Наставление Гиримананде - girimānandasuttaṃ (MP108) (АН 10.60 — PTS A 5.108)

Опубликовано khantibalo от 13 ноября, 2014 - 22:08

Будда объясняет темы медитации, исцеляющие ум и тело. Силами Московской общины Тхеравады также была переведена брошюра с комментарием к этому глубокому наставлению Будды.

<<Назад
Сутта о пользе дружелюбия - mettānisaṃsa suttaṃ (АН 11.2.5 — PTS A 5.342).
Оглавление Далее>>
Благодарность (АН 2:33-34) (PTS A 1.61)
Перевод Таблица Оригинал
Наставление Гиримананде

Так я слышал: однажды Благословенный находился недалеко от Саваттхи, в роще Джеты, в монастыре Анатхапиндики. И в то время почтенный Гиримананда был поражён недугом, страдал и болезнь его была серьёзна. Тогда почтенный Ананда пошел к Благословенному, придя к нему, он поклонился и сел в одной стороне. Сидя в одной стороне, он обратился к Благословенному с такими словами:

"Почтенный, досточтимый Гиримананда поражён недугом, страдает, тяжело болеет. Было бы хорошо, если бы Благословенный навестил досточтимого Гиримананду из сострадания к нему".
"Ананда, если ты сам пойдёшь к монаху Гиримананде и расскажешь ему о десяти распознаваниях, то, возможно, когда монах Гиримананда выслушает о десяти распознаваниях - его недуг отступит.

Каковы эти десять? Распознавание изменчивости, распознавание безличности, распознавание непривлекательности, распознавание опасности, распознавание отбрасывания, распознавание затухания, распознавание прекращения, распознавание разочарования во всём мире, распознавание нежеланности всего конструированного, памятование о вдохе и выдохе. Комментарий

Что такое распознавание изменчивости? Здесь, Ананда, монах удаляется в лес, к подножию дерева или в безлюдное место и думает так: "Тело изменчиво, ощущение изменчиво, распознавание изменчиво, умственные конструкции изменчивы, сознание изменчиво". Так он пребывает в отслеживании изменчивости этих пяти присваиваемых совокупностей. Это, Ананда, называется распознаванием изменчивости.

Что такое распознавание безличности? Здесь, Ананда, монах удаляется в лес, к подножию дерева или в безлюдное место и думает так: "Зрение безлично, зрительные образы безличны; слух безличен, звуки безличны; обоняние безлично, запахи безличны; чувство вкуса безлично, вкусы безличны; осязание безлично, осязаемые объекты безличны; рассудок безличен, понятия безличны". Так он пребывает в отслеживании безличности шести внутренних и внешних сфер чувств. Это, Ананда, называется распознаванием безличности.

Что такое распознавание непривлекательности? Комментарий Здесь, Ананда, монах размышляет над самим этим покрытым кожей и заключающим в себе множество нечистот теле, снизу вверх, начиная со стоп, и сверху вниз, начиная с волос головы, думая следующим образом: "В этом теле есть волосы головы, волосы тела, ногти, зубы, кожа, плоть, сухожилия, кости, костный мозг, почки, сердце, печень, диафрагма, селезёнка, лёгкие, кишки, брыжейка, содержимое желудка, фекалии, желчь, слизь, гной, кровь, пот, жир, слезы, смазка, слюна, носовая слизь, синовиальная жидкость, моча". Комментарий Так он пребывает в отслеживании непривлекательности своего тела. Это, Ананда, называется распознаванием непривлекательности.

Что такое распознавание опасности? Здесь, Ананда, монах удаляется в лес, к подножию дерева или в безлюдное место и думает так: "В этом теле много страданий, много опасностей. Комментарий Ведь в этом теле возникают разнообразные болезни, а именно: болезни глаз, болезни ушей, болезни носа, болезни языка, болезни тела, болезни головы, болезни уха, болезни рта, болезни зубов, кашель, астма, простуда, изжога, лихорадка, боль в животе, обмороки, дизентерия, грипп, холера, проказа, фурункулы, стригущий лишай, туберкулёз, эпилепсия, зуд, чесотка, псориаз, желтуха, диабет, геморрой, свищи, язвы; болезни, происходящие от желчи, от слизи, от элемента вибрации (ветра), от сочетания телесных жидкостей, от смены климата, от непривычной деятельности, от насилия, от результатов каммы; озноб, жар, голод, жажда, дефекация, мочеиспускание." Комментарий Так он пребывает в отслеживании опасностей, грозящих его телу. Это, Ананда, называется распознаванием опасности.

Что такое распознавание отбрасывания? Здесь, Ананда, монах не терпит возникшей мысли желания чувственных удовольствий. Он отбрасывает её, уничтожает её, рассеивает её и искореняет её. [Монах] не терпит возникшей недоброжелательной мысли. Он отбрасывает её, уничтожает её, рассеивает её, и искореняет её. [Монах] не терпит возникшей жестокой мысли. Он отбрасывает её, уничтожает её, рассеивает её, и искореняет её. Комментарий [Монах] не терпит возникших дурных и неблаготворных способов умственного поведения. Он отбрасывает их, уничтожает их, рассеивает их, и искореняет их. Комментарий Это, Ананда, называется распознаванием отбрасывания.

Что такое распознавание затухания? Здесь, Ананда, монах удаляется в лес, к подножию дерева или в безлюдное место и думает так: "Это умиротворённое, это возвышенное, а именно: успокоение всех волевых конструкций, оставление всех основ бывания, пресечение жажды, затухание, ниббана". Это, Ананда, называется распознаванием затухания.

Что такое распознавание прекращения? Здесь, Ананда, монах удаляется в лес, к подножию дерева или в пустое жилище и думает так: "Это умиротворённое, это возвышенное, а именно: успокоение всех волевых конструкций, оставление всех опор бывания, пресечение жажды, прекращение [страданий], ниббана". Комментарий Это, Ананда, называется распознаванием прекращения.

Что такое распознавание разочарования во всём мире? Здесь, Ананда, монах отказывается от любых озабоченностей и присвоений, предрассудков, предубеждений и предрасположенностей (adhiṭṭhāna+abhinivesa+anusayā) по отношению к миру, отрешившись он избегает их, не подхватывая [вновь]. Комментарий Это, Ананда, называется распознаванием разочарования во всём мире.

Что такое распознавание нежеланности всего конструированного? Комментарий Здесь, Ананда, монах испытывает ужас, досаду и отвращение по отношению ко всему конструированному. Это, Ананда, называется распознаванием нежеланности всего конструированного.

А что такое, Ананда, памятование о входе и выдохе? Здесь, Ананда, монах удаляется в лес, к подножию дерева или в безлюдное место, садится, скрещивает ноги, держит тело прямо и устанавливает точку памятования возле рта. Постоянно памятуя он вдыхает и памятуя он выдыхает. Комментарий
Делая длинный вдох, он распознает, что делает длинный вдох; делая длинный выдох, он распознает, что делает длинный выдох.
Делая короткий вдох, он распознает, что делает короткий вдох; делая короткий выдох, он распознает, что делает короткий выдох.
"Я буду вдыхать, чувствуя всё тело" - так он учится, "Я буду выдыхать, чувствуя всё тело" - так он учится.
"Я буду вдыхать, успокаивая процессы телесного конструирования" - так он учится, "Я буду выдыхать, успокаивая процессы телесного конструирования" - так он учится.
"Я буду вдыхать, ощущая восторг" - так он учится, "Я буду выдыхать, ощущая восторг" - так он учится.
"Я буду вдыхать, ощущая счастье" - так он учится, Комментарий "Я буду выдыхать, ощущая счастье" - так он учится.
"Я буду вдыхать, ощущая процессы умственного конструирования" - так он учится, "Я буду выдыхать, ощущая процессы умственного конструирования" - так он учится.
"Я буду вдыхать, успокаивая процессы умственного конструирования" - так он учится, "Я буду выдыхать, успокаивая процессы умственного конструирования" - так он учится.
"Я буду вдыхать, чувствуя ум" - так он учится, "Я буду выдыхать, чувствуя ум" - так он учится.
"Я буду вдыхать, удовлетворяя ум" - так он учится, "Я буду выдыхать, удовлетворяя ум" - так он учится.
"Я буду вдыхать, делая ум устойчивым" - так он учится, "Я буду выдыхать, делая ум устойчивым" - так он учится.
"Я буду вдыхать, освобождая ум" - так он учится, "Я буду выдыхать, освобождая ум" - так он учится.
"Я буду вдыхать, отслеживая изменчивость" - так он учится, "Я буду выдыхать, отслеживая изменчивость" - так он учится.
"Я буду вдыхать, отслеживая затухание" - так он учится, "Я буду выдыхать, отслеживая затухание" - так он учится.
"Я буду вдыхать, отслеживая прекращение" - так он учится, "Я буду выдыхать, отслеживая прекращение" - так он учится.
"Я буду вдыхать, отслеживая отрешение" - так он учится, "Я буду выдыхать, отслеживая отрешение" - так он учится.
Это, Ананда, называется памятованием о вдохе и выдохе.

Ананда, если ты сам пойдешь к монаху Гиримананде и расскажешь ему об этих десяти распознаваниях, то, возможно, когда монах Гиримананда выслушает об этих десяти распознаваниях - его недуг тут же отступит."

Тогда почтенный Ананда, услышав эти десять распознаваний от Благословенного, отправился к почтенному Гиримананде. Придя он пересказал почтенному Гиримананде эти десять распознаваний. Комментарий Когда почтенный Гиримананда выслушал эти десять распознаваний, его недуг тут же отступил. И почтенный Гиримананда выздоровел от своей болезни. Вот каким образом прошла болезнь почтенного Гиримананды. Комментарий

<<Назад
Сутта о пользе дружелюбия - mettānisaṃsa suttaṃ (АН 11.2.5 — PTS A 5.342).
Оглавление Далее>>
Благодарность (АН 2:33-34) (PTS A 1.61)

Редакция перевода от 22.11.2018 17:27

Комментарии