Положение женщин в буддизме

Опубликовано khantibalo от 4 апреля, 2007 - 16:37
<<Назад
Традиции, обычаи и праздники
Оглавление Далее>>
Буддизм и политика
Перевод Таблица Оригинал

Положение женщин в буддизме

Девочка может оказаться даже лучшим ребёнком, чем мальчик.

Положение женщин в буддизме уникально. Будда предоставил женщинам полную свободу участия в религиозной жизни. Он был первым духовным учителем, кто дал такую свободу женщинам. Во времена до Будды их обязанности были ограничены кухней, им даже не позволялось подходить к святым местам или читать священные писания. Положение женщин в Индии во времена Будды было очень низким. Правящие круги подвергли Будду критике, когда он предоставил женщинам такую свободу. В то время дать им право вступать в монашескую общину, было крайне радикальным поступком. Тем не менее, Будда разрешил женщинам проявить себя и показать, что у них, как и у мужчин, есть возможность достичь наивысшего уровня в духовной практике - состояния Архата. Каждая женщина в мире должна быть благодарна Будде за то, что он показал им настоящий религиозный образ жизни и за то, что такая свобода была дана им впервые в истории.

Хорошей иллюстрацией преобладавшего в то время отношения к женщинам могут быть такие слова Мары[1]: "Никакая женщина с её куриными мозгами не должна и надеяться достичь высот, которых достигают мудрецы." Монахиня (бхиккуни), к которой Мара обратился с этими словами, ответила: "Когда ум хорошо сосредоточен и мудрость никогда не подводит, есть ли разница в том, что ты – женщина?"[2].

Будда подтвердил, что не только мужчина может быть мудрым – женщины также мудры. Король Пасенади Косала был очень разочарован, когда услышал, что его супруга родила девочку. Он ждал мальчика. Несомненно, Будда твёрдо возражал против подобных мнений. Чтобы утешить печального короля, Будда сказал:

"Девочка может оказаться лучшим ребёнком, чем мальчик. Ведь она может вырасти мудрой и нравственной, и мать её мужа будет чтить её как прекрасную жену своего сына. Рождённый ей мальчик может совершить великие дела и править огромными странами. Да, сын такой благородной женщины станет примером для своей страны."
(Дхиту сутта, СН 3.16)

Сейчас последователи многих религий любят заявлять, что именно их религия дала женщинам равные права с мужчинами. Достаточно просто взглянуть на мир вокруг нас, чтобы понять положение женщин во многих странах. Оказывается, что они не имеют имущественных прав, подвергаются дискриминации по многим вопросам и зачастую страдают от различных, порой неявных, оскорблений.

Даже в западных странах женщинам пришлось очень упорно бороться за свои права, как это делали суфражистки[3]. В соответствии с учением Будды, нет оснований ставить женщин ниже мужчин. В прошлых жизнях Будда несколько раз перерождался женщиной и в этой форме даже развивал благородные качества и мудрость, пока в последней жизни не достиг Просветления.


Примечание переводчика

1. Мара (пали - mara, буквально: убивающий, уничтожающий, разрушитель) - в буддизме божество (deva), олицетворяющее зло, желающее удержать все существа в круговороте сансары (перерождений). Кроме того, есть упоминания Мары как совокупности человеческих пороков и страстей. Комментарий

2. Сома сутта, СН 5.2.

3. Борцы за избирательные права женщин в США.

<<Назад
Традиции, обычаи и праздники
Оглавление Далее>>
Буддизм и политика

Редакция перевода от 01.07.2015 20:08