во времена Будды, вероятно, иначе и быть не могло, потому что именно монахи, имея постоянный и непосредственный доступ ко всем аспектам Дхаммы, имели и моральное право для её преподавания, и знания, которыми могли поделиться

При этом есть множество историй в Каноне, где миряне услышав Дхамму - Учение - пересказывали это другим мирянам без монахов и без санкции на то Будды...
Правда в большинстве своём они были уже арьями к тому моменту (как минимум сотапана).
Из недавно переведенного: история про царя Удену:
Однажды одна из служанок Самавати, Кхуджджуттара, что ходила к садовнику казначея покупать цветы услышала проповедь Будды и обрела плод вступления в поток, так она стала учить Самавати и ее свиту Дхамме (жены царя не могли покидать дворец).

согласен, я не учёл историю Кудджуттары, но в её случае, как я понимаю, это не было формальным обучением, т.е. обучением посторонних людей, которые приходят специально с целью обучения, она можно сказать делилась своим знанием со своим непосредственным окружением, т.е. по-свойски, приватно

Насколько я помню ту историю, царица и ее свита просили Кудджутарру именно обучать их Дхамме, передавая сутты и беседы, которые она услышала от Учителя.
но тут могут быть "домыслы" переводчиков и рассказчиков. как было на самом деле никто уже не скажет :)

к вопросу о преподавании Дхаммы мирянами

https://www.lionsroar.com/against-the-stream-confirms-sexual-misconduct…

в этом случае более, чем в случае с монахами, велик риск получения Дхаммы из недостаточно чистых рук

чуть ли не все известные гуру разных традиций когда-либо обвинялись в злоупотреблении своим положением ради удовлетворения прежде всего похоти