Буддизм Тхеравады и буддизм Махаяны

Опубликовано khantibalo от 15 июля, 2009 - 19:54
Оглавление
Перевод Таблица Оригинал
Буддизм Тхеравады и буддизм Махаяны
досточтимый Валпола Рахула

Давайте рассмотрим вопрос, который часто задают многие люди: в чём разница между буддизмом Махаяны и буддизмом Тхеравады? Для тщательного рассмотрения этого вопроса, обратимся к истории буддизма и проследим появление и развитие обеих школ.

Будда Сакьямуни родился в 6 веке до нашей эры. Он достиг Пробуждения в 35 лет и вплоть до своего окончательного освобождения (смерти) занимался обучением последователей и распространением своего знания. Будда был одним из самых энергичных среди всех когда-либо живших людей. В течение 45 лет он учил почти круглосуточно, затрачивая на сон всего около двух часов в сутки.

Будда разговаривал со всеми людьми – будь то правители и их приближённые, брамины, крестьяне, нищие, образованные и простые люди. Его наставления соответствовали опыту, степени понимания и духовной вместимости тех, кто слушал. То, чему Будда учил, называется "Будда вачана" – слово Будды. В то время ещё не существовало понятий "Тхеравада" или "Махаяна".

Основав общину монахов и монахинь, Будда ввёл для этих людей правила дисциплины, называемые Виная. Остальные учения называются "Дхамма", и в неё входят лекции на различные темы, прочитанные монахам, монахиням и мирским последователям.

Первый собор

Через три месяца после смерти Будды, его непосредственные ученики собрали совет в Раджагахе. Возглавлял совет самый старший и уважаемый монах Махакассапа. Также там присутствовали два последователя Будды, один из которых специализировался в Дхамме, а другой – в Винае. Первый – это Ананда, ближайший соратник и ученик Будды, находившийся рядом с ним в течение 25 лет. Ананда обладал замечательной памятью и был способен повторить всё, что говорил Будда. В Винае специализировался ученик по имени Упали, который помнил все правила.

На первом соборе были произнесены вслух только два раздела учения – Дхамма и Виная. Что касается Дхаммы (и Абхидхаммы), то в отношении её расхождений среди учеников не было. Однако по монашеским правилам были определённые обсуждения. Незадолго до смерти, Будда сказал Ананде, что если Сангха пожелает внести изменения в некоторые второстепенные правила, то она может сделать это. Но Ананда был так подавлен горем, узнав о скором уходе Будды, что не спросил учителя, какие правила можно считать второстепенными, а какие нет. Участники собора не смогли сами прийти к соглашению на предмет того, какие правила второстепенны. В конце концов дост. Махакассапа решил, что ни одно из правил, введённых Буддой не должно быть изменено и что новые правила также вводить не следует. На этот счёт не было никаких разъяснений, кроме такого высказывания дост. Махакассапы: "Если бы мы изменили правила, то люди начнут говорить, что ученики почтенного Готамы изменили правила еще до того, как погас его погребальный костёр".

На соборе Дхамма была поделена на части, каждая из которых была закреплена за отдельным старейшиной и его учениками, с той целью, чтобы они зафиксировали её в своей памяти. С тех пор Учение передавалось устно от учителя к ученику. Ежедневно группы людей произносили вслух запомненные ими учения для сверки друг с другом, чтобы не было никаких изменений и добавлений. Историки сходятся во мнении, что устная традиция передачи более надёжна, нежели чем запись одним человеком по памяти по прошествии нескольких лет после самого события. Комментарий

Второй собор

Сто лет спустя собрался второй собор для обсуждения некоторых правил Винаи. Через три месяца после смерти Будды не было никакой необходимости вносить изменения в правила дисциплины, потому что за это время в обществе не произошло значительных политических, экономических или социальных изменений. Но через сто лет после этого, некоторые монахи сочли необходимым изменить некоторые второстепенные правила. Другие же монахи заявили, что не следует ничего менять. В результате те, кто настаивал на внесении изменений, покинули совет и создали Махасангхику – "большую общину". Хотя она и называлась Махасангхикой, но названия Махаяна тогда ещё не существовало. На втором соборе обсуждались только вопросы, касающиеся Винаи, а в отношении Дхаммы никаких разногласий не отмечалось.

Третий собор

В третьем веке до нашей эры, во время правления императора Ашоки, был созван третий совет для рассмотрений различий в точках зрения монахов из разных буддийских школ. На этом соборе различия обнаружились не только в понимании Винаи, но и в Дхамме. По завершении собора его председатель Могалипутта Тисса составил книгу под названием "Катхаваттху" (спорные вопросы), в которой опровергались ложные взгляды и теории, имевшиеся у некоторых групп буддистов. То учение, которое было принято и одобрено на этом соборе, стало известно под именем Тхеравада (в переводе "учение старейших"). Здесь же в неё была включена и Абхидхамма Питака.

На соборе Дхамма была поделена на части, каждая из которых была закреплена за отдельным старейшиной и его учениками, с той целью, чтобы они зафиксировали её в своей памяти. Эти тексты, переданные на Шри-Ланку, дошли до наших дней в полном объёме. Они были записаны на языке пали. Этот язык произошёл от языка Магадхи, которым говорил Будда. Понятия Махаяна в это время не существовало.

Появление Махаяны

Приблизительно между первым веком до н.э. и 1 веком н.э. в Лотосовой Сутре (Саддхарма Пундарика Сутра) появляются термины Махаяна и Хинаяна.

Около 2 века нашей эры термин Махаяна получил строгое определение. Нагарджуна разработал махаянскую философию Шуньяты и в своём труде Мадхямика-карика показал, что всё сущее "пусто". Около 4 века н.э. Асанга и Васубандху написали значительное количество материалов, принадлежащих к буддизму Махаяны. После первого века н.э. практикующие Махаяну чётко определили свою позицию и только тогда появились термины Махаяна и Хинаяна.

Не следует считать термины Хинаяна и Тхеравада синонимами. Буддизм Тхеравады пришёл на Шри-Ланку в 3 веке до н.э., когда никакой Махаяны ещё не существовало. Школы Хинаяны существовали в Индии совершенно независимо от ланкийских. Сейчас в мире нет ни одной школы Хинаяны. По этой причины в 1950 году Всемирное Братство буддистов, собравшееся в Коломбо, единогласно решило, что термин "Хинаяна" не должен более использоваться в отношении буддизма, существующего ныне на Шри-Ланке, в Тайланде, Бирме, Камбодже, Лаосе и в других странах. Такова краткая история Тхеравады, Махаяны и Хинаяны.

Махаяна и Тхеравада

Так в чём же разница между Махаяной и Тхеравадой?

Я много лет изучал философию Махаяны и чем больше изучаю, тем меньше нахожу различий между Махаяной и Хинаяной в отношении основ учения.

  • И там и там Будда Сакьямуни признаётся учителем
  • Четыре благородные истины аналогичны в обеих школах
  • Восьмеричный Благородный Путь совпадает в обеих школах
  • Учение о обусловленном возникновении (paṭicca samuppāda) одинаково
  • Отвергается идея о высшем существе, которое создало мир и правит им
  • Принимается учение об изменчивости, страдании и безличности (anicca, dukkha, anattā) и нравственности, сосредоточении и мудрости (sīla, samādhi, paññā) без расхождений.

Это важнейшие учения Будды и все они принимаются обеими школами без возражений.

Но по некоторым вопросам есть и расхождения. Наиболее очевидным является отношение к идеалу Бодхисаттвы. Многие говорят, что практика Махаяны ведёт по пути Бодхисаттвы, а практика Тхеравады - к состоянию Араханта. Здесь нужно отметить, что Будда одновременно является Арахантом. Самостоятельно пробудившийся Будда (паччекабудда) тоже является Арахантом. Последователь Будды также может достичь состояния Араханта. В текстах Махаяны нигде не используется термин "Колесница Арахантов" (Арахант-яна). Там используются следующие три термина: Бодхисаттваяна, Пратьекабуддаяна и Шравакаяна. В традиции Тхеравада для обозначения того же самого используется термин "бодхи".

Некоторые люди считают, что Тхеравада проповедует эгоистичный путь, потому что она учит людей стремиться к своему собственному спасению. Но как эгоист может достичть Просветления? Обе школы согласны с тремя Янами или тремя Бодхи и считают идеал Бодхисаттвы наивысшим. В учении Махаяны упоминается множество мистических Бодхисаттв, а в Тхераваде бодхисаттвой называется человек, такой же как и мы с вами, который посвящает всю свою жизнь достижению совершенства. Он стремится в конечном итоге стать в совершенстве пробудившимся Буддой, на благо и счастье мира.

Три типа состояния Будды

Есть три типа состояния Будды: Самма Самбудда, который достигает полного Пробуждения своими собственными силами, Паччекабудда, качества которого уступают Самма Самбудде, и Савака Будда, который достиг состояния Араханта, практикуя учение Будды. Достижение Ниббаны у всех трёх типов аналогично. Разница только в том, что Самма Самбудда имеет гораздо больше выдающихся качеств и способностей, чем другие два.

Некоторые считают, что "пустота" или Шуньята, упоминаемая Нагарджуной – это чисто учение Махаяны. Оно основывается на учении о "безличности" (anattā) и на обусловленном возникновении (paṭicca samuppāda) из палийских текстов [Тхеравады]. Однажды Ананда спросил Будду: "Люди говорят слово "пустота" (suñña). Что оно означает?". Будда ответил: "Ананда, в этом мире нет субъекта опыта и нет ничего, относящегося к нему. Поэтому мир "пуст"." Это учение было использовано Нагарджуной при написании труда "Мадхьямика Карика". За идеей Шуньяты стоит учение буддизма Махаяны о "сознании-вместилище" (санскр. alaya-vijñana), истоки которого имеются и в текстах Тхеравады. Последователи Махаяны выработали на этой основе глубокую философию и психологию.

Оглавление

Редакция перевода от 28.09.2017 22:50