Доброжелательность

Опубликовано khantibalo от 1 апреля, 2007 - 20:29
<<Назад
Правила нравственного поведения
Оглавление Далее>>
Истинная благотворительность
Перевод Таблица Оригинал

Доброжелательность

Доброжелательность очищает ум, который становится мощной силой, излучающей добро на благо других.

В современном мире материальное благосостояние и интеллектуальное развитие достигли значительного уровня. Хотя следует признать, что распределены они неравномерно, у нас вполне достаточно интеллектуалов, блестящих писателей, талантливых ораторов, философов, психологов, учёных, религиозных деятелей, прекрасных поэтов и сильных мировых лидеров. Но, несмотря на наличие всех этих интеллектуалов, в современном обществе нет подлинного мира и безопасности. Должно быть, чего-то не хватает. Человечеству не хватает именно духовности и доброжелательности (доброй воли).

Сама по себе материальная выгода не может принести продолжительное счастье и мир людям. Для того чтобы принести мир другим людям и установить мир на планете, необходимо сначала создать его твёрдую основу в своём собственном сердце. Настоящий путь достижения мира заключается в следовании советам Будды.

Для практики доброжелательности следует сначала принять благородный принцип ненасилия и всегда быть готовым преодолеть эгоизм и показать другим истинный путь. Не следует вести эту борьбу через истязание физического тела, поскольку пороки содержатся не в теле, а в уме. Ненасилие - это более эффективное оружие против зла, чем месть. Истинная сущность мести состоит в приумножении пороков.

Чтобы практиковать доброжелательность, человек должен быть свободен от эгоизма. БОльшая часть любви в этом мире концентрируется на самом себе, то есть это любовь, направленная на самого себя или поиск своей собственной выгоды.

"Мужа любят не из-за любви к нему, мужа любят из-за любви к себе. Родители любят детей не из-за любви к детям, а из-за любви к себе. Люди любят богов не из-за любви к богам, а из-за любви к себе. Один любит другого не из-за любви к нему, а из-за любви к себе" Комментарий

Будда учит другой любви. Будда утверждал, что нам необходимо научиться практике бескорыстной любви, что позволит поддерживать настоящий мир и в то же время даст возможность трудиться для достижения собственного спасения. Это называется альтруистической любовью, где не определяется тот, кто любит. Подобно самоубийству, убивающему на физическом уровне, эгоизм убивает духовный прогресс. В буддизме доброжелательность не является эмоциональной или эгоистичной. Это чувство, которое исходит из очищенного ума после уничтожения ненависти, зависти, жестокости, враждебности и злобы. Будда учит, что доброжелательность (mettā) - это наиболее эффективный способ поддержания чистоты ума и очищения атмосферы, загрязнённой мыслями. Такова любовь, которую практикует Бодхисаттва. Любовь Будды или Архата чиста, поскольку она не различает между тем, кого любят и тем, кто любит.

Слово "любовь" используется для описания великого множества чувств, испытываемых людьми. Буддисты проводят различие между эгоистичной любовью (pema) и чистой альтруистической (karunā, mettā). Акцент, который делается на животном влечении особей одного или разных полов друг к другу, существенно подорвал саму концепцию чувства дружелюбия к другим существам. В учении Будды говорится, что есть несколько различных видов чувств, подпадающих под общее определение "любовь". Во-первых, она может быть эгоистичная и бескорыстная. Любовь можно назвать эгоистичной, если человека интересует только выгода, которую он может получить для самого себя, и ему нет дела до нужд и чувств партнёра. Ревность обычно является симптомом такой любви. С другой стороны, человек испытывает бескорыстную любовь, если он отдаёт всё своё существо на благо другого. Такова любовь родителей к детям. В отношениях друг к другу люди часто испытывают смесь эгоистичной и бескорыстной любви. Например, хотя родители жертвуют очень многим ради своих детей, они ждут чего-то в ответ, поэтому здесь присутствуют аспекты, как эгоизма, так и бескорыстия.

Другой вид любви, тесно связанный с предыдущим - это любовь между братьями или друзьями (Maitri, Mitra). В каком-то смысле и эту любовь можно назвать эгоистичной, потому что она направлена только на определённых людей и не охватывает остальных. Ещё одной категорией является сексуальная любовь, в которой партнёры притягиваются друг к другу из-за физической привлекательности. Этот вид любви, который в наибольшей степени эксплуатируется современными средствами развлечения и в него входит всё, начиная с увлечений в подростковом возрасте и кончая самыми сложными отношениями между взрослыми.

На гораздо более высоком уровне, чем перечисленные, находится любовь, направленная на всех (mettā). Эта любовь, покрывающая все живые существа, является величайшей добродетелью, высказанной Буддой. Например, великий Будда отрешился от своего королевства, семьи и удовольствий, чтобы у него была возможность найти путь к освобождению человечества от существования в страдании. Для достижения Просветления, Будде пришлось бороться бесчисленное количество жизней. Обычное существо уже давно бы пришло в уныние, но Будда был не таким. Именно по этой причине его называли милосердным. Безграничная любовь Будды простиралась не только на людей, но и на всех других живых существ. Она не была основанной на чувствах или эгоизме, это любовь без границ, без различия. В отличие от остальных видов любви, любовь, направленная на всех, никогда не приводит к разочарованию или неудовлетворённости, потому что она не ждёт награды и даже не определяет того, кто любит. Она создаёт больше счастья и удовлетворения. Те, кто развивает любовь, охватывающую всех, также развивают совместную радость и беспристрастие. Так эти люди достигнут высокого уровня.

В книге "THE BUDDHA’S ANCIENT PATH" досточтимый Пьядасси Тхера пишет:

"Любовь – это активная сила. Любой поступок любящего человека совершается с незапятнанным умом, направленным на помощь, поддержку, воодушевление, на то, чтобы сделать путь других легче, мягче и более подготовленным к преодолению страданий, достижению высшего блаженства."
"Путь развития любви заключается в том, чтобы тщательно рассмотреть вред, приносимый ненавистью, и преимущества того состояния, при котором ненависть отсутствует. Также в этот путь входит тщательное рассмотрение в соответствии с действительностью и кармой, того, что на самом деле нет объектов для ненависти, что ненависть – это глупый образ мышления, который порождает больше и больше темноты и препятствует правильному пониманию. Ненависть накладывает ограничения, а любовь освобождает. Ненависть связывает, а любовь даёт свободу от пут. Ненависть порождает сожаление, а любовь приносит умиротворение. Ненависть приносит волнение, а любовь успокаивает. Ненависть разделяет, а любовь объединяет. Ненависть делает людей черствыми, а любовь смягчает. Ненависть мешает, а любовь помогает. Таким образом, благодаря должному изучению и рассмотрению последствий ненависти и благ любви, следует развивать любовь."

В Карания Метта Сутте (СНп 1.8) Будда разъясняет природу буддийской любви: "Как мать готова рисковать жизнью защищая своего ребенка, единственного ребенка, так нужно развивать безграничное сердце по отношению ко всем существам. Комментарий С доброй волей ко всей вселенной, развивайте безграничное сердце: вверху, внизу, и повсюду вокруг, без ограничений, враждебности или ненависти."

Мы должны быть благодарны даже врагам, если они указывают нам на ошибки и слабости.

<<Назад
Правила нравственного поведения
Оглавление Далее>>
Истинная благотворительность

Редакция перевода от 01.07.2015 19:54