Почему мир во всём мире так и не наступает?

Опубликовано khantibalo от 8 апреля, 2007 - 19:16
<<Назад
Глава 15. Война и мир
Оглавление Далее>>
Можно ли оправдать войну?
Перевод Таблица Оригинал

Почему мир во всём мире так и не наступает?

Люди позабыли, что у них есть сердце. Они забыли, что, если по-доброму относиться к окружающим, то и в ответ к ним будут относиться с добротой.

Мы живём в мире, в котором имеются удивительные противоречия. Люди боятся войны, и в то же время, неистово готовятся к ней. Они производят достаточно продукции, но скупо распределяют её. Мир становится всё более и более перенаселённым, но в то же время у людей всё больше появляется ощущение одиночества и изолированности друг от друга. Они живут рядом друг с другом как большая семья, но теперь, больше чем когда-либо ранее, каждый человек понимает свою разделённость с соседями. Сейчас нам сильно недостаёт взаимопонимания и искренности. Человек не может доверять другому человеку, насколько бы хорошим этот другой не казался.

Когда после ужасов Второй мировой войны была создана Организация Объединённых Наций и главы государств собрались, чтобы подписать её устав, они единогласно решили, что устав должен начинаться словами: "Поскольку войны начинаются в умах людей, то именно там и нужно воздвигнуть оплот мира"[1]. То же мнение отражено и в первом стихе Дхаммапады, в котором Будда говорит: "Умственным процессам предшествует интеллект, их возглавляет и создает. Комментарий Если с нечистым интеллектом кто-нибудь говорит или действует, то за ним следуют несчастья, как колеса вслед за упряжным животным."

Мнение о том, что единственный способ бороться с насилием – это отвечать ещё большим насилием, породило гонку вооружений между крупными державами. Это соревнование в количестве вооружений поставило человечество на край полного самоуничтожения. Если мы не примем меры, то следующая война станет концом света, где не будет победителей и побеждённых, а останутся только трупы.

"Ненависть от ненависти не исчезает, она исчезает только от доброжелательности (досл.: отсутствия ненависти)." (Дхаммапада, 5) Таков совет Будды тем, кто проповедует учение об антагонизме и враждебности, кто настраивает людей на войны и восстания друг против друга. Многие говорят, что совет Будды платить добром за зло непрактичен. На самом деле - это единственно правильный способ решить любую проблему. Великий учитель предложил этот метод, исходя из собственного опыта. Будучи поглощены гордостью и эгоизмом, мы стараемся избегать платить добром за зло, думая, что окружающие будут считать нас просто трусливыми. Некоторые даже считают, что доброта и нежность - это удел женщин, недостойный поведения "настоящего мужчины". Но что плохого в том, что мы решаем свои проблемы и приносим мир и счастье, приняв этот культурный метод и пожертвовав собственной опасной гордостью? Многие люди не успокаиваются, пока не отомстят другим за ошибки, совершённые по отношению к себе.

Если вы хотите, чтобы на эту Землю пришёл мир, нужно проявлять терпимость. Насилие только порождает нетерпимость. Чтобы между людьми установился мир, нужно всем и каждому научиться искоренять ненависть, алчность и заблуждение - три корня всех злых сил. Если люди смогут искоренить эти злые силы, то на нашу беспокойную Землю придёт терпимость и мир.

Будда - наиболее милосердный учитель, и сегодня на его последователях лежит особый долг по установлению мира во всём мире. Они должны быть примером для других, следуя совету своего наставника: "Все боятся насилия, все боятся смерти; ставя себя на место других, человек не должен убивать и принуждать к убийству." (Дхаммапада, 129).

Всегда есть способ установить мир. Но путь к миру не лежит через одни лишь молитвы и ритуалы. Мир - это результат, который проявляется при достижении гармонии с окружающими нас людьми и окружающей средой. Мир, который мы пытаемся установить при помощи силы, неустойчив. Это лишь пауза перед очередным конфликтом эгоистичного желания с условиями существования.

Без терпимости мир не может установиться на этой земле. Чтобы быть терпимыми, мы должны не дать злости и ревности захватить наш ум. Будда говорит: "Никакой враг не может принести столько вреда, сколько могут принести собственные мысли, основанные на жажде, ненависти и зависти." (Дхаммапада, 42).

Буддизм - это религия терпимости, потому что она учит жизни на основе самоограничения. Буддизм учит жизни, основанной не на правилах, а на принципах. Буддизм никогда не старался преследовать или жестоко обращаться с теми, чьи убеждения отличаются от тех, которые он проповедует. Учение Будды таково, что, для практики заложенных в нём благородных принципов, не нужно обязательно называть себя буддистом.

Наш мир подобен зеркалу и если вы посмотрите в него с улыбкой, то и в ответ увидите прекрасное улыбающееся лицо. Но если, смотря в зеркало, вы скорчите рожу, то увидите безобразное зрелище. Точно так же, если вы по-доброму относитесь к людям, то и они будут с добротой относиться к вам. Научитесь миру с самим собой и окружающий мир не будет вам угрожать.

Люди настолько захвачены самообманом, что не желают признать свою слабость. Они постараются найти какой-нибудь повод, чтобы оправдать свои поступки и создать иллюзию того, что их не в чем упрекнуть. Если человек действительно хочет быть свободным, то он должен обладать смелостью признать собственную слабость. Будда говорит: "Легко заметить чужие недостатки, а свои собственные увидеть действительно трудно." (Дхаммапада, 252). Комментарий


Примечание переводчика

1. В настоящее время этой фразой начинается устав ЮНЕСКО.

<<Назад
Глава 15. Война и мир
Оглавление Далее>>
Можно ли оправдать войну?

Редакция перевода от 01.07.2015 15:44