<<Назад Нравственное и духовное развитие |
Оглавление |
Далее>> Смена вероисповедания перед смертью |
Перевод | Таблица | Оригинал |
Учение о Боге
Реальность или истинность веры в Бога основана на нашей способности к пониманию и зрелости ума.
Развитие учения о существовании Бога
Чтобы проследить возникновение и развитие учения о Боге, следует обратиться к временам, когда цивилизация была ещё в младенчестве и ничего похожего на современную науку не существовало.
Первобытные люди начали верить в различных духов и богов из-за страха и восхищения явлениями природы.
Вера в духов и божеств оформилась в религии, соответствующие той местности, где живут её последователи.
Находясь в разных условиях и обладая различным уровнем понимания, каждый народ стал поклоняться своим собственным богам, и так появились непохожие друг на друга религии.
Когда учение о Боге только зарождалось, люди уже поклонялись различным божествам - духам деревьев, ручьёв, молнии, урагана, ветра, солнца и других природных явлений. Эти боги были связаны с различными проявлениями природы. Затем постепенно люди стали приписывать богам пол, форму, а также физические и умственные характеристики самих себя. Утверждалось, что боги испытывают любовь, ненависть, ревность, страх, гордость, зависть и другие человеческие чувства. С появлением верований в этих богов, постепенно стало появляться мнение, что все явления во вселенной являются единым целым. Этот взгляд стал основой возникновения монотеистических учений, появившихся сравнительно недавно.
В процессе развития учение о Боге претерпело изменения под влиянием перемен в общественной и интеллектуальной среде.
Разные люди относились к этому учению по-разному.
Одни идеализировали бога, как властителя небес и земли, и придерживались мнения, что бог - это личность.
Другие считали бога абстрактным принципом.
Некоторые помещали идеал всевышнего бога на самые высокие небеса, а кто-то считал, что он живёт в глубине земли.
Кто-то изображал бога, живущего в раю, а кто-то создавал себе идола и поклонялся ему.
Некоторые дошли до того, что стали утверждать, будто спасение без участия бога невозможно. Неважно сколько хороших поступков вы совершили - вы не получите результата, пока не начнёте действовать исходя из веры именно в этого бога и ни в какого другого.
Атеисты говорят в ответ "нет" и продолжают убеждать, что бог вообще не существует.
Скептики или агностики говорят: "мы не знаем", или "это невозможно познать".
Позитивисты говорят, что учение о боге – это бессмысленная проблема, раз само понятие "бог" не определено.
Так возникло множество идей, убеждений и названий учения о боге: пантеизм, идолопоклонничество, вера в бесформенного бога и вера во множество богов и богинь.
Даже бог современных монотеистических религий претерпел множество изменений, когда учение о нём распространялось по различным странам и у разных народов. Бог индуистов разительно отличается от христианского бога. Христианский бог также отличен от богов других религий. Так появились множество религий, каждая из которых значительно отличается от других, хотя и утверждает, что бог един.
Учение о боге и сотворение мира
При возникновении и развитии религий вокруг учения о боге, в каждой из них появилось своё объяснение сотворению мира. Таким образом, учение о боге обросло различными мифами. Люди стали ссылаться на это учение, чтобы объяснить существование людей и природу вселенной.
В настоящее время образованные люди, внимательно изучившие все доступные факты, пришли к заключению, что подобно идее о боге, появление этих мифов следует считать шагом в развитии человеческого воображения, начавшегося с неверного понимания явлений природы. Эти ошибочные представления коренятся в страхе и невежестве необразованных людей. Даже в наши дни, некоторые люди придерживаются подобных примитивных взглядов на сотворение мира. В свете нынешнего научного мышления, теологическое определение бога стало размытым, и ему нет места в современных теориях возникновения Вселенной.
Если людей создала какая-то внешняя сила, то они должны были бы принадлежать этому творцу, а не себе самим. Буддизм учит, что человек сам отвечает за свои поступки. Поэтому у буддистов нет оснований считать, что существа появились в форме людей благодаря каким-то внешним силам. Наше мнение таково, что мы находимся сейчас в этом мире вследствие желаний, привязанности и накопленной кармы. Нас никто не наказывает и никто не поощряет, кроме самих себя, и это происходит в зависимости от совершаемых нами хороших и плохих поступков. Человек появился в процессе эволюции. В изречениях Будды нет слов, подтверждающих, что этот мир был кем-то сотворён. К тому же, научные открытия о последовательной эволюции живого мира не противоречат учению Будды.
Человеческая слабость и учение о Боге
Люди, нуждавшиеся в учении о Боге и легендах о сотворении мира, изо всех сил защищали их, чтобы оправдать своё существование и пользу для общества. Все последователи заявляют, что получили свои священные писания в виде откровения, то есть, что они были переданы им непосредственно от бога. Каждая теистическая религия утверждает, что она выступает за мир во всём мире, братство людей и другие подобные высокие идеалы.
Насколько бы замечательными ни были эти идеалы, из истории мы знаем, что некоторые религии практически до настоящего времени способствовали распространению суеверий. Они выступали против науки и научного прогресса, вызывали вражду, убийства и войны. В этом смысле, все попытки теистических религий по просвещению человечества потерпели неудачу. Например, в некоторых странах люди молятся о милости божьей, но их собственные руки запятнаны кровью невинных животных, уничтоженных при отвратительных жертвоприношениях, а иногда даже кровью людей. Слабых и беззащитных животных умерщвляют на осквернённых алтарях, созданных в честь придуманных и непознаваемых богов. Потребовалось немало времени, чтобы люди поняли бесплодность совершения таких жестоких ритуалов во имя религии. Пришло время понять, что истинный путь к очищению лежит через доброжелательность и понимание.
Доктор Дхармашири в книге "Буддийская критика христианской идеи о боге" отмечает:
Я полагаю, что хотя идея о Боге пронизана возвышенными нравственными идеалами, в ней также заложены некоторые понятия, которые опасны как для людей, так и для других живых существ на этой земле.Одной из серьёзных опасностей является догма о божьей воле, прививаемая людям с учением о боге.
В каждой теистической религии воля бога считается высшей и священной.
Именно на эту опасность Будда указывал в Калама Сутте (АН 3.7.5). В настоящее время разнообразные формы управления человеком представляют угрозу его индивидуальности и свободе. Различные силы [государственные, религиозные, общественные] стремятся подчинить вас своей воле. Кроме этого в последнее время появилась ещё одна влиятельная сила под именем "наука". А теперь ещё всплеск новых религий и наплыв различных гуру стал живой угрозой свободе и достоинству человека. Будда призывает, чтобы вы сами стали Буддой. Он показал чётким и рациональным способом, что каждый из нас имеет прекрасный потенциал и способность достичь этого идеала."
Теистические религии учат о невозможности спасения без участия Бога. Таким образом, человек способен достичь вершин добродетели, вести праведную жизнь и даже достичь высочайшего уровня святости, но и его отправляют в вечный ад только потому, что он не верил в существование Бога, о котором учит такая-то религиозная организация. С другой стороны, человек мог совершить тяжкие грехи, но если он раскаялся в самом конце жизни, его грехи могут быть прощены и он станет "спасённым". С буддийской точки зрения, нет рационального объяснения такому учению.
Несмотря на очевидные противоречия теистических религий, проповедовать доктрину совсем без Бога не слишком разумно, поскольку вера в Бога также принесла большую пользу человечеству, особенно людям с невысоким духовным развитием, для которых подобная идея вполне подходит. Эта вера в бога помогла людям управлять своей животной составляющей. С именем бога было оказано немало помощи нуждающимся. В большинстве своём люди не чувствуют себя в безопасности без веры в него. Веруя в Бога, они ощущают защиту и вдохновение. Реальность или верность таких убеждений основана на способности к пониманию и духовной зрелости.
Однако религия должна быть связана и с нашей повседневной жизнью. Ей необходимо руководствоваться на практике. Религия учит, что мы должны делать, а чего не должны. Если мы не следуем религии искренне, то религиозные названия или вера в бога не смогут помочь нам в повседневной жизни.
Следует помнить, что если последователи различных религий собираются спорить или унижать другие учения или обычаи, в особенности чтобы доказать или опровергнуть существование их бога, и, если они пытаются развязать вражду с другими конфессиями из-за разницы во взглядах, то тем самым создаётся огромная дисгармония между религиозными общинами. Какая бы ни была разница в религиозных убеждениях, наш долг - проявлять терпимость [по отношению к взглядам других людей], терпение и понимание. Мы должны уважать чужие убеждения, даже если не можем с ними согласиться. Терпимость и понимание религий друг друга необходимо для гармоничного и мирного сосуществования.
Однако нет смысла предлагать учение о боге тем, кто не готов принять его. Некоторым людям для ведения праведной жизни вера в бога необязательна. Немало людей, живущих благородной жизнью и не имеющих такой веры, а среди имеющих её немало тех, кто разрушает мир и счастье ни в чём неповинных людей.
Буддисты вполне могут сотрудничать с теми, кто верит в бога, если эти люди используют свою веру ради мира, счастья и блага человечества. Но они должны избегать связей с теми, кто злоупотребляет этой верой, распространяя её с помощью запугивания, желая собственного блага и имея скрытый умысел.
В течение более чем 2500 лет буддисты во всём мире мирно практикуют и распространяют свою религию, не ощущая потребности в учении о боге-создателе. Они и дальше будут поддерживать эту религию в том же ключе, не причиняя неприятностей последователям других учений.
Поэтому, отдавая должное верующим других религий, нужно отметить, что нет никакой необходимости пытаться привнести веру в бога в буддизм. Пусть буддисты и дальше следуют своей религии, потому что она не приносит никому вреда и пусть учение Будды существует и дальше, поскольку оно не пытается насильно обратить людей в буддизм.
С незапамятных времён буддисты мирно занимаются духовной практикой без привлечения какой-либо идеи о боге. При нынешнем положении дел они должны быть способны без принуждения обеспечить существование своей религии. Обладая полной уверенностью в Дхамме Будды, у последователей должна быть возможность упорно трудиться и стремиться к собственному спасению без вмешательств извне. Другие люди могут придерживаться своих убеждений и идей, а буддисты будут придерживаться своих, не создавая вражды. Мы не стремимся опровергнуть религиозные взгляды других людей и ожидаем взаимности в плане наших убеждений и обычаев.
<<Назад Нравственное и духовное развитие |
Оглавление |
Далее>> Смена вероисповедания перед смертью |
Редакция перевода от 01.07.2015 20:12
- Оставить комментарий
- 905 просмотров