<<Назад Достижение состояния Будды |
Оглавление |
Далее>> Глава 2. Его учение |
Перевод | Таблица | Оригинал |
Трикая: три тела Будды
Три тела Будды – это Дхаммакая (тело Истины), Самбхогакая (тело Наслаждения) и Нирманакая (тело Проявления).
В философии Махаяны личности Будды дана подробнейшая трактовка. В соответствии с этой философией, у всех Будд имеются три тела (трикая) или три аспекта личности: Дхаммакая, Самбхогакая и Нирманакая.
Сразу после Просветления Будда становится живым воплощением мудрости, сострадания, счастья и свободы.
Изначально, в буддийской традиции был всего один Будда - исторический Будда Сакьямуни.
Однако, в течение жизни, он проводил различие между собой как Просветлённым, исторической личностью с одной стороны, и собой как воплощением Истины – с другой.
Просветлённая личность называлась Рупакая (тело, обладающее видимой формой) или Нирманакая (тело проявления).
То есть, это было физическое тело Будды, родившегося как Сиддхатха Готама среди людей, достигшего Просветления, проповедовавшего Дхамму и совершившего Махапариниббану.
"Тела Проявления" или физические тела Будд многообразны и различаются между собой.
С другой стороны, принцип Просветления, воплощенный в Будде, называется Дхаммакая или Тело Истины.
Это тело является сущностью Будды и не зависит от человека, который обретает её [сущность].
Здесь Дхамма означает Абсолютную Истину и не относится к учениям, которые были переданы в устной форме и затем записаны.
Учение Будды также исходит из этой "сущности" или Истины.
Поэтому настоящий, сущностный Будда – это Истина или принцип Просветления.
Эта мысль чётко зафиксирована в палийских текстах буддизма Тхеравады.
Будда сказал Васеттхе, что Татхагата (Будда) является Дхаммакаей, "телом Истины" или воплощением Истины. Также он является Дхаммабхутой, "ставший Истиной", то есть "тем, кто стал Истиной".
В другой раз Будда сказал Ваккали: "Тот, кто видит Дхамму (Истину), тот видит Татхагату, тот, кто видит Татхагату, видит Дхамму" (Ваккали сутта, СН 22.87).
Это значит, что Будда тождественен Истине, и все Будды едины и одинаковы в том смысле, что Дхаммакая у них не отличается, поскольку Истина одна.
Во время жизни Будды Готамы, в нём были объединены Нирманакая и Дхаммакая. Однако, после Париниббаны, разница стала более резко выраженной, особенно в философии Махаяны. "Тело Проявления" умерло, и останки были помещены в ступы, но "тело Дхаммы" существует вечно.
Позже, в философии Махаяны была разработана теория Самбхогакаи, "тела наслаждения". Самбхогакаей можно считать тело или аспект, благодаря которому Будда наслаждался Дхаммой, проповедью Истины, наставлением учеников, идущих к осознанию Истины, и компанией праведных, благородных людей. Это бескорыстное и непорочное духовное наслаждение не имеет ничего общего с чувственным удовольствием. В текстах Тхеравады нет чёткого упоминания "тела наслаждения", хотя саму идею об этом теле можно принять без противоречий и в контексте этих писаний. В Махаяне утверждается, что "тело наслаждения" Будды не похоже на безличный, абстрактный принцип Дхаммакаи. Считается, что это историческая личность, которая не является человеческим существом.
Хотя термины Самбхогакая и Дхаммакая, имеющиеся в поздних палийских трудах, пришли из махаянских и полумахаянских источников, последователи других [буддийских] традиций не выражают по отношении к ним никакого неприятия. В Висуддхимагге досточтимый Буддхагоса писал о телах Будды:
"Будда обладает прекрасной Рупакаей, наделённой восьмьюдесятью малыми и тридцатью двумя большими знаками великого человека. Он также обладает Дхаммакаей, которая очищена во всех отношениях, окружена ореолом нравственности, сосредоточения и мудрости, полна величия и добродетели, несравненная и полностью просветлённая".
Хотя восприятие Буддхагосы было реалистичным, он не смог устоять под влиянием религиозных предубеждений, по которым Будде придавалась сверхчеловеческая сила. В труде Аттхасаллини, он пишет, что на время трёхмесячного отсутствия Будды в материальном мире, когда он учил Абхидхамме свою мать на небесах Тусита, он создал несколько точных копий самого себя - Ниммита-Будд. Этих Ниммита-будд нельзя было отличить от Будды по голосу, словам и даже лучам света, которые исходили из их тел. Обычные люди не могли отличить такого "сотворённого Будду" - на это были способны только боги из высших миров. Из приведённого описания можно понять, что ранние последователи Тхеравады считали Рупакаю и Самбхогакаю частью человеческого существа Будды, а его Дхаммакаю - собранием всей Дхаммы, то есть совместно и учений и правил дисциплины.
<<Назад Достижение состояния Будды |
Оглавление |
Далее>> Глава 2. Его учение |
Редакция перевода от 02.06.2021 11:42
- Оставить комментарий
- 3110 просмотров