Материалы к празднику Асалха Пуджа

Опубликовано khantibalo от 23 июля, 2016 - 21:53

Эпиграф к лекции Дхп 353

1. История первой проповеди

После отрешения от мирской жизни Бодхисатта отправился учиться к двум видным учителям того времени - Аларе Каламе и Удаке Рамапутте. Этот эпизод подробно описан в МН26. Изучив их доктрину и обретя те достижения, которым они учили, Бодхисатта не достиг желаемого и покинул их. После этого он начал прилагать "великое усилие" в виде аскетических практик. Это подробно описано в МН36. Пока он прилагал "великое усилие" ему прислуживали 5 аскетов. Но когда он отказался от аскез, поняв их бесплодность, они покинули его.

В МН36 описан также процесс, которым Бодхисатта достиг состояния Будды и соответствующих знаний. В комментарии к джатакам этот эпизод описан куда более красочно: Дар Суджаты, Сражение с Марой, Достижение состояния Будды.

Первые 7 недель Будда провёл в районе дерева Бодхи, это описано в комментарии к джатакам.

По окончании первых 7 недель два купца поднесли ему первый дар пищи и также Будда обрёл новый сосуд для подаяния - это описано в комментарии к джатакам.

Затем Будда задумался, стоит ли ему учить и про просьбе брахмы Сахампати он решил учить - это описано в МН26. Слушателями его первой проповеди он выбрал 5 аскетов, помогавших ему при приложении великого усилия. Поняв где они находятся, он отправился к ним, чтобы встретится с ними в полнолуние июля в "Оленьем парке" в Исипатане, близ Баранаси. По пути ему встретился аскет Упака, Будда прочитал ему стихи, но они не считаются первой проповедью - этот эпизод также описан в МН26.

Там же, в МН26 описана история встречи Будды с 5 аскетами и как он уговаривал их слушать его наставления. Уговорив их, Будда прочёл им свою первую проповедь - СН56.11.

В Махавагге виная питаки говорится, что после прочтения первой проповеди Конданья попросил принять его в монахи. Будда принял его словами "иди монах" - так был основан монашеский орден Будды. Затем он продолжал учить и вхождения в поток достигли Ваппа и Бхаддия.
Отправив их с Конданьей за подаянием он наставлял Маханаму и Ассаджи, те тоже достигли вхождения в поток и попросили принять их в монахи. Об этом также кратко сказано в МН26.

Затем Будда прочёл им свою вторую проповедь СН 22.59, после чего все они достигли архатства.

2. Основные положения первой проповеди

2.1 Будда говорит, что открыл благородный восьмеричный путь, который не клонится к двум крайностям и ведёт к ниббане (или Будда открыл его не склоняясь в крайности).

2.2 Будда объясняет четыре реальности (действительности) для благородных, в которые входит благородный восьмеричный путь

В суттах наиболее подробное объяснение 4 реальностей и Б8П в одной сутте находится в ДН22.

4 реальности (в особенности первая) подробно разбираются в 16 главе Висуддхимагги, кроме того по вопросу 2 реальности интересен разбор видов жажды из "обусловленного возникновения" там же. В Виная питаке к тексту первой проповеди есть примечание, что традиционная формула 2 и 3 реальностей имеет грамматические отклонения и даёт правильные варианты, согласно которым нужно понимать формулу.

Факторы Б8П разбираются в разных суттах, ссылки и фрагменты из них можно найти в словаре.

2.3 Будда объясняет, что по отношению к каждой реальности у него возникло 3 вида знания (всего 12). Это и есть "колесо Дхаммы" от которого берёт своё название первая проповедь. Также Будда говорит, что он заявил о полном постижении 4 реальностей только тогда, когда видение 4 реальностей с 3 видами знания стало у него полностью чистым. 3 вида знания:

  1. знание о том, что это реальность
  2. знание что нужно сделать в отношении её
  3. знание что требуемое было сделано

3. Результат первой проповеди

3.1 Конданья достиг вхождения в поток, в комментарии говорится, что по окончанию чтения первой проповеди вхождения в поток достиг не только Конданья, но и 18 мириадов присутствовавших там брахм. Конданья также стал первым членом "сообщества благородных".

3.2 Благодаря восклицанию божеств весть о том, что Будда повернул колесо Дхаммы, разнеслась по всему мировому элементу.

4. Праздник Асалха Пуджа

На следующий день после полнолуния месяца Асалха большинство монахов начинают сезон дождей. Подробнее о нём тут.