<<Назад Из брошюры дост. Кхантипало |
Оглавление |
Далее>> Поездки |
Перевод | Таблица | Оригинал |
В буддийских странах существует распространённое мнение, что рукопожатие - традиционная западная форма приветствия - неприемлема для приветствия монахов. Идея здесь в том, что монах должен избегать любых физических контактов с женщинами. Поскольку, если у него в уме возникнет страстное желание, монах может совершить тяжкое нарушение, требующее официального собрания монашеской общины. По этой причине ясно, что рукопожатие не является подходящей формой приветствия монаха, если человек пригласил его из соображений знаний и опыта практики Учения, отсутствующих у него самого. Рукопожатие здесь не выразит желание учиться в той же мере, как это выражают традиционные жесты.
В общественном месте монаха традиционно приветствуют "жестом уважения" (añjali), складывая руки у груди, наклоняя голову и, иногда, туловище. То же самое используется при прощании. Данное положение рук в теистических религиях ассоциируется с молитвой, но его цель и смысл в буддийской традиции совершенно другой.
Будь у нас возможность, здесь можно было бы рассмотреть прямую и обратную связь между умственным (nāma) и материальным (rūpa). Ограничимся здесь тем, что есть определённые жесты и положения тела, которые ведут к возникновению, поддержанию и росту умелых умственных состояний и сосредоточения. Мы здесь рассмотрим два из них: "жест уважения" и "поклон пятью частями". Из них "жест уважения" используется для приветствия монахов на станциях, улицах, в зале или другом общественном месте. Степень оказываемого монаху уважения обычно вытекает из высоты, на которую поднимаются руки (от сердца до лба) и угла, на который склоняются голова и туловище. Однако к любой чрезмерной форме жеста уважения относятся отрицательно и она не поощряется, поскольку такое поведение выражает умственное напряжение совершающего его человека (являясь признаком лести, глупости, самомнения и т.п.). Сказанное также относится ко всем неполноправным монахам (саманерам) и молодым полноправным монахам при выражении почтения старшим членам общины. Также данный жест широко используется буддистами-мирянами для приветствия друг друга.
Нужно упомянуть ещё один момент, относящийся как к "жесту уважения", так и "поклону пятью частями", заключающийся в том, что акт почитания знающего учение Будды человека со стороны желающего научиться, совершается ради блага последнего. Хотя у западных людей могут возникнуть ассоциации с молитвой, часто предполагается, что данные совершаемые буддистами действия имеют смысл умилостивить объект почитания или производятся ради блага "принимающей стороны" (т.е. образа Будды или монаха). В реальности это совершенно не верно, поскольку даже сам Будда учил в своих проповедях: "Но также, монахи, если другие воздают хвалу мне, Учению или Общине, вы не должны на этом основании довольствоваться, радоваться или иметь приподнятое настроение... (поскольку, если это случится), оно может стать опасностью для вас самих (Брахмаджала сутта - ДН 1)."
Это особенно справедливо в отношении хороших монахов в наши дни, которые знают, что ум, увязший в желании хвалы и почёта, которые являются частью 8 условий этого мира, является также одним из признаков невежественного простолюдина, далёкого от идеала ученика благородных, к которому он стремится. Поэтому монах учит достоинствам "жеста уважения" и "поклона пятью частями", не потому, что желает таких действий в отношении себя, а потому что данное поведение является умелым способом поведения и увеличивает заслуги совершающих их людей. В известной строфе говорится, как заслуги увеличиваются четырьмя способами:
У того, кто почтителен
и постоянно почитает старших/достойных
возрастают 4 качества
долгая жизнь, красота, счастье, сила.
Дхаммапада, 109
Как монах "почитает ноги", склоняясь "пятью частями" перед своим наставником, учителем или другим старшим монахом, а также у алтарей и изображений Будды в храмах, так и миряне склоняются перед монахом, объясняющим им Учение. Они обычно совершают данный акт в относительно тихом и укрытом от посторонних глаз месте, таком как храм, жилище монаха, а также своё жилищё, куда они могут приглашать монахов для чтения лекций, декламации или принятия подношений. Почитая изображение Будды, своего учителя или других монахов одним из этих способов, они приучают своих детей поступать так же, с ранних лет закладывая чувство уважения, которое непременно принесёт хорошие плоды в будущем. Счастье и умиротворение заметно на лицах тех, кто внимательно совершает эти акты почтения. В конечном итоге, разве счастье не является признаком отсутствия умственного напряжения?
Однако некоторые миряне совершают данные акты невнимательно, забывая об их смысле и преимуществах. Но те, кто действительно стремятся продвигаться по пути, никогда не совершают данные действия неосознанно, вне зависимости от того, сколь часто им приходится приветствовать "жестом уважения" или "поклоном пятью частями".
На Западе, где данные традиции среди буддистов ещё не укоренились и где число монахов в любом случае небольшое, невнимательность вряд ли окажется препятствием, хотя есть другой аспект, заслуживающий небольшого упоминания. У некоторых людей сама практика склонения тела может вызывать чувство неприязни. Возможно они придерживаются какого-то ошибочного взгляда, вроде подсознательной черты, унаследованной от протестантизма (идолопоклонничество, преклонение перед идолами и т.п.). Вероятно её можно связать с вышеупомянутым взглядом, что объект почитания требует или ожидает поклонения или ему может сопутствовать некое воззрение, используемое в качестве вуали для прикрытия истинной причины возражения - гордости. Именно в голове содержатся глаза, уши, нос, рот, множество осязательных органов и нагромождение нервных тканей, называемых мозгом, и именно это положение дел мощно подпитывает идею эго. То, что эта высочайшая и великолепная часть тела должна быть опущена до земли к ногам другого человека, естественно вызовет умственное напряжение по отношению к объекту, возникающее из-за гордости и, возможно, чтобы завуалировать истинное положение дел: "Это не входит в нашу культуру", "Это лишь восточный обычай" и т.п.
В современном мире научились наиболее успешно стимулировать все умственные пороки человека. Из них порок гордости подпитывается утверждениями типа "Я не хуже других". Что касается совершенствования в практике учения Будды и монашеской дисциплины, то подобные идеи неприменимы и продвигается здесь скромный человек, а не тот, кто одеревенел от гордости и, следовательно, не может учиться. В тибетском тексте "деревья и вода" это выражается следующим образом: "Как ветви, унизанные хорошими плодами, склоняются под их весом, так и ум мудрого человека, наделённый всеми качествами, со смирением и спокойствием склоняется вниз, не ведая гордости. Но, как бесплодная ветвь дерева по своей природе стремится ввысь, так и голова надменного человека всегда поднята высоко, поскольку в его сердце нет скромности". Традиционный жест склонения тела является непревзойдённым средством в развитии скромности. Он называется поклоном "пятью частями", поскольку при его совершении пола касаются пять точек: (1) лоб, (2-3) два предплечья и (4-5) два колена.
В ответ на данный жест приветствия монахи на Шри Ланке обычно отвечают словами "sukhi hotu" (будьте счастливы), а в Таиланде "āyu vaṇṇo sukhaṃ balaṃ" (долгая жизнь, красота, счастье, сила). В нашем языке "будьте счастливы" выглядит вполне уместно, поскольку все виды практики Учения, несомненно, ведут к счастью.
Представленный здесь материал изложен лишь из тех соображений, чтобы миряне поняли что действительно приносит пользу, на основании того как этому учат монахов. Ни Будда ни какой-либо учитель в буддийской традиции никогда не предписывал обязательное совершение такого жеста в отношении монахов. На этот счёт нет какого-либо жёсткого правила, и аналогичный принцип индивидуального поведения применим и в буддийских странах, таких как Таиланд, как было и во времена самого Будды: "Подойдя к Будде некоторые поклонились ему и сели в стороне, некоторые вежливо поприветствовали его, и, обменявшись дружественными и учтивыми словами, сели в стороне, некоторые поприветствовали Будду "жестом уважения" и сели в стороне, некоторые назвали своё личное и родовое имя и сели в стороне, а некоторые ничего не сказав сели в стороне." Но в комментарии к этому распространённому в суттах фрагменту весьма чётко объясняется, что люди, смиренно поприветствовавшие учителя, получили наибольшее благо, в то время как умы людей, ничего не сказавших и севших в стороне были захвачены гордостью, ложными взглядами и прочим.
По мнению автора, информация, представленная в этой и других частях книги, редко появляется в других изданиях. Однако в странах Востока это обычное поведение, не требующее особого объяснения, поскольку люди находятся в постоянном контакте с живой традицией. Если и когда читатели установят непосредственный контакт с реальной буддийской традицией, данная информация будет также им полезна.
<<Назад Из брошюры дост. Кхантипало |
Оглавление |
Далее>> Поездки |
Редакция перевода от 21.01.2017 23:04
- Оставить комментарий
- 11492 просмотра