<<Назад Другие миры |
Оглавление |
Далее>> Вера в богов |
Перевод | Таблица | Оригинал |
Буддийское понятие рая и ада
Мудрые сами создают себе рай, а глупцы помещают себя в ад в этой жизни и в следующей.
Буддийское понятие рая и ада сильно отличается от того, как об этом учат другие религии. В буддизме не считается, что пребывание в этих местах является вечным. Нелогично отправлять человека в вечный ад за его слабость, но вполне логично дать человеку как можно больше возможностей для самосовершенствования. С буддийской точки зрения, те, кто попали в ад, способны выправить положение благодаря использованию заслуг, накопленных в прошлом. Врата ада не заперты. Ад - это временное местопребывание и для попавших туда существ нет оснований страдать в нём вечно.
Учение Будды говорит, что рай и ад находятся не только за пределами этого мира, но они есть и в самом нашем мире.
Таким образом, буддийское понимание ада и рая весьма логично.
В Патала Сутте (СН 35.4) Будда сказал "Когда обычный невежественный человек заявляет, что ад (patala) находится под океаном, то его утверждение является ложным и безосновательным.
Слово "ад" обозначает болезненные ощущения."
Идея о том, что для ада и рая отведены какие-то особые миры, или что они созданы богом, неприемлема с буддийской точки зрения.
Огонь ада в этом мире горячее огня любого ада в будущих жизнях.
Никакой огонь не сравнится со злостью, страстью, жадностью и неведением.
В соответствии с учением Будды, мы сгораем от одиннадцати видов физической боли и страданий на умственном уровне: страсти, ненависти, иллюзий, болезней, старости, смерти, волнений, стенаний, боли (на физическом и умственном уровне), меланхолии и печали.
Огнём некоторых из этих пороков своего ума люди могут испепелить весь мир.
С буддийской точки зрения, наиболее простой способ указать местоположение ада и рая таков: там, где больше страданий, в этом ли мире или в другом – это место и будет адом для тех, кто страдает.
Там, где больше удовольствий или счастья, будь то в этом мире или в других мирах – это и будет рай для тех, кто наслаждается жизнью, пребывая в этих конкретных условиях.
Однако, так как мир людей - это смесь страданий и счастья, люди испытывают и то и другое и способны осознать истинную природу жизни.
Но во многих других мирах у существ гораздо меньше возможностей для такого осознания.
В одних мирах страданий больше, чем удовольствий, а в других - удовольствий больше чем страданий.
Буддисты считают, что после смерти перерождение может произойти на любом из возможных уровней существования. Мир, в котором произойдёт перерождение, определяется последней мыслью, возникающей у человека в момент смерти. Эта последняя мысль зависит от поступков человека в этой или предыдущих жизнях. Следовательно, если последняя мысль отражает благой поступок, то перерождение будет в счастливом мире. Но это состояние временно и когда оно подошло к концу, то должна начаться новая жизнь, которую определит другая преобладающая на тот момент кармическая энергия, скрытая в подсознании и ожидающая подходящих условий для своего действия. Это очень похоже на семя, которое ждёт солнца и дождя, чтобы прорасти. Возобновляемый процесс перерождений идёт бесконечно долго до тех пор, пока существо не приходит к "Правильному пониманию" и принимает твёрдое решение следовать благородному Пути, приводящему к высшему счастью Ниббаны. Рай - это временное место пребывания, в котором те, кто совершали хорошие поступки, долгое время наслаждаются всевозможными чувственными удовольствиями. Ад - это другое временное место, в котором те, кто совершал плохие поступки, испытывают страдания на умственном и физическом уровне. Нет причин считать, что пребывание в этих мирах вечно. За идеей рая и ада не скрывается никакой бог. Абсолютно каждое существо испытывает страдания или удовольствия как результат плохой и хорошей кармы [соответственно]. Последователи буддизма никогда не пытались распространять своё учение, пугая людей адским огнём или заманивая их райской жизнью. Главная цель буддистов - это развитие хороших качеств и духовное совершенствование. Они могут исповедовать свою религию, не ставя себе целью попадание в рай и не развивая страх перед адом. Их долг - вести праведную жизнь, развивая хорошие качества и спокойствие ума.
<<Назад Другие миры |
Оглавление |
Далее>> Вера в богов |
Редакция перевода от 01.07.2015 20:17
- Оставить комментарий
- 13664 просмотра