Буддизм Тхеравады и буддизм Махаяны

Отображение колонок
Текст оригинала
русский Khantibalo
Комментарии
Оглавление
Перевод Таблица Оригинал
english - Author русский - Khantibalo Комментарии
Theravada - Mahayana Buddhism Буддизм Тхеравады и буддизм Махаяны
Ven. Dr. W. Rahula досточтимый Валпола Рахула
Let us discuss a question often asked by many people: What is the difference between Mahayana and Theravada Buddhism? Давайте рассмотрим вопрос, который часто задают многие люди: в чём разница между буддизмом Махаяны и буддизмом Тхеравады?
To see things in their proper perspective, let us turn to the history of Buddhism and trace the emergence and development of Mahayana and Theravada Buddhism. Для тщательного рассмотрения этого вопроса, обратимся к истории буддизма и проследим появление и развитие обеих школ.
The Buddha was born in the 6th Century B.C. Будда Сакьямуни родился в 6 веке до нашей эры.
After attaining Enlightenment at the age of 35 until his Mahaparinibbana at the age of 80, he spent his life preaching and teaching. Он достиг Пробуждения в 35 лет и вплоть до своего окончательного освобождения (смерти) занимался обучением последователей и распространением своего знания.
He was certainly one of the most energetic man who ever lived: for forty-five years he taught and preached day and night, sleeping for only about 2 hours a day. Будда был одним из самых энергичных среди всех когда-либо живших людей. В течение 45 лет он учил почти круглосуточно, затрачивая на сон всего около двух часов в сутки.
The Buddha spoke to all kinds of people: kings and princes, Brahmins, farmers, beggars, learned men and ordinary people. Будда разговаривал со всеми людьми – будь то правители и их приближённые, брамины, крестьяне, нищие, образованные и простые люди.
His teachings were tailored to the experiences, levels of understanding and mental capacity of his audience. Его наставления соответствовали опыту, степени понимания и духовной вместимости тех, кто слушал.
What he taught was called Buddha Vacana, i.e. word of the Buddha. То, чему Будда учил, называется "Будда вачана" – слово Будды.
There was nothing called Theravada or Mahayana at that time. В то время ещё не существовало понятий "Тхеравада" или "Махаяна".
After establishing the Order of monks and nuns, the Buddha laid down certain disciplinary rules called the Vinaya for the guidance of the Order. Основав общину монахов и монахинь, Будда ввёл для этих людей правила дисциплины, называемые Виная.
The rest of his teachings were called the Dhamma which included his discourses, sermons to monks, nuns and lay people. Остальные учения называются "Дхамма", и в неё входят лекции на различные темы, прочитанные монахам, монахиням и мирским последователям.
The First Council Первый собор
Three months after the Buddha's Mahaparinibbana, his immediate disciples convened a council at Rajagaha. Через три месяца после смерти Будды, его непосредственные ученики собрали совет в Раджагахе.
Maha Kassapa, the most respected and elderly monk, presided at the Council. Возглавлял совет самый старший и уважаемый монах Махакассапа.
Two very important personalities who specialised in the two different areas - the Dhamma and the Vinaya - were present. Также там присутствовали два последователя Будды, один из которых специализировался в Дхамме, а другой – в Винае.
One was Ananda, the closest constant companion and disciple of the Buddha for 25 years. Первый – это Ананда, ближайший соратник и ученик Будды, находившийся рядом с ним в течение 25 лет.
Endowed with a remarkable memory, Ananda was able to recite what was spoken by the Buddha. Ананда обладал замечательной памятью и был способен повторить всё, что говорил Будда.
The other personality was Upali who remembered all the Vinaya rules. В Винае специализировался ученик по имени Упали, который помнил все правила.
Only these two sections - the Dhamma and the Vinaya - were recited at the First Council. На первом соборе были произнесены вслух только два раздела учения – Дхамма и Виная.
Though there were no differences of opinion on the Dhamma (no mention of the Abhidhamma) there was some discussion about the Vinaya rules. Что касается Дхаммы (и Абхидхаммы), то в отношении её расхождений среди учеников не было. Однако по монашеским правилам были определённые обсуждения.
Before the Buddha's Parinibbana, he had told Ananda that if the Sangha wished to amend or modify some minor rules, they could do so. Незадолго до смерти, Будда сказал Ананде, что если Сангха пожелает внести изменения в некоторые второстепенные правила, то она может сделать это.
But on that occasion Ananda was so overpowered with grief because the Buddha was about to die that it did not occur to him to ask the Master what the minor rules were. Но Ананда был так подавлен горем, узнав о скором уходе Будды, что не спросил учителя, какие правила можно считать второстепенными, а какие нет.
As the members of the Council were unable to agree as to what constituted the minor rules, Maha Kassapa finally ruled that no disciplinary rule laid down by the Buddha should be changed, and no new ones should be introduced. Участники собора не смогли сами прийти к соглашению на предмет того, какие правила второстепенны. В конце концов дост. Махакассапа решил, что ни одно из правил, введённых Буддой не должно быть изменено и что новые правила также вводить не следует.
No intrinsic reason was given. Maha Kassapa did say one thing, however: На этот счёт не было никаких разъяснений, кроме такого высказывания дост. Махакассапы:
"If we changed the rules, people will say that Ven. Gotama's disciples changed the rules even before his funeral fire has ceased burning." "Если бы мы изменили правила, то люди начнут говорить, что ученики почтенного Готамы изменили правила еще до того, как погас его погребальный костёр".
At the Council, the Dhamma was divided into various parts and each part was assigned to an Elder and his pupils to commit to memory. На соборе Дхамма была поделена на части, каждая из которых была закреплена за отдельным старейшиной и его учениками, с той целью, чтобы они зафиксировали её в своей памяти.
The Dhamma was then passed on from teacher to pupil orally. С тех пор Учение передавалось устно от учителя к ученику.
The Dhamma was recited daily by groups of people who often cross check with each other to ensure that no omissions or additions were made. Ежедневно группы людей произносили вслух запомненные ими учения для сверки друг с другом, чтобы не было никаких изменений и добавлений.
Historians agree that the oral tradition is more reliable than a report written by one person from his memory several years after the event. Историки сходятся во мнении, что устная традиция передачи более надёжна, нежели чем запись одним человеком по памяти по прошествии нескольких лет после самого события. сравните с тем, как было записано Евангелие
Все комментарии (1)
The Second Council Второй собор
One hundred years later, the Second Council was held to discuss some Vinaya rules. Сто лет спустя собрался второй собор для обсуждения некоторых правил Винаи.
There was no need to change the rules three months after the Parinibbana of the Buddha because little or no political, economic or social changes took place during that short interval. Через три месяца после смерти Будды не было никакой необходимости вносить изменения в правила дисциплины, потому что за это время в обществе не произошло значительных политических, экономических или социальных изменений.
But 100 years later, some monks saw the need to change certain minor rules. Но через сто лет после этого, некоторые монахи сочли необходимым изменить некоторые второстепенные правила.
The orthodox monks said that nothing should be changed while the others insisted on modifying some rules, Finally, a group of monks left the Council and formed the Mahasanghika - the Great Community. Другие же монахи заявили, что не следует ничего менять. В результате те, кто настаивал на внесении изменений, покинули совет и создали Махасангхику – "большую общину".
Even though it was called the Mahasanghika, it was not known as Mahayana, And in the Second Council, only matters pertaining to the Vinaya were discussed and no controversy about the Dhamma is reported. Хотя она и называлась Махасангхикой, но названия Махаяна тогда ещё не существовало. На втором соборе обсуждались только вопросы, касающиеся Винаи, а в отношении Дхаммы никаких разногласий не отмечалось.
The Third Council Третий собор
In the 3rd Century B.C. during the time of Emperor Asoka, the Third Council was held to discuss the differences of opinion among the bhikkhus of different sects. В третьем веке до нашей эры, во время правления императора Ашоки, был созван третий совет для рассмотрений различий в точках зрения монахов из разных буддийских школ.
At this Council the differences were not confined to the Vinaya but were also connected with the Dhamma. На этом соборе различия обнаружились не только в понимании Винаи, но и в Дхамме.
At the end of this Council, the President of the Council, Moggaliputta Tissa, compiled a book called the Kathavatthu refuting the heretical, false views and theories held by some sects. По завершении собора его председатель Могалипутта Тисса составил книгу под названием "Катхаваттху" (спорные вопросы), в которой опровергались ложные взгляды и теории, имевшиеся у некоторых групп буддистов.
The teaching approved and accepted by this Council was known as Theravada. То учение, которое было принято и одобрено на этом соборе, стало известно под именем Тхеравада (в переводе "учение старейших").
The Abhidhamma Pitaka was included at this Council. Здесь же в неё была включена и Абхидхамма Питака.
After the Third Council, Asoka's son, Ven. Mahinda, brought the Tripitaka to Sri Lanka, along with the commentaries that were recited at the Third Council. На соборе Дхамма была поделена на части, каждая из которых была закреплена за отдельным старейшиной и его учениками, с той целью, чтобы они зафиксировали её в своей памяти.
The texts brought to Sri Lanka were preserved until today without losing a page. Эти тексты, переданные на Шри-Ланку, дошли до наших дней в полном объёме.
The texts were written in Pali which was based on the Magadhi language spoken by the Buddha. Они были записаны на языке пали. Этот язык произошёл от языка Магадхи, которым говорил Будда.
There was nothing known as Mahayana at that time. Понятия Махаяна в это время не существовало.
Coming of Mahayana Появление Махаяны
Between the 1st Century B.C. to the 1st Century A.D., the two terms Mahayana and Hinayana appeared in the Saddharma Pundarika Sutra or the Sutra of the Lotus of the Good Law. Приблизительно между первым веком до н.э. и 1 веком н.э. в Лотосовой Сутре (Саддхарма Пундарика Сутра) появляются термины Махаяна и Хинаяна.
About the 2nd Century A.D. Mahayana became clearly defined. Около 2 века нашей эры термин Махаяна получил строгое определение.
Nagarjuna developed the Mahayana philosophy of Sunyata and proved that everything is Void in a small text called Madhyamika-karika. Нагарджуна разработал махаянскую философию Шуньяты и в своём труде Мадхямика-карика показал, что всё сущее "пусто".
About the 4th Century, there were Asanga and Vasubandhu who wrote enormous amount of works on Mahayana. Около 4 века н.э. Асанга и Васубандху написали значительное количество материалов, принадлежащих к буддизму Махаяны.
After the 1st Century AD., the Mahayanists took a definite stand and only then the terms of Mahayana and Hinayana were introduced. После первого века н.э. практикующие Махаяну чётко определили свою позицию и только тогда появились термины Махаяна и Хинаяна.
We must not confuse Hinayana with Theravada because the terms are not synonymous. Не следует считать термины Хинаяна и Тхеравада синонимами.
Theravada Buddhism went to Sri Lanka during the 3rd Century B.C. when there was no Mahayana at all. Буддизм Тхеравады пришёл на Шри-Ланку в 3 веке до н.э., когда никакой Махаяны ещё не существовало.
Hinayana sects developed in India and had an existence independent from the form of Buddhism existing in Sri Lanka. Школы Хинаяны существовали в Индии совершенно независимо от ланкийских.
Today there is no Hinayana sect in existence anywhere in the world. Сейчас в мире нет ни одной школы Хинаяны.
Therefore, in 1950 the World Fellowship of Buddhists inaugurated in Colombo unanimously decided that the term Hinayana should be dropped when referring to Buddhism existing today in Sri Lanka, Thailand, Burma, Cambodia, Laos, etc. По этой причины в 1950 году Всемирное Братство буддистов, собравшееся в Коломбо, единогласно решило, что термин "Хинаяна" не должен более использоваться в отношении буддизма, существующего ныне на Шри-Ланке, в Тайланде, Бирме, Камбодже, Лаосе и в других странах.
This is the brief history of Theravada, Mahayana and Hinayana. Такова краткая история Тхеравады, Махаяны и Хинаяны.
Mahayana and Theravada Махаяна и Тхеравада
Now, what is the difference between Mahayana and Theravada? Так в чём же разница между Махаяной и Тхеравадой?
I have studied Mahayana for many years and the more I study it, the more I find there is hardly any difference between Theravada and Mahayana with regard to the fundamental teachings. Я много лет изучал философию Махаяны и чем больше изучаю, тем меньше нахожу различий между Махаяной и Хинаяной в отношении основ учения.
- Both accept Sakyamuni Buddha as the Teacher. И там и там Будда Сакьямуни признаётся учителем
- The Four Noble Truths are exactly the same in both schools. Четыре благородные истины аналогичны в обеих школах
- The Eightfold Path is exactly the same in both schools. Восьмеричный Благородный Путь совпадает в обеих школах
- The Paticca-samuppada or the Dependent Origination is the same in both schools. Учение о обусловленном возникновении (paṭicca samuppāda) одинаково
- Both rejected the idea of a supreme being who created and governed this world. Отвергается идея о высшем существе, которое создало мир и правит им
- Both accept Anicca, Dukkha, Anatta and Sila, Samadhi, Panna without any difference. Принимается учение об изменчивости, страдании и безличности (anicca, dukkha, anattā) и нравственности, сосредоточении и мудрости (sīla, samādhi, paññā) без расхождений.
These are the most important teachings of the Buddha and they are all accepted by both schools without question. Это важнейшие учения Будды и все они принимаются обеими школами без возражений.
There are also some points where they differ. Но по некоторым вопросам есть и расхождения.
An obvious one is the Bodhisattva ideal. Наиболее очевидным является отношение к идеалу Бодхисаттвы.
Many people say that Mahayana is for the Bodhisattvahood which leads to Buddhahood while Theravada is for Arahantship. Многие говорят, что практика Махаяны ведёт по пути Бодхисаттвы, а практика Тхеравады - к состоянию Араханта.
I must point out that the Buddha was also an Arahant. Здесь нужно отметить, что Будда одновременно является Арахантом.
Pacceka Buddha is also an Arahant. Самостоятельно пробудившийся Будда (паччекабудда) тоже является Арахантом.
A disciple can also be an Arahant. Последователь Будды также может достичь состояния Араханта.
The Mahayana texts never use the term Arahant-yana, Arahant Vehicle. В текстах Махаяны нигде не используется термин "Колесница Арахантов" (Арахант-яна).
They used three terms: Bodhisattvayana, Prateka-Buddhayana, and Sravakayana. Там используются следующие три термина: Бодхисаттваяна, Пратьекабуддаяна и Шравакаяна.
In the Theravada tradition these three are called Bodhis. В традиции Тхеравада для обозначения того же самого используется термин "бодхи".
Some people imagine that Theravada is selfish because it teaches that people should seek their own salvation. Некоторые люди считают, что Тхеравада проповедует эгоистичный путь, потому что она учит людей стремиться к своему собственному спасению.
But how can a selfish person gain Enlightenment? Но как эгоист может достичть Просветления?
Both schools accept the three Yanas or Bodhis but consider the Bodhisattva ideal as the highest. Обе школы согласны с тремя Янами или тремя Бодхи и считают идеал Бодхисаттвы наивысшим.
The Mahayana has created many mystical Bodhisattvas while the Theravada considers a Bodhisattva as a man amongst us who devotes his entire life for the attainment of perfection, ultimately becoming a fully Enlightened Buddha for the welfare of the world, for the happiness of the world. В учении Махаяны упоминается множество мистических Бодхисаттв, а в Тхераваде бодхисаттвой называется человек, такой же как и мы с вами, который посвящает всю свою жизнь достижению совершенства. Он стремится в конечном итоге стать в совершенстве пробудившимся Буддой, на благо и счастье мира.
Three Types of Buddhahood Три типа состояния Будды
There are three types of Buddhahood: the Samma Sambuddha who gains full Enlightenment by his own effort, the Pacceka Buddha who has lesser qualities than the Samma Sambuddha, and the Savaka Buddha who is an Arahant disciple. Есть три типа состояния Будды: Самма Самбудда, который достигает полного Пробуждения своими собственными силами, Паччекабудда, качества которого уступают Самма Самбудде, и Савака Будда, который достиг состояния Араханта, практикуя учение Будды.
The attainment of Nibbana between the three types of Buddhahood is exactly the same. Достижение Ниббаны у всех трёх типов аналогично.
The only difference is that the Samma Sambuddha has many more qualities and capacities than the other two. Разница только в том, что Самма Самбудда имеет гораздо больше выдающихся качеств и способностей, чем другие два.
Some people think that Voidness or Sunyata discussed by Nagarjuna is purely a Mahayana teaching. Некоторые считают, что "пустота" или Шуньята, упоминаемая Нагарджуной – это чисто учение Махаяны.
It is based on the idea of Anatta or non-self, on the Paticcasamuppada or the Dependent Origination, found in the original Theravada Pali texts. Оно основывается на учении о "безличности" (anattā) и на обусловленном возникновении (paṭicca samuppāda) из палийских текстов [Тхеравады].
Once Ananda asked the Buddha, "People say the word Sunya. What is Sunya?" Однажды Ананда спросил Будду: "Люди говорят слово "пустота" (suñña). Что оно означает?".
The Buddha replied, "Ananda, there is no self, nor anything pertaining to self in this world. Будда ответил: "Ананда, в этом мире нет субъекта опыта и нет ничего, относящегося к нему.
Therefore, the world is empty." Поэтому мир "пуст"."
This idea was taken by Nagarjuna when he wrote his remarkable book, "Madhyamika Karika". Это учение было использовано Нагарджуной при написании труда "Мадхьямика Карика".
Besides the idea of Sunyata is the concept of the store-consciousness in Mahayana Buddhism which has its seed in the Theravada texts. За идеей Шуньяты стоит учение буддизма Махаяны о "сознании-вместилище" (санскр. alaya-vijñana), истоки которого имеются и в текстах Тхеравады.
The Mahayanists have developed it into a deep psychology and philosophy. Последователи Махаяны выработали на этой основе глубокую философию и психологию.
Оглавление

Редакция перевода от 28.09.2017 22:50