Наставление о характеристике безличности - anattalakkhaṇasuttaṃ (MP93) (СН 22.59 - PTS S 3.66)

Опубликовано khantibalo от 25 августа, 2014 - 23:07

Вторая проповедь Будды, в которой он объясняет 5 аскетам безличность 5 совокупностей. История её происхождения - в Махавагге виная питаки.

Материал переехал сюда: https://tipitaka.theravada.su/node/translation/2403

Комментарии

В сутте "шесть шестёрок" объясняется понятие безличности
http://www.theravada.su/node/1190

Публикации на английском на тему безличности
http://www.accesstoinsight.org/lib/authors/mendis/wheel268.html
http://www.accesstoinsight.org/lib/authors/thanissaro/selvesnotself.html
www.accesstoinsight.org/lib/authors/various/wheel202.html

в wheel202 подборка из СН на тему безличности
http://www.accesstoinsight.org/lib/authors/various/wheel202.html#extrac…

Необученный простолюдин считает (1) собой одну из пяти совокупностей, (2) себя обладающим ей, (3) её находящуюся в себе или (4) себя находящимся в ней.
http://tipitaka.theravada.su/view.php?ContentID=19876

В патисамбхидамагге приводятся примеры
http://tipitaka.theravada.su/view.php?NodeID=7312
1. когда человек видит пламя считает идентичными пламя и цвет: "то, что является пламенем, то цвет, что цвет, то пламя"
2. когда человек видит дерево и считает дерево и тень отдельными вещами, но дерево обладает тенью
3. когда человек видит цветок и считает цветок и запах разными, но цветок обладающим запахом
4. когда человек видит драгоценный камень в шкатулке и считая их разными, но камень содержится в шкатулке

http://tipitaka.theravada.su/view.php?NodeID=2390
Эти взгляды сопровождаются самомнением "я есть". Когда необразованный простолюдин сталкивается с тем, что испытывается в результате соприкосновения неведения, у него возникают мнения "я есть", "я это", "я буду", "меня не будет", "я буду обладать телом", "я буду бестелесным", "я будут иметь способность распознавания", "я буду нераспознающим", "я буду ни распознающим ни нераспознающим".

http://tipitaka.theravada.su/view.php?NodeID=2392
Самомнение принимает форму гордости (или комплекса неполноценности) когда в отношении 5 совокупностей появляются мнения: я лучше, я хуже, я не хуже.

Изменчивость и страдание являются очевидными характеристиками и они известны даже когда Будда отсутствует. Но характеристика безличности является тонкоуловимой и сложной и может быть объяснена только Буддой. И даже Будда объясняет её через изменчивость и страдание.