Лишение жизни из сострадания

Опубликовано khantibalo от 8 апреля, 2007 - 19:18
<<Назад
Может ли буддист служить в армии?
Оглавление Далее>>
Часть 6. Этот мир и другие миры
Перевод Таблица Оригинал

Лишение жизни из сострадания Комментарий

Лишение жизни и сострадание несовместимы.

В соответствии с учением Будды, лишение жизни из сострадания не имеет оправдания. Эти два понятия несовместимы. Некоторые усыпляют своих домашних животных, на том основании, что не хотят видеть, как животные страдают. Однако, если эвтаназия допустима в отношении домашних и других животных, то почему люди так колеблются применять её для своих близких?

Некоторые владельцы животных, увидев, как их собака или кошка страдает от заболевания кожи, отводят её на усыпление. Они называют это уколом милосердия. На самом деле они усыпляют животных не из-за жалости, а для собственной безопасности и чтобы избавиться от ужасного зрелища. Но даже если им действительно жалко страдающее животное, у человека всё равно нет прав лишать его жизни. Неважно насколько искренни чувства человека, усыпление является неправильным подходом. Хотя последствия такого лишения жизни отличаются от последствий убийства животных из ненависти, у буддистов нет оснований утверждать, что этот или какой-то другой вид убийства оправдан.

Некоторые пытаются оправдать данный поступок при помощи ошибочного представления, что раз само намерение благое - то и поступок считается хорошим. Они заявляют, что усыпляют домашнее животное, стараясь освободить несчастное существо от страданий, и поэтому такое действие является хорошим поступком. Нет никаких сомнений, что изначальное намерение или мотив является благим. Но такое убийство, происходящее от мыслей, основанных на заблуждении, требует определенного уровня жестокости и чёрствости, что обязательно вызовет плохие последствия.

Если люди начнут избегать усыпления животных, это создаст неудобства для многих. И, тем не менее, буддийское учение не может оправдать подобное лишение жизни и счесть его не порождающим абсолютно никакой плохой кармы. Однако, следует добавить, что убийство, при котором не испытываешь корысти, ненависти или злости, порождает меньше плохих последствий, чем то, которое совершается в результате сильной злости или ревности.

Нужно помнить, что живое существо (человек или животное) страдает из-за собственной плохой кармы. Если благодаря усыплению животного мы препятствуем действию плохой кармы, этот долг ему всё равно придётся оплатить в другой жизни. Всё, что мы, как буддисты можем сделать - это помочь существам уменьшить боль страданий.

Убийство для самозащиты

Будда учил всех воздерживаться от убийства. Если каждый следует этому совету, то живые существа не убивали бы друг друга. В случае, когда имеется угроза жизни, Будда учит, что и тогда не рекомендуется убивать ради самозащиты. Оружие для самозащиты - это доброжелательность. Тот, кто развивает это качество, крайне редко сталкивается с подобным несчастьем. Однако, люди настолько ценят свою жизнь, что они не готовы пожертвовать собой. В реальной ситуации большинство людей будут стараться защитить свою жизнь. Для каждого живого существа естественно бороться и нападать на других для самозащиты, но кармический эффект агрессии зависит от намерения. Если человек в борьбе за свою жизнь убивает нападавшего, не имея изначального намерения лишать его жизни, то он не создаёт плохой кармы убийства. С другой стороны, если при любых условиях он убивает человека, изначально имея намерение убить, то он не избежит кармической реакции и ему придётся столкнуться с плохими последствиями. Следует помнить, что лишение жизни есть лишение жизни; когда мы не одобряем его, мы говорим "убийство". Когда человека наказывают за убийство, мы говорим "высшая мера наказания". Когда противник убивает наших солдат, мы говорим "резня". Когда мы одобряем лишение жизни, мы называем его войной. Но если убрать из этих слов эмоциональную составляющую, то становится ясно, что лишение жизни остаётся лишением жизни.

В последние годы многие учёные и некоторые проповедники стали использовать слова "гуманное убийство", "эвтаназия", "укол милосердия", и другие, чтобы оправдать этот поступок. Они утверждают, что если жертва не испытывает боли, если скальпель острый, то убийство оправдано. Буддизм никогда не согласится с этими аргументами, потому что неважно, как оно происходит, а важен сам факт прерывания жизни существа неестественным путём. Ни у кого нет права поступать так по какой бы то ни было причине.

Буддийский взгляд на смертную казнь

Взгляд буддизма на смертную казнь совершенно ясен. Мы не только должны уважать законы той страны, в которой живём, но мы также должны строго соблюдать их.

Религию и закон можно считать двумя различными аспектами жизни. Буддийская религия учит человека быть добродетельным, творить добро и не совершать зла. Однако, раз это религия, то ни один из её последователей не имеет права наказывать тех, кто нарушил её предписания для совершения дурного поступка - кражи, изнасилования, убийства или распространения наркотиков. Любой буддист, кто решает игнорировать закон, совершая серьёзные преступления, будет наказан органами власти своей страны, а не религиозной организацией.

Будучи буддистами и людьми, мы переполнены сочувствия к страдающим людям, но само по себе сострадание не проникает в людей настолько, чтобы помочь им. Сострадание не может помочь наложить на человека ограничения, если он решил совершить противозаконный поступок. Следует уважать и полностью соблюдать законы своей страны. Если закон устанавливает, что за совершение тяжкого преступления вы должны быть наказаны путём лишения жизни, то приговор должен быть приведён в исполнение. Буддизм не может вмешиваться в нормальное обеспечение правопорядка. Единственный образ действия, которому могут следовать последователи этой религии - это просить о снисхождении и ходатайствовать о помиловании осуждённого.

Законы большинства стран установлены самими людьми демократическим путём через процесс выборов. Народ выбирает себе представителей в парламент. Члены парламента рассматривают и устанавливают законы для должного управления страной. Без чётко сформулированных законов нам пришлось бы вернутся к закону джунглей, где сильный всегда прав. Хотя члены парламента сами устанавливают законы, они делают это на правах представителей народа. Если мы, люди, устанавливаем законы, то нам ничего не остаётся как безусловно следовать им. Если некто решает нарушить закон, то он должен за это отвечать.

Это может казаться жёстким, но подобные законы существовали ещё во времена великого Будды, более двух с половиной тысяч лет назад. Тогда были короли и правители, которым приходилось управлять страной, в которой жили хорошие и плохие люди, точно так же, как сейчас.

С незапамятных времён человеческая природа оставалась таковой и общество состояло в основном из хороших людей. Комментарий Религия направляет каждого человека и учит его хорошей и благородной жизни, чтобы добиться достижений в духовной сфере. Религия не потворствует совершению плохого. Даже если последователь религии нарушает её предписание, она не должна призывать к строгому наказанию. В отличие от правоохранительных органов, религия не может приговорить человека к смертной казни за какое-либо нарушение. Известно, что даже во времена Будды, монахи, совершившие тяжкие преступления, подвергались смертной казни. Будда не вмешивался и никогда не стал бы вмешиваться в нормальное применение закона. Взгляд Будды был таков, что если правитель не может выполнять свои функции по наказанию виновных, совершивших серьёзные преступления, то такой правитель не подходит для управления страной. Аналогично, если правитель неразборчив и без причины наказывает тех подданных, которые ни в чём не виноваты, он тоже считается негодным для правления. Эти критерии были высказаны давным-давно, но рекомендации и предписания Будды актуальны и в наше время.

Буддизм не одобряет лишение жизни человека или животного по какой-либо причине. Но если кто-то решил нарушить закон своей страны, ему следует понести наказание, даже если это наказание - смертная казнь. Одним из важных правил в буддизме является следование законам своей страны. Комментарий Если закон устанавливает, что объявляется война и что все военнообязанные мужчины должны быть призваны в армию и стать солдатами, то буддист должен повиноваться этому закону. Комментарий Если, будучи буддистами, мы имеем сильное желание сохранить жизни людей и не уничтожать их, то для нас открыта возможность, используя демократический процесс, обратиться к политическим лидерам с просьбой об изменении закона. Если в этом случае большинство проголосует против перемен, то нам ничего не остаётся, как следовать закону. Закон превыше всего. Разумеется, если мы не хотим служить в армии, то для нас есть возможность стать монахами и монахинями, и, удалившись в монастырь, заниматься духовным совершенствованием. Если же мы решаем остаться в обществе людей, то должны быть готовы пожертвовать собой на благо этого общества.

<<Назад
Может ли буддист служить в армии?
Оглавление Далее>>
Часть 6. Этот мир и другие миры

Редакция перевода от 01.07.2015 20:17