Предисловие

Опубликовано khantibalo от 31 августа, 2013 - 21:44
Оглавление Далее>>
Глава 1. Путь к прекращению страданий
Перевод Таблица Оригинал
Благородный восьмеричный путь: путь к прекращению страданий

Предисловие

Сущность учения Будды может быть выражена двумя принципами: Четыре благородные истины и Благородный восьмеричный путь. Первый принцип охватывает область доктрины и основной вызываемой им реакцией является понимание. Второй принцип охватывает сферу дисциплины, в широком смысле этого слова, и в первую очередь он взывает к практике. В структуре учения эти два принципа соединяются в неразрывную совокупность по имени "дхамма-виная" - доктрина и дисциплина, другими словами, Дхамма. Внутреннее единство Дхаммы гарантировано тем фактом, что последняя из Четырёх благородных истин, Истина Пути, представляет собой Благородный восьмеричный путь, в то время как первый фактор пути - правильный взгляд - представляет собой понимание Четырёх истин. Следовательно, два принципа взаимопроникают и включают в себя друг друга - формула Истин содержит Путь, Путь содержит Истины.

С учётом этого внутреннего единства бессмысленно задавать вопрос о том, какой аспект Дхаммы имеет большую ценность - учение или путь. Если мы всё же рискнём задать такой вопрос, то ответом будет путь. Путь занимает главенствующее место, поскольку именно он претворяет учение в жизнь человека. Путь преобразует Дхамму из собрания абстрактных формул в последовательно раскрывающееся понимание истины. Он предоставляет решение проблемы страдания, с которой начинается учение. И он же делает цель учения - освобождение от страданий - доступной нам в нашем собственном опыте и только там он принимает подлинный смысл.

Следование Благородному восьмеричному пути является вопросом практики, а не интеллектуального понимания, но дабы правильно следовать по нему, необходимо хорошо уяснить этот путь. Фактически, правильное понимание пути само по себе является частью практики. Это аспект правильного взгляда, первого фактора пути, предвестника и проводника для оставшейся его части. Следовательно, хотя первоначальный энтузиазм может подсказывать, что задачу интеллектуального понимания лучше отложить в сторону как утомительный и второстепенный элемент, зрелое рассмотрение раскрывает её неотъемлемую роль в деле достижения конечного успеха в практике.

Настоящая книга ставит своей целью помочь должному пониманию Благородного восьмеричного пути путём исследования его факторов и их составных частей, объясняя что конкретно в них включается. Я постарался быть насколько возможно краток, опираясь в процессе объяснения факторов пути на слова самого Будды из Сутта Питаки Палийского канона. Дабы помочь читателю, имеющему ограниченный доступ к первоисточникам, включая переводы, я старался по возможности ограничиться цитатами из книги "Слово Будды" дост. Ньянатилоки. В некоторых случаях позаимствованные оттуда фрагменты были немного отредактированы, дабы переводы терминов соответствовали принятым в моих публикациях. Для более глубокого объяснения смысла я иногда обращался к комментариям, особенно в рассмотрении сосредоточения и мудрости (Главы 7 и 8), где я опирался на Висуддхимаггу - обширную энциклопедическую работу, систематизирующую практику пути в подробной и целостной форме. Ограниченность объёма этой публикации препятствуют исчерпывающему рассмотрению каждого фактора. Дабы компенсировать этот недостаток я привёл в конце книги перечень рекомендуемой литературы, к которой читатель может обратиться за более подробным объяснением факторов пути. Однако для полного погружения в практику пути, особенно на высоких уровнях сосредоточения и прозрения, крайне полезным является контакт с квалифицированным учителем.

Бхиккху Бодхи

Оглавление Далее>>
Глава 1. Путь к прекращению страданий

Редакция перевода от 16.08.2014 00:55