Существует ли Будда после смерти?

Опубликовано khantibalo от 28 марта, 2007 - 18:28
<<Назад
Глава 3. После смерти Будды
Оглавление Далее>>
Преемник Будды
Перевод Таблица Оригинал

Существует ли Будда после смерти?

Вопрос "существует ли Будда после смерти" далеко не новый. Его задавали и самому Будде еще при его жизни.

Когда группа аскетов подошла с этим вопросом к ученикам Будды, то они не смогли получить удовлетворительный ответ. Ученик по имени Анурадха подошёл к Будде и рассказал ему об этой беседе с аскетами. Учитывая способность к пониманию у слушателей, Будда обычно сохранял в ответ молчание. Однако в этом случае Будда дал Анурадхе объяснение таким образом:

- Как по твоему мнению, Анурадха, видимая форма (rūpa)[1] неизменна или изменчива?’
- Изменчива, почтенный.
- А то, что изменчиво, мучительно или приятно?
- Мучительно, почтенный.
- А о том, что изменчиво, мучительно, подвержено превратностям, разумно ли считать: "Это моё, я являюсь этим, это моя душа или постоянная сущность"?
- Конечно, нет, почтенный.
- Чувство неизменно или изменчиво?
- Изменчиво, почтенный.
- А то, что изменчиво, мучительно или приятно?
- Мучительно, почтенный.
- А о том, что изменчиво, мучительно, подвержено превратностям, разумно ли считать: "Это моё, я являюсь этим, это моя душа"?
- Конечно, нет, почтенный.
- Распознавание, конструирование и сознание - неизменны или изменчивы?
- Изменчивы, почтенный.
- А то, что изменчиво, мучительно или приятно?
- Мучительно, почтенный.
- А о том, что изменчиво, мучительно, подвержено превратностям, разумно ли считать: "Это моё, я являюсь этим, это моя душа"?
- Конечно, нет, почтенный.
- Поэтому, ко всем формам, чувствам, распознаванию, конструированию и сознанию, которые были, будут и сейчас связаны с собой или с другими, грубым и тонким, низким и возвышенным, далёким и близким, ко всем формам, чувствам, распознаванию, конструированию и сознанию нужно при помощи правильного знания относиться так: "Это не моё, я не являюсь этим, это не моя душа". Осознав это, благородный, обученный последователь пресыщается формами, чувствами, распознаванием, конструированием и сознанием. Пресытившись, он управляет своими страстями и последовательно избавляется от них. Будучи свободным от страстей, он становится освобождённым и у него возникает знание "я освобождён". Он осознаёт: "Исчерпано перерождение, доведена до совершенства праведная жизнь, сделано то, что надлежало сделать, больше не последует здешнее существование".
- Как по твоему мнению, Анурадха, считаешь ли ты форму Татхагатой?
- Нет, почтенный.
- Как по твоему мнению, Анурадха, видишь ли ты Татхагату в форме?
- Нет, почтенный.
- Видишь ли ты Татхагату вне формы?
- Нет, почтенный.
- Видишь ли ты Татхагату в чувствах, распознавании, конструировании и сознании?
- Нет, почтенный.
- Как по твоему мнению, Анурадха, считаешь ли ты, что лишённое формы, лишённое чувства, лишённое распознавания (saññā), лишённое конструирования (saṅkhārā) и лишённое сознания и есть Татхагата?
- Нет, почтенный.
Теперь, Анурадха, поскольку Татхагату нельзя найти в этой самой жизни (потому что Татхагата - это не физическое тело человека)[2], стоит ли тебе утверждать: "этот благородный и совершенный человек заявил и объяснил следующие четыре утверждения:
Татхагата существует после смерти.
Татхагата не существует после смерти.
Татхагата существует и не существует после смерти.
Татхагата ни существует ни не существует после смерти"?
- Нет, почтенный.
- Хорошо, Анурадха. Ранее и сейчас я раскрываю и указываю только на Истину страдания (dukkha) и прекращения страдания.
(Анурадха сутта, СН 22.86) Комментарий

Приведённый выше диалог между Буддой и Анурадхой может не устроить многих, потому что он не удовлетворяет любопытный ум людей. Абсолютная Истина (Дхамма) такова, что она не удовлетворяет чувства и интеллект. Истина вообще оказывается тем, что человеку наиболее трудно понять. Полностью же понять её можно, только обладая видением-как-есть, лежащим за пределами логики. Состояние Будды – это ничто иное как воплощение всех высших совершенств (pāramī) и высшего просветления. Вот почему Будды, которые могут учить других людей, настолько редки в этом мире.


Примечание переводчика

1. Пять совокупностей (форма, чувства, распознавание, конструирование и сознание) рассматриваются в главе "Существует ли бессмертная душа?".

Примечание автора

2. См. главу "Трикая - три тела Будды".

<<Назад
Глава 3. После смерти Будды
Оглавление Далее>>
Преемник Будды

Редакция перевода от 03.07.2015 13:26