Оберегай себя сам

Опубликовано khantibalo от
<<Назад
Люди - сами себе тюремщики
Оглавление Далее>>
Вы должны спасать себя сами
Перевод Таблица Оригинал

Оберегай себя сам

"Оберегающий себя оберегает других, Комментарий Оберегающий других оберегает себя".

Однажды Будда рассказал своим монахам следующую историю:

"Жила пара акробатов, которые проделывали свои номера на бамбуковом шесте. Однажды мастер сказал своему напарнику: "Теперь залезь мне на плечи и вскарабкайся по бамбуковому шесту." Когда ученик сделал это, мастер сказал: "Теперь следи за мной, а я буду присматривать за тобой. Комментарий Следя друг за другом таким образом, мы сможем продемонстрировать свое искусство, неплохо заработаем, и ты благополучно опустишься с бамбукового шеста". Но ученик ответил: "Не так, мастер. Ты, о мастер, должен оберегать себя, а я - себя. Обеспечивая таким образом собственную безопасность, мы благополучно проделаем наш номер и сохраним друг друга."
"Это правильно" сказал Будда. Затем он продолжил:
"Это именно так как сказал ученик: "Я сам буду оберегать себя", следует практиковать Основу Памятования. "Я буду оберегать других", - таким образом следует практиковать Основу Памятования. Оберегающий себя оберегает других; оберегающий других оберегает себя.
"И как же оберегающий себя человек оберегает других? Путем регулярной и частой практики медитации."
"И как же оберегающий других человек оберегает себя? Терпением и воздержанностью, мирной и безобидной жизнью, доброжелательностью и состраданием."

(Седака сутта, СН 47.19)

"Оберегающий себя оберегает других", "Оберегающий других оберегает себя". Эти два суждения дополняют друг друга и не должны использоваться (или цитироваться) отдельно.

В наши дни, когда системе социального обеспечения придается столь огромное значение, у людей может, например, возникнуть соблазн цитировать только вторую фразу в подтверждение своих представлений. Однако любая подобная однобокость исказила бы высказывание Будды. Необходимо помнить, что в нашем рассказе Будда явно одобрил слова ученика акробата, что человек сначала должен внимательно следить за своими поступками, если он желает оградить других от вреда. Тот, кто сам завяз в трясине, не сможет помочь другим выбраться из нее. В этом смысле подобная забота о самом себе не является эгоистичной. Это развитие самоконтроля, нравственное и духовное самосовершенствование.

"Оберегающий себя оберегает других", - истинность этого утверждения начинает проявляться на очень простом и практическом уровне. Эта истина на материальном уровне сама по себе настолько очевидна, что нам даже не нужно много говорить об этом. Очевидно, что сохранение собственного здоровья становится заботой о здоровье большого или малого числа тех, кто нас окружает, особенно если речь идет о заразных болезнях. Осторожность и предусмотрительность во всех наших делах и поступках оградят других от вреда, который может быть им причинен нашей беззаботностью и легкомысленностью. Осторожным вождением автомобиля, отказом от алкоголя, умением владеть собой в ситуациях, способных привести к насилию, - всеми этими и многими другими путями мы ограждаем от бед других, когда оберегаем себя. Мы можем пойти еще дальше и сказать, что, улучшая своё экономическое положение, мы имеем больше возможностей помогать другим.

Теперь мы подходим к нравственной составляющей этой истины. Самозащита, даваемая следованием нормам нравственного поведения, будет ограждать других, индивида и общество, от наших неумеренных страстей и эгоистичных импульсов. Если мы позволим Трем Корням Порока - алчности, ненависти и неведению - занять прочное место в наших умах, тогда то, что произрастёт из этих корней зла, будет распространяться и разрастаться подобно ползучему растению в джунглях, которое заглушает и уничтожает здоровое и благородное дерево. Но если мы ограждаем себя от этих трех Корней Порока, окружающие также будут избавлены от нашей безрассудной жажды собственности и власти, от нашей неумеренной похоти и сладострастия, от нашей зависти и ревности. Они будут избавлены от разрушительных или даже смертельных последствий нашей ненависти и враждебности, от припадков гнева, от распространения атмосферы вражды и скандальности, которые могли бы сделать жизнь всех окружающих невыносимой. Но вредоносные последствия нашей алчности и ненависти к другим не ограничиваются теми ситуациями, когда эти люди становятся пассивными объектами или жертвами нашей ненависти, или же их имущество - объектом нашей алчности. Алчность и гнев заразительны, и это может увеличивать их пагубные последствия. Если мы сами не думаем ни о чем другом, кроме как жаждать и хватать, приобретать и владеть, удерживать и привязываться, то мы можем разбудить или усилить эти собственнические инстинкты также и в других. Наш дурной пример может стать стандартом поведения для окружающих, например наших детей, коллег по работе и т.д. Наше собственное поведение может побудить других присоединиться к нам во всеобщем удовлетворении ненасытных страстей или мы можем разбудить чувства обиды и конкуренции в тех, кто желает превзойти нас в этой гонке. Если мы преисполнены сладострастия, то это может разжечь огонь похоти и в других. Наша собственная ненависть может вызвать отвращение и месть окружающих. Может также случиться, что мы объединяемся с другими или подстрекаем их к публичным актам ненависти и враждебности.

<<Назад
Люди - сами себе тюремщики
Оглавление Далее>>
Вы должны спасать себя сами

Редакция перевода от 01.07.2015 20:00