Трикая: три тела Будды

Опубликовано khantibalo от 27 марта, 2007 - 18:03
<<Назад
Достижение состояния Будды
Оглавление Далее>>
Глава 2. Его учение
Перевод Таблица Оригинал

Трикая: три тела Будды

Три тела Будды – это Дхаммакая (тело Истины), Самбхогакая (тело Наслаждения) и Нирманакая (тело Проявления).

В философии Махаяны личности Будды дана подробнейшая трактовка.   В соответствии с этой философией, у всех Будд имеются три тела (трикая) или три аспекта личности: Дхаммакая, Самбхогакая и Нирманакая.

Сразу после Просветления Будда становится живым воплощением мудрости, сострадания, счастья и свободы.   Изначально, в буддийской традиции был всего один Будда - исторический Будда Сакьямуни.   Однако, в течение жизни, он проводил различие между собой как Просветлённым, исторической личностью с одной стороны, и собой как воплощением Истины – с другой.   Просветлённая личность называлась Рупакая (тело, обладающее видимой формой) или Нирманакая (тело проявления).   То есть, это было физическое тело Будды, родившегося как Сиддхатха Готама среди людей, достигшего Просветления, проповедовавшего Дхамму и совершившего Махапариниббану.   "Тела Проявления" или физические тела Будд многообразны и различаются между собой.   С другой стороны, принцип Просветления, воплощенный в Будде, называется Дхаммакая или Тело Истины.   Это тело является сущностью Будды и не зависит от человека, который обретает её [сущность].   Здесь Дхамма означает Абсолютную Истину и не относится к учениям, которые были переданы в устной форме и затем записаны.   Учение Будды также исходит из этой "сущности" или Истины.   Поэтому настоящий, сущностный Будда – это Истина или принцип Просветления.   Эта мысль чётко зафиксирована в палийских текстах буддизма Тхеравады.   Будда сказал Васеттхе, что Татхагата (Будда) является Дхаммакаей, "телом Истины" или воплощением Истины. Также он является Дхаммабхутой, "ставший Истиной", то есть "тем, кто стал Истиной".   Комментарий В другой раз Будда сказал Ваккали: "Тот, кто видит Дхамму (Истину), тот видит Татхагату, тот, кто видит Татхагату, видит Дхамму" (Ваккали сутта, СН 22.87).   Это значит, что Будда тождественен Истине, и все Будды едины и одинаковы в том смысле, что Дхаммакая у них не отличается, поскольку Истина одна.  

Во время жизни Будды Готамы, в нём были объединены Нирманакая и Дхаммакая.   Однако, после Париниббаны, разница стала более резко выраженной, особенно в философии Махаяны.   "Тело Проявления" умерло, и останки были помещены в ступы, но "тело Дхаммы" существует вечно.

Позже, в философии Махаяны была разработана теория Самбхогакаи, "тела наслаждения".   Самбхогакаей можно считать тело или аспект, благодаря которому Будда наслаждался Дхаммой, проповедью Истины, наставлением учеников, идущих к осознанию Истины, и компанией праведных, благородных людей.   Это бескорыстное и непорочное духовное наслаждение не имеет ничего общего с чувственным удовольствием.   В текстах Тхеравады нет чёткого упоминания "тела наслаждения", хотя саму идею об этом теле можно принять без противоречий и в контексте этих писаний.   В Махаяне утверждается, что "тело наслаждения" Будды не похоже на безличный, абстрактный принцип Дхаммакаи. Считается, что это историческая личность, которая не является человеческим существом.  

Хотя термины Самбхогакая и Дхаммакая, имеющиеся в поздних палийских трудах, пришли из махаянских и полумахаянских источников, последователи других [буддийских] традиций не выражают по отношении к ним никакого неприятия.   В Висуддхи Магга досточтимый Буддхагоса писал о телах Будды:

"Будда обладает прекрасной Рупакаей, наделённой восьмьюдесятью малыми и тридцатью двумя большими знаками великого человека. Он также обладает Дхаммакаей, которая очищена во всех отношениях, окружена ореолом нравственности, сосредоточения и мудрости, полна величия и добродетели, несравненная и полностью просветлённая".

Хотя восприятие Буддхагосы было реалистичным, он не смог устоять под влиянием религиозных предубеждений, по которым Будде придавалась сверхчеловеческая сила.   В труде Аттхасаллини, он пишет, что на время трёхмесячного отсутствия Будды в материальном мире, когда он учил Абхидхамме свою мать на небесах Тусита, он создал несколько точных копий самого себя - Ниммита-Будд.   Этих Ниммита-будд нельзя было отличить от Будды по голосу, словам и даже лучам света, которые исходили из их тел.   Обычные люди не могли отличить такого "сотворённого Будду" - на это были способны только боги из высших миров.   Из приведённого описания можно понять, что ранние последователи Тхеравады считали Рупакаю и Самбхогакаю частью человеческого существа Будды, а его Дхаммакаю - собранием всей Дхаммы, то есть совместно и учений и правил дисциплины.  

<<Назад
Достижение состояния Будды
Оглавление Далее>>
Глава 2. Его учение

Редакция перевода от 28.08.2015 19:40