Материалы к празднику Асалха Пуджа

Опубликовано khantibalo от 23 июля, 2016 - 21:53

Эпиграф к лекции Дхп 353

1. История первой проповеди

После отрешения от мирской жизни Бодхисатта отправился учиться к двум видным учителям того времени - Аларе Каламе и Удаке Рамапутте. Этот эпизод подробно описан в МН26. Изучив их доктрину и обретя те достижения, которым они учили, Бодхисатта не достиг желаемого и покинул их. После этого он начал прилагать "великое усилие" в виде аскетических практик. Это подробно описано в МН36. Пока он прилагал "великое усилие" ему прислуживали 5 аскетов. Из них Кондання был среди тех, кто предсказал ему судьбу, когда он был младенцем. Остальные были детьми этих предсказателей - их звали Ваппа, Бхаддия, Ассаджи, Маханама. Но когда он отказался от аскез, поняв их бесплодность, они покинули его.

В МН36 описан также процесс, которым Бодхисатта достиг состояния Будды и соответствующих знаний. В комментарии к джатакам этот эпизод описан куда более красочно: Дар Суджаты, Сражение с Марой, Достижение состояния Будды.

Первые 7 недель Будда провёл в районе дерева Бодхи, это описано в комментарии к джатакам.

По окончании первых 7 недель два купца поднесли ему первый дар пищи и также Будда обрёл новый сосуд для подаяния - это описано в комментарии к джатакам.

Затем Будда задумался, стоит ли ему учить и про просьбе брахмы Сахампати он решил учить - это описано в МН26. Слушателями его первой проповеди он выбрал 5 аскетов, помогавших ему при приложении великого усилия. Поняв где они находятся, он отправился к ним, чтобы встретиться с ними в полнолуние июля в "Оленьем парке" в Исипатане, близ Баранаси. По пути ему встретился аскет Упака, Будда прочитал ему стихи, но они не считаются первой проповедью - этот эпизод также описан в МН26.

Там же, в МН26 описана история встречи Будды с 5 аскетами и как он уговаривал их слушать его наставления. Уговорив их, Будда прочёл им свою первую проповедь - СН56.11.

В Махавагге виная питаки говорится, что после прочтения первой проповеди Конданья попросил принять его в монахи. Будда принял его словами "иди монах" - так был основан монашеский орден Будды. Затем он продолжал учить и вхождения в поток достигли Ваппа и Бхаддия.
Отправив их с Конданьей за подаянием он наставлял Маханаму и Ассаджи, те тоже достигли вхождения в поток и попросили принять их в монахи. Об этом также кратко сказано в МН26.

Затем Будда прочёл им свою вторую проповедь СН 22.59, после чего все они достигли архатства.

 

2. Основные положения первой проповеди

2.1 Будда говорит, что открыл благородный восьмеричный путь, который не клонится к двум крайностям и ведёт к ниббане (или Будда открыл его не склоняясь в крайности).

2.2 Будда объясняет четыре реальности (действительности) для благородных, в которые входит благородный восьмеричный путь

В суттах наиболее подробное объяснение 4 реальностей и Б8П в одной сутте находится в ДН22.

4 реальности (в особенности первая) подробно разбираются в 16 главе Висуддхимагги, кроме того по вопросу 2 реальности интересен разбор видов жажды из "обусловленного возникновения" там же. В Виная питаке к тексту первой проповеди есть примечание, что традиционная формула 2 и 3 реальностей имеет грамматические отклонения и даёт правильные варианты, согласно которым нужно понимать формулу.

Факторы Б8П разбираются в разных суттах, ссылки и фрагменты из них можно найти в словаре.

2.3 Будда объясняет, что по отношению к каждой реальности у него возникло 3 вида знания (всего 12). Это и есть "колесо Дхаммы" от которого берёт своё название первая проповедь. Также Будда говорит, что он заявил о полном постижении 4 реальностей только тогда, когда видение 4 реальностей с 3 видами знания стало у него полностью чистым. 3 вида знания:

  1. знание о том, что это реальность
  2. знание что нужно сделать в отношении её
  3. знание что требуемое было сделано

3. Результат первой проповеди

3.1 Конданья достиг вхождения в поток, в комментарии говорится, что по окончанию чтения первой проповеди вхождения в поток достиг не только Конданья, но и 18 мириадов присутствовавших там брахм. Конданья также стал первым членом "сообщества благородных".

3.2 Благодаря восклицанию божеств весть о том, что Будда повернул колесо Дхаммы, разнеслась по всему мировому элементу.

4. Происхождение первых учеников

В комментарии к 11 и 12 строфе Дхаммапады (англ.) даётся история прошлых жизней монаха Конданни. Говорится, что 91 мировой цикл назад во время жизни Будды Випасси было два брата. Они вместе засеяли большое поле. Старший брат однажды вышел на поле и попробовал незрелый рис. Он показался ему очень вкусным и он решил подать будде дар из незрелого риса. Но младший брат в ответ на его предложение сказал, что тем самым он только испортит посевы. Старший настоял на своём и они решили поделить поле пополам. Старший велел собрать все зёрна со своей половины и приготовил из этого подношение будде. По завершении подношения он пожелал, чтобы благодаря дару первых (свежих) плодов он смог первым получить плод архатства. Будда сказал "пусть так и будет". Когда старший брат вернулся на поле, он увидел, что весь рис на месте и испытал пятифакторный восторг. И так он продолжил делать подношения на всех 9 этапах возделывания риса вплоть до уборки в амбар.

Также во времена Будды Падумуттары он тоже сделал большие подношения и пожелал того же самого. Его желание исполнилось - во времена Будды Готамы он стал монахом Конданьей. В комментарии к ДН16 говорится, что его младший брат подал Будде Випасси только одно подношение, когда рис был уже убран. При жизни Будды Готамы он стал последним прижизненным учеником Будды по имени Субхадда.

5. Праздник Асалха Пуджа

На следующий день после полнолуния месяца Асалха большинство монахов начинают сезон дождей. Подробнее о нём тут.