<<Назад Глава 8. Буддийская нравственность и духовная практика |
Оглавление |
Далее>> Что такое Виная? |
Перевод | Таблица | Оригинал |
Буддийская этика
Законы морали, нравы, обычаи и правила поведения созданы обычными людьми по своему усмотрению, однако буддийская этика основывается на общечеловеческих ценностях
Сегодня мир находится в смятении – отвергаются основополагающие этические ценности. Силы материалистического скептицизма направили своё оружие на традиционные понятия о том, что считается хорошими человеческими качествами. Несмотря на это, каждый, кому небезразлична культура и цивилизация, должен быть озабочен практическими, этическими проблемами. Дело в том, что этика неразрывно связана с поведением человека. Она касается наших отношений с самим собой и с другими людьми.
Необходимость в этике появляется по той причине, что люди по своей природе несовершенны. Чтобы быть добродетельными, им нужно воспитывать себя. Таким образом, нравственность становится важнейшим аспектом жизни.
Буддийская этика – это не какие-то произвольные стандарты, изобретённые людьми для своих конкретных нужд. Они также не установлены каким-либо высшим существом. Законы и обычаи человеческого общества не лежат в основе буддийской этики. Например, форма одежды, подходящая для одного климата может быть непригодной в другом. В данном случае одежда является вопросом принятого обычая и никоим образом не относится к этике. До сих пор искусственно созданные людьми обычаи постоянно путают с этическими принципами, которые неоспоримы и неизменны.
Буддийская этика базируется не на изменчивых обычаях человеческого общества, а на неизменных законах природы. В буддизме этические ценности являются неотъемлемой частью природы и неизменным законом причины и следствия (кармы). Тот факт, что буддийская этика основывается на законах природы, делает её принципы полезными и приемлемыми для современного мира. То, что буддийский свод правил поведения был сформулирован более 2500 лет назад, не умаляет его неподверженную времени сущность.
Нравственность в буддизме предназначена для того, чтобы практическим образом привести к конечной цели – истинному счастью. На буддийском пути к освобождению каждое существо считается ответственным за своё счастье и горе. Каждому придётся самостоятельно трудиться для своего освобождения через понимание и усилие. Спасение в буддизме – это результат собственного духовного развития человека и никто другой не может его навязать или предоставить. Миссия Будды заключалась в том, чтобы рассказать существам о природе жизни и дать им совет как поступать для достижения собственного счастья и блага других. Следовательно, буддийская этика – это не заповеди, которым принуждают следовать людей. Будда дал знание о тех условиях, которые являются благоприятными и приводящими к длительному благу для себя и других. Вместо того чтобы называть плохих людей "позорными", "порочными", "презренными", "ничего не стоящими" и "нечестивыми", он просто говорил: "Ты совершаешь глупые поступки, ведь они приводят к страданию для тебя и других".
Теория буддийской этики находит практическое выражение в форме различных правил. Эти правила или рекомендации являются ничем иным как ориентирами, показывающими куда мы должны двигаться на пути к конечному спасению. Хотя многие правила выражаются в отрицательной форме, не следует считать, что буддийская нравственность состоит только из избегания плохого, без совершения хороших поступков.
Нравственность во всех правилах можно выразить тремя простыми принципами: "Не делать всякое зло, быть приверженным умелым поступкам, очищать свой ум. Таково учение всех Будд." (Дхаммапада, 183).
В буддизме различие между хорошим и плохим проводится очень просто: все поступки, коренящиеся в алчности, ненависти и неведении, происходящие от эгоизма, формируют опасное ложное понятие существования "Я" (души). Такие поступки считаются приводящими к плохим последствиям, неумелыми и дурными. Их называют Akusala Kamma. Все те поступки, которые основаны на щедрости, доброжелательности и мудрости, считаются хорошими - Kusala Kamma. Критерий хорошего и плохого применяется к поступкам физического тела, речи и мыслям.
Буддийская нравственность основана на намерении или волевом решении
"Карма - это намерение" говорит Будда.
Поступки сами по себе не считаются хорошими или плохими, а "только намерение и мысль делают их такими".
Тем не менее, в буддийской этике не считается, что человек имеет право совершать дурные поступки, при условии, что его намерения являются благими.
Связь между замыслом и поступком в том, что мысль перетекает в действие на физическом уровне, которое является её продолжением.
Невозможно совершить убийство с добрым сердцем, потому что лишение жизни – это внешнее проявление состояния ума, в котором преобладает отвращение, злость, ненависть или алчность.
Поступки – это сгустки мыслей, подобно каплям дождя, которые являются сгустками пара.
Реальные действия проистекают из тех поступков, которые уже были совершены в тайных и безмолвных уголках сердца.
Человек, совершивший безнравственный поступок, фактически заявляет, что он несвободен от неумелых состояний ума. Точно так же, если человек обладает чистым и незапятнанным умом, не содержащим грязных мыслей и чувств, то он неспособен к безнравственному поведению.
В буддийской этике признаётся объективность нравственных ценностей.
Другими словами, кармические последствия поступков проявляются в соответствии с природным законом кармы, независимо от отношения к совершённому действию самого индивидуума или общества.
Например, пьянство имеет кармические последствия. Это дурной поступок, ведь он порождает несчастье как для самого человека, так и для окружающих.
Кармический плод пьянства будет проявляться, неважно, что думает о нём общество или сам пьяница.
Преобладающее мнение и взгляды в принципе не слишком отходят от того факта, что пьянство – это объективно плохой поступок.
Только психологические, социальные и кармические последствия действия делают его нравственным или безнравственным, а точки зрения тех, кто его оценивает, не учитываются.
Поэтому, хотя и признаётся этическая относительность, считается, что она не может поколебать позиции [общечеловеческих] ценностей.
<<Назад Глава 8. Буддийская нравственность и духовная практика |
Оглавление |
Далее>> Что такое Виная? |
Редакция перевода от 01.07.2015 15:13
- Оставить комментарий
- 1 просмотр
Комментарии
Я задавал автору книги, когда он был ещё жив, вопрос по этому предложению. Он ответил:
"What the sentence means is that Buddhism sees a link between behavior that is guided by moral considerations"
Здравствуйте, уважаемый переводчик. Похоже, то предложение, которое Вы не перевели, звучит примерно как-то вот так:
"Будь на то его воля, Буддизм бы ограничился вопросами психологии (т.е. природы ума), а неинтересную
задачу составления перечней этических правил и кодексов поведения оставил бы менее независимым (вернее, свободным, вольным) учениям".
Одним словом, не по-буддийски грубое предложение. Дальше читать расхотелось.