В наставлении о 7 аскетах со спутанными волосами (Ud 6.2) содержится следующая строфа:
2. SattajaṭilasuttaṃНе следует прилагать усилий повсеместно, не быть чужим слугой
Не нужно жить, завися от другого, не следует разгуливать торгуя Дхаммой.
В комментарии объясняется её смысл
Здесь "не прилагать усилий повсеместно [=где попало]" - ушедший в бездомную жизнь не должен прилагать усилий в таких делах как передача сообщений, шпионаж и другие дурные дела, подобно совершаемым слугами правителя. Здесь подразумевается, что он не должен прилагать старательного усилия [в таких делах], не приложив никакого старания в них, ему надлежит старательно прилагать усилия только в благих делах.
"Не быть чужим слугой" - тот, кто принял облик ушедшего в бездомную жизнь, чужим прислужником не должен быть.
Почему?
Потому что такому человеку (слуге) надлежит совершать дурные поступки, как шпионаж и подобные.
"Не должен жить, завися от другого" - завися от другого как от хозяина и т.п., подумав "я к нему привязан в радости и страдании (?)" - так жить не должен. Ему лишь надлежит развивать понимание "я сам себе остров", "я сам себе прибежище" и нет другого прибежища.
Или же действуя во вред, совершая другое неблаготворное дело помимо занятий шпионажем, - так жить не должен.
"Не должен разгуливать торгуя доктриной (Дхаммой)" - не должен проповедовать Дхамму ради богатства (вознаграждения) и прочего.
Ведь тот, то обучает других Дхамме ради богатства и прочего, зовётся тем, кто занимается торговлей Дхаммой, так с Дхаммой он не должен разгуливать.
Или же ради богатства и прочего подобно слугам короля Косалы совершая шпионаж и другие поступки, исполняя это, будучи вне подозрения благодаря принятию облика ушедшего в бездомную жизнь и другим подобным способам - это зовётся торговлей Дхаммой.
И тот, кто здесь (в системе Будды?) ведя чистую возвышенную жизнь делает это с целью достичь перерождения в каком-либо собрании божеств, он также называется занимающимся торговлей Дхаммой. Смысл строки в том, что он не должен разгуливать с такой торговлей Дхаммой, не должен так поступать.
Правила запрещают монахам принимать деньги в дар и использовать каким-либо образом. Подробно разбор этих правил см. здесь.
Миряне, зная об этом правиле, также не должны подавать монахам деньги. Об этом с цитатой из канона пишет Бхиккху Песала.
Таким образом, монах не должен брать плату за учения.
Остаётся вопрос взимания платы учителями-мирянами и буддийскими общинами.
О практике дарения и взимании платы за учения буддийскими общинами сказано в "часто задаваемых вопросах".
Если миряне берут деньги за обучение - это вызывает вопросы, особенно если оно обставлено как "рекомендуемое пожертвование".
Комментарии
"Остаётся вопрос взимания платы учителями-мирянами и буддийскими общинами".
____________________________________
есть такое ощущение, что формальное преподавание Дхаммы мирянами Будда вообще не предусматривал
наличие в винае правил, регламентирующих преподавание Дхаммы монахами, можно расценить так, что если даже на монахов Будда наложил ограничения в этом аспекте, то у мирян тем более не могло быть полной свободы действий
и, во времена Будды, вероятно, иначе и быть не могло, потому что именно монахи, имея постоянный и непосредственный доступ ко всем аспектам Дхаммы, имели и моральное право для её преподавания, и знания, которыми могли поделиться
При этом есть множество историй в Каноне, где миряне услышав Дхамму - Учение - пересказывали это другим мирянам без монахов и без санкции на то Будды...
Правда в большинстве своём они были уже арьями к тому моменту (как минимум сотапана).
Из недавно переведенного: история про царя Удену:
Однажды одна из служанок Самавати, Кхуджджуттара, что ходила к садовнику казначея покупать цветы услышала проповедь Будды и обрела плод вступления в поток, так она стала учить Самавати и ее свиту Дхамме (жены царя не могли покидать дворец).
согласен, я не учёл историю Кудджуттары, но в её случае, как я понимаю, это не было формальным обучением, т.е. обучением посторонних людей, которые приходят специально с целью обучения, она можно сказать делилась своим знанием со своим непосредственным окружением, т.е. по-свойски, приватно
Насколько я помню ту историю, царица и ее свита просили Кудджутарру именно обучать их Дхамме, передавая сутты и беседы, которые она услышала от Учителя.
но тут могут быть "домыслы" переводчиков и рассказчиков. как было на самом деле никто уже не скажет :)
в конце концов, я могу быть неправ, то была всего лишь спекуляция
Пия Тан анализирует этот вопрос в выпуске 37.8 своей серии Sutta Discovery, посвящённом правильным средствам к существованию
http://www.themindingcentre.org/wordpress/wp-content/uploads/2010/02/37…
к вопросу о преподавании Дхаммы мирянами
https://www.lionsroar.com/against-the-stream-confirms-sexual-misconduct…
в этом случае более, чем в случае с монахами, велик риск получения Дхаммы из недостаточно чистых рук
чуть ли не все известные гуру разных традиций когда-либо обвинялись в злоупотреблении своим положением ради удовлетворения прежде всего похоти
- Оставить комментарий
- 364 просмотра
Пол из которых он понял что достиг Архатства, состояния когда ты полностью понял и пережил учение. Иначе - утверждая что то об Учении Будды без полной уверенности в том что говорит он может просто лгать так как сам не знает правду.