Запретная тема. Христианский взгляд. Светский взгляд. Буддийский взгляд.

Опубликовано khantibalo от
Оглавление Далее>>
Вера в вечную жизнь и в полное уничтожение. Вытеснение страха смерти и его последствия. Буддист и смерть.
Перевод Таблица Оригинал

Запретная тема

(Примечание: Сейчас всё ещё широко распространено мнение, что любая вера в жизнь после смерти "ненаучна". Дабы оспорить подобные утверждения, в конце этой брошюры представлено приложение, где кратко рассматривается данный вопрос.)

Иногда говорят, что в настоящее время смерть заняла место секса как новой "запретной темы". Для большинства людей она является как раз тем, о чём они не считают нужным особо размышлять. Однако, если в жизни и есть что-то определённое, так это то, что все мы умрём, рано или поздно. Одно время существовал лозунг "миллионы ныне живущих не умрут", привлекший много сторонников, но всех тех, кто тогда его впервые услышал, уже нет в живых. Поэтому всем нам придётся столкнуться со смертью, нравится нам это или нет. И мы все знаем об этом, как бы мы не пытались забыть данный факт. Раз так, то давайте хотя бы ненадолго перестанем забывать его и посмотрим смерти прямо в глаза. Конечно, вполне возможна и другая ситуация, когда мы чрезмерно озабочены смертью. Есть люди, которых так сильно съедает страх смерти, что у них почти нет сил и энергии жить. В то же время, находятся и такие, для кого умирание и всё его окружающее и сопутствующее, обладает особым очарованием. Реалистичное отношение к смерти не означает одержимость ей. Здесь, как и в других аспектах, в буддизме учат срединному пути. Для тех, у кого возникла нездоровая озабоченность данной темой, он объясняет более здравое и сбалансированное отношение. Для тех, кто желает любой ценой избежать каких-либо мыслей на эту тему, Учение также может показать осмысленный подход. Страх смерти является неумелым состоянием ума, и для него, как и для других подобных состояний, в учении Будды можно найти лекарство. На Западе сейчас существует множество различных взглядов на смерть, и по этой причине многие люди наверняка находятся в недоумении, не зная во что верить. Но два основных взгляда можно считать преобладающими: традиционный христианский взгляд и современный светский. Традиционный христианский взгляд (имеющий множество различий в деталях в зависимости от конфессии и т.п.) утверждает о существовании жизни после смерти, в то время как современный светский взгляд отрицает её или как минимум серьёзно оспаривает.

Традиционный христианский взгляд на смерть

Его последователи считают, что у человека есть бессмертная душа, созданная богом. После смерти человек в какой-то форме получит вознаграждение или наказание за свои поступки в этой жизни. Короче говоря, праведники попадут в рай, а грешники - в ад. Рай и ад вечны. Разумеется, многие христиане, даже в значительной степени "традиционных" взглядов, испытывают на эту тему неловкость, особенно касаемо вечности пребывания в аду. Но данное учение до сих пор проповедуется многими общинами в той или иной форме, с определёнными оговорками или лазейками. Также стоит отметить, что данный взгляд подразумевает наличие бессмертной души только у человека, тогда как животные полностью уничтожаются в момент смерти. Немалому числу христиан, особенно живущим в Англии, это не нравится и они хотели бы на том свете воссоединиться со своими домашними животными. Опросы могут показать, что данный вопрос является подлинным камнем преткновения для большего числа людей, чем предполагается.

Современный светский взгляд на смерть

Сторонники данного взгляда, обычно называющие его "научным", считают, что человек - это такое же животное, как и все остальные, и в момент смерти тела он полностью уничтожается, что совпадает со взглядом на смерть животных в христианстве. В реальности это может быть частью непризнанного наследия христианского мышления. Христиане говорят: "У животных нет души". Атеисты продолжают эту фразу: "Человек - такое же животное, поэтому у него нет души". Современная биология, медицина, психология и другие науки склоняются к подчёркнутому (явно или неявно) принятию этого взгляда как само собой разумеющегося. Как уже было объяснено и будет показано далее, "научные" основания для этого взгляда являются по меньшей мере спорными. Но его приверженцами являются люди, имеющие значительный вес, и их обширную аудиторию формируют те, кто считает себя неспособным составить независимое мнение на данный счёт.

Буддийское отношение к смерти

Буддийское отношение к обоим этим взглядам состоит в том, что они рассматриваются как крайности, обе из которых в реальности неистинны. Первый взгляд в буддизме называется "вера в вечную жизнь" (sassatavāda), а второй - "вера в полное уничтожение" (uccedavāda). На самом деле в них обоих ошибка.

Описываемое в буддизме реальное положение дел можно хорошо понять, только если мы немного ознакомимся с буддийским взглядом на общую природу человека. Но прежде чем рассматривать эту тему (в той степени, которая относится к нашему предмету), полезно будет понять, как буддийский взгляд может быть ошибочно интерпретирован. Например, если мы скажем, что с буддийской точки зрения человек не отличается от животных в плане отсутствия у него "вечной души", то это очень напоминает светский взгляд. С другой стороны, если заметить, что в буддизме учат вознаграждению и наказанию, которые мы пожинаем после смерти за поступки в этой жизни, то это начинает напоминать традиционное христианское отношение. Если мы утверждаем, что оба тезиса правильны, то, может показаться, что в результате мы имеем противоречие, хотя на самом деле его нет. Эти ошибочные интерпретации буддийского подхода к смерти возникают из-за непонимания "обмана зрения", происходящего, когда срединная позиция рассматривается с точки зрения одной из крайностей. Если остров находится точно посередине реки, то с обоих берегов он кажется ближе к противоположному берегу, чем к наблюдателю. Только наблюдатель на самом острове может понять, что он равноудалён от обоих берегов. Для наблюдателя с крайне левой стороны, любая срединная позиция кажется ближе к правой, и наоборот. То же самое явление часто наблюдается в политике и других сферах жизни.

В данном случае, подлинный буддийский взгляд состоит в том, что безличный поток сознания течёт из жизни в жизнь, подталкиваемый неведением и жаждой. Хотя данный процесс является безличным, иллюзия личности не исчезает, что наблюдаемо и в этой жизни.

С точки зрения абсолютной истины не существует "бессмертной души", проявляющей себя в новых и новых телах, но в терминах относительной истины, которой нас обычно учат, есть "существо", которое перерождается. Дабы достичь Просветления необходимо достичь осознания ситуации как есть в соответствии с абсолютной истиной. Дабы столкнуться с проблемой смерти и начать понимать её, мы можем поначалу рассмотреть её с точки зрения "относительной истины", которая обычно правит нашей жизнью и справедлива в своей области. На текущий момент нам нужно напомнить себе, что это всего лишь "промежуточный" взгляд на вещи. В этой связи нам также стоит оговориться, что мы рассматриваем вопрос смерти в том плане, как она влияет на обычного человека, а не на того, кто достиг Просветления.

Поэтому мы можем сказать, что буддизм, полностью отвергая веру в уничтожение, частично согласен с верой в вечную жизнь, в части признания определённого рода жизни после смерти. Пока мы не будем рассматривать различия более подробно.

Оглавление Далее>>
Вера в вечную жизнь и в полное уничтожение. Вытеснение страха смерти и его последствия. Буддист и смерть.

Редакция перевода от 05.01.2015 15:18